hidden
Автобус
АВТОБУС, наиболее мобильный вид гор. транспорта, не требующий больших затрат на подготовку маршрутов и позволяющий быстро реагировать на изменения маршрутной сети. Первые попытки орг-ции движения "моторных омнибусов" относятся к 1880-м гг. Первый А
|
|
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга
|
|
hidden
Автобусные парки
АВТОБУСНЫЕ ПАРКИ, пр-тия, обеспечивающие хранение, техн. обслуживание и ремонт автобусов. Состоят из крытого депо, зданий техн. обслуживания машин, адм. зданий. Первый А. п. появился в Л. в 1926 (размещался в здании быв
|
|
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга
|
|
hidden
Автовокзалы
АВТОВОКЗАЛЫ, автостанции для междугор. и междунар. пасс. перевозок на автобусах. Первый А. (№ 1) открыт в 1955 на Садовой ул., 37 в помещении быв. Гауптвахты Сенного рынка (арх. В. И. Беретти, 1818-20; с 1886 в этом здании находилась "испытат
|
|
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга
|
|
hidden
Аэропорты
АЭРОПОРТЫ (аэродромы, аэровокзалы). Первый А. в СПб. - Корпусной аэродром - находился в 1911-14 близ совр. Ново-Измайловского просп. (см. Авиаторов парк). После 1917 этот А. стал пассажирским (обслуживал местные линии). В февр
|
|
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга
|
|
hidden
Балтийская трубопроводная система
БАЛТИЙСКАЯ ТРУБОПРОВОДНАЯ СИСТЕМА, комплекс сооружений трубопроводного транспорта Сев.-Зап. федерального округа России, предназначен для транспортировки нефти и нефтепродуктов из респ. Коми и Зап. Сибири для обеспечения внутр
|
|
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга
|
|
hidden
Балтийский вокзал
БАЛТИЙСКИЙ ВОКЗАЛ (наб. Обводного кан., 120). Возник в связи со стр-вом в 1853 ж. д. от СПб. до Петергофа и первонач. наз. Петергофским. Здание построено в 1855-57 (арх. А. И
|
|
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга
|
|
hidden
Балтийское морское пароходство
БАЛТИЙСКОЕ МОРСКОЕ ПАРОХОДСТВО (БМП) (Межевой кан., 5), ведет историю от основанного в 1830 С.-Петерб.-Любекского об-ва пароходства, совр. назв. с 1922. К 1941 в БМП 20 судов. В 1941 ему переданы суда Латв. и Эст. пароходств. С нач. Вел. Отеч
|
|
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга
|
|
hidden
Варшавский вокзал
ВАРШАВСКИЙ ВОКЗАЛ (наб. Обводного канала, 118), построен в 1853 (арх. К. А. Скаржинский). Движение по 1-му участку ж. д. дл. 44,6 км до имп. резиденции в Гатчине открыто в нояб. 1853. В 1859 дорога продлена до Пскова, в 1862 - до Варшавы. Отд
|
|
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга
|
|
hidden
Витебский вокзал
ВИТЕБСКИЙ ВОКЗАЛ (быв. С.-Петербургский, Царскосельский, вокзал Моск.-Виндаво-Рыбинской жел. дороги, Детскосельский) (Загородный просп., 52). Дерев. здание вокзала Царскосельской железной дороги сооружено в авг.-сент. 1837 (арх. К. А
|
|
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга
|
|
hidden
Вокзалы
ВОКЗАЛЫ железнодорожные (англ. Vauxhall, от имени Vaux - Дж. Вокс, владелицы увеселит. заведения близ Лондона в 18 в. - и hall - зал). В рус. яз. слово "воксал" получило широкое употребление в применении к конечной станции первого в России ж.-д
|
|
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга
|
|
hidden
Городской транспорт
ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ, трансп. средства для внутригор. перевозок грузов и пассажиров, а также транспорт, осуществляющий работы по благоустройству города. По назначению Г. т. подразделяется на пасс., грузовой и специальный. Первыми видами Г. т. в СПб
|
|
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга
|
|
hidden
Извозчики
ИЗВОЗЧИКИ, появились в СПб. с первых лет существования города (известен указ 1705 "О сборе с извозчиков"), тогда же извоз превратился в промысел, к-рым занимались, как правило, крестьяне. К 1745 в СПб. было 3 тыс. И
|
|
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга
|
|
hidden
Комендантский аэродром
КОМЕНДАНТСКИЙ АЭРОДРОМ, местность на С.-З. СПб., между Коломяжским просп., Парашютной ул., просп. Сизова и Черной речкой. В нач. 18 в. в этом р-не на левом берегу Черной речки находилась дача коменданта Петропавловской крепости (т. н
|
|
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга
|
|
hidden
Конка
КОНКА (конно-железная дорога; конный трамвай), рельсовая разновидность омнибуса. Во 2 пол. 19 - нач. 20 вв. - основной, наиболее доступный вид гор. пасс. транспорта. К. представляла собой вагон ок. 8 м дл
|
|
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга
|
|
hidden
Корпусной аэродром
КОРПУСНОЙ АЭРОДРОМ, оборудован в 1910 в юж. части СПб., между линиями Балт. и Варшавской ж. д., в р-не совр. улиц Благодатной и Победы. Использовался как база для испытаний самолетов и дирижаблей, подготовки пилотов и техн
|
|
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга
|
|
hidden
"Красная стрела", фирм. поезд
"КРАСНАЯ СТРЕЛА", первый в сети жел. дорог страны фирменный поезд, курсирующий по Окт. ж. д. между Москвой и СПб. (№ 1 из СПб, № 2 из Москвы). Впервые отправился из Л. с Моск. вокзала 10.6.1931 в 1 ч 30 мин (его вел машинист I класса В. М
|
|
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга
|
|
hidden
Ладожский трубопровод
ЛАДОЖСКИЙ ТРУБОПРОВОД, магистральный трубопровод, проложен за 43 дня (5.5-16.6.1942) через Ладожское оз. от мыса Кареджи до ж.-д. ст. Борисова Грива для снабжения Л. жидким топливом в условиях блокады 1941-44. Автор проекта - инж. Н. В. Соколова
|
|
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга
|
|
hidden
Метрополитен
МЕТРОПОЛИТЕН. Первые проекты М. в СПб. относятся к кон. 19 в. В 1889 Правление Балт. ж. д. разработало проект линии М. между Балт. и Финл. вокзалами. В 1901 инж. В. Н. Печковский предложил построить эстакадно-подземную ж. д
|
|
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга
|
|
hidden
Морской вокзал пассажирский
МОРСКОЙ ВОКЗАЛ (пл. Морской Славы, 1), закрытое акц. об-во, холдинговая компания, занимающаяся грузовыми и пасс. перевозками между СПб. и Германией, оказанием туристич. услуг и гостиничным бизнесом. Здание М. в. (1973-83, рук. проекта арх. В. А
|
|
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга
|
|
hidden
Морской порт
МОРСКОЙ ПОРТ торговый (Межевой кан., 5), один из старейших мор. торг. портов России, самый крупный оператор грузоперевозок в Бол. мор. порту СПб. Первые портовые сооружения заложены в СПб. в 1703 по указу царя Петра I
|
|
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга
|
|
hidden
Московский вокзал
МОСКОВСКИЙ ВОКЗАЛ (в 1855-1924 Николаевский) (пл. Восстания, 2), сооружен в 1844-51 (арх. К. А. Тон, мем. доска). Центр. часть фасада обработана двумя ярусами колонн коринфского ордера и увенчана 2-ярусной башней с часами
|
|
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга
|
|
hidden
Октябрьская железная дорога
ОКТЯБРЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА, проходит по терр. Ленингр., Вологодской, Моск., Мурманской, Новгородской, Псковской, Тверской обл. и Республики Карелия. Общая эксплуатац. длина 10,4 тыс. км. Управление - в СПб. (пл. Островского, 2). Крупнейшие ж.-д
|
|
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга
|
|
hidden
Омнибус
ОМНИБУС (от лат. omnibus - для всех), многоместная карета на конной тяге, первый вид гор. обществ. маршрутного безрельсового транспорта. Первые О. начали ходить летом 1830 из СПб. на Крестовский о., в Новую и Старую Деревни. Контора О
|
|
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга
|
|
hidden
Паровая железная дорога
ПАРОВАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА (паровая конно-железная дорога, паровой трамвай), вид гор. транспорта, разновидность конки. Паровая тяга впервые введена в 1882 на Невской пригородной конно-жел. дороге на маршруте от Знаменской пл. (ныне пл
|
|
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга
|
|
hidden
Петербургский транспортный узел
ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТРАНСПОРТНЫЙ УЗЕЛ, крупнейший трансп. узел Европ. России. Уникальное геогр. положение СПб., выход к мор., речным и ж.-д. путям и гл. автодорогам позволяют решать важнейшие стратегич
|
|
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга
|
|
hidden
Пристани
ПРИСТАНИ. Сооружения для причаливания судов возводились в СПб. с первых лет его существования. Их расположение было связано с размещением торг. амбаров - буянов. Дерев. П. имелись в 19 в. у хлебных амбаров на Калашниковской (ныне Синопской) наб
|
|
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга
|
|
hidden
Речной вокзал
РЕЧНОЙ ВОКЗАЛ (просп. Обуховской Обороны, 195), введен в строй в 1970 (арх. И. Н. Кусков и В. В. Попов). Сооружен на месте Озерной пристани. Предназначен для пасс. перевозок. Принадлежит Сев.-Зап. пароходству. На причалах Р. в
|
|
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга
|
|
hidden
Речные переправы
РЕЧНЫЕ ПЕРЕПРАВЫ. С первых лет существования СПб. Р.п. устраивались через Неву и ее протоки для осуществления связи между о-вами летом водным транспортом, зимой по льду
|
|
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга
|
|
hidden
Северо-Западное речное пароходство
СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ПАРОХОДСТВО (СЗП) (Центр. офис - Б. Морская ул., 37), открытое акц. об-во (с 1991), одно из крупнейших пр-тий С.-Петерб. трансп. узла и системы речного транспорта России. Осуществляет перевозки по внутр. речным и мор
|
|
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга
|
|
hidden
Такси
ТАКСИ (от англ. tax - налог, плата), автомобили, развозящие пассажиров за плату. Частные "таксомоторы" появились в СПб. осенью 1908, тогда же возникли акц. об-ва, занявшиеся автоизвозом. Цены были свободные (до 5 руб. в час). Стоянка Т
|
|
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга
|
|