Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Статьи / Паровая железная дорога

Паровая железная дорога


Рубрикатор / Энциклопедический словарь/Городское хозяйство/Транспорт/Городской транспорт

ПАРОВАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА (паровая конно-железная дорога, паровой трамвай), вид гор. транспорта, разновидность конки. Паровая тяга впервые введена в 1882 на Невской пригородной конно-жел. дороге на маршруте от Знаменской пл. (ныне пл. Восстания) до Семянниковского з-да (ныне "Невский з-д"). Движение осуществлялось 3 локомотивами по воскресным дням. Состав включал 4 вагона (затем один вагон тянули до Рыбацкого). С 1884 движение стало регулярным. В 1898 на линии работали 17 локомотивов нем. фирмы "Krauss" и бельг. фирмы "Cockerill". Вокзал находился на Знаменской пл., депо - в с. Александровское (не сохр.). В 1913 линия с парком, мастерскими, 12 локомотивами, 62 вагонами перешла в ведение города. В 1887 открылось регулярное движение парового трамвая на Лесной линии - от клиники баронета Виллие (ВМА) до Круглого пруда (р-н 2-го Муринского и Институтского просп.). В 1907 маршрут продлен до Политехн. ин-та. В 1902 Лесная линия перешла в ведение города. В 1914 на ней имелось 16 паровозов швейц. фирмы "Brown", бельг. "Cockerill" и Путиловского з-да. В качестве станции использовался коночный парк на углу Нейшлотского пер. и Лесного просп. В 1892-94 открылись приравненные к трамвайным гор. линиям Приморская ж. д. (Новая Деревня - Сестрорецк) и Ириновская ж. д. (Охта - Ржевка - Ириновка). В 1926-28 Ириновская ж. д. преобразована в трамвайную линию. Узкоколейный участок до ст. Рахья эксплуатировался до 1990-х гг. Движение на Лесной линии П. ж. д. прекратилось в 1918, на Невской - в 1922 (с открытием Невской трамвайной линии). В 1942-43 паровой трамвай использовался для грузовых и пасс. перевозок по трамвайным путям Володарского моста в Невском р-не в ночное время; тогда же по просп. Стачек до Кировского з-да курсировал паровик "Бесстрашный". До 1963 в трамвайном грузовом парке эксплуатировались 3 паровоза серии "О" и "Ь".

Лит.: Януш Б. В. Впервые по железным рельсам // ЛП. 1985. № 6. С. 27-28; От конки до трамвая: Из истории петерб. транспорта / Авт.-сост. Е. Шапилов и др. СПб.; М., 1994.

Ю. Н. Кружнов.

Авторы
Кружнов Юрий Николаевич

Адреса
2-й Муринский пр./Санкт-Петербург
Институтский пр./Санкт-Петербург
Лесной пр./Санкт-Петербург
Нейшлотский пер./Санкт-Петербург
Стачек пр./Санкт-Петербург

Библиография
Януш Б. В. Впервые по железным рельсам // Ленингр. панорама, 1985, № 6. С. 27-28
От конки до трамвая: Из истории петерб. транспорта: [Альбом] / Авт.-сост. Е. Шапилов и др. СПб.; М., 1994

Предметный указатель
Конка
Невское общество пригородной конно-железной дороги
"Невский завод"
"Krauss", немецкая фирма
"Cockeril"l бельгийская фирма
Клиника Виллие (Михайловская клиническая больница баронета Виллие)
Политехнический университет СПб гос.
"Brown", швейцарская фирма
"Кировский завод"
Трамвай
Приморская железная дорога
Ириновская железная дорога
Паровик "Бесстрашный"



Конка

КОНКА (конно-железная дорога; конный трамвай), рельсовая разновидность омнибуса. Во 2 пол. 19 - нач. 20 вв. - основной, наиболее доступный вид гор. пасс. транспорта. К. представляла собой вагон ок. 8 м дл
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Трамвай

ТРАМВАЙ (от англ. tram - вагон и way - путь), вид гор. рельсового транспорта. Существовало 3 вида Т.: конный (см. Конка), паровой (см. Паровая железная дорога) и электрический. В 1880 на углу Дегтярной и Болотной улиц инж. Ф. А
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга