Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Предметный указатель / Конка

Конка


Рубрикатор / Энциклопедический словарь/Городское хозяйство/Транспорт/Городской транспорт

КОНКА (конно-железная дорога; конный трамвай), рельсовая разновидность омнибуса. Во 2 пол. 19 - нач. 20 вв. - основной, наиболее доступный вид гор. пасс. транспорта. К. представляла собой вагон ок. 8 м дл. с впряженной парой лошадей, двигавшийся по рельсам. Вагон имел верхнюю пасс. площадку ("империал"), за проезд на ней платили меньше. К. обслуживалась кучером и кондуктором. В 1862 в СПб. учреждено частное Т-во конно-жел. дорог (правление - Троицкая ул., ныне ул. Рубинштейна, 3), и до 1917 К. оставалась частным пр-тием. 27.8.1863 Т-во открыло первый маршрут от Знаменской пл. по Невскому просп. до Стрелки В. О. К 1865 было перевезено 2 млн пассажиров. В 1876 учреждено Акц. об-во конно-жел. дорог (правление - Литейный просп., 35), к-рое владело 6 коночными парками (Рождественский в р-не совр. 1-й Советской ул., Нарвский в р-не совр. Тракторной ул., Выборгский на углу Лесного просп., 23/19 и др.). В 1878 учреждено Невское об-во пригородной конно-жел. дороги (контора - Невский просп., 160), обслуживавшее р-н Шлиссельбургского тракта (от Николаевского вокзала до д. Мурзинка) и имевшее парк в с. Александровское. К 1877 в СПб. было 26 маршрутов К., их обслуживали 3,5 тыс. лошадей; в 1906 - 32 маршрута, с протяженностью рельсовых дорог св. 150 км. В 1882 на Невской линии пущена К. на паровой тяге (см. Паровая железная дорога). В 1902 гор. власти начали выкупать у акц. об-в имущество конно-жел. дорог. С появлением в 1907 трамвая, линии к-рого находились в ведении города, частная К. продолжала существовать. В сент. 1917 по решению Гор. управы все линии К. закрыты.

Лит.: Годес Я. Г. Этот новый старый трамвай. Л., 1982; От конки до трамвая: Из истории петерб. транспорта / Авт.-сост. Е. Шапилов и др. СПб.; М., 1994.

Ю. Н. Кружнов.

Авторы
Кружнов Юрий Николаевич

Адреса
1-я Советская ул./Санкт-Петербург
Восстания пл./Санкт-Петербург
Лесной пр./Санкт-Петербург, д. 23/19
Литейный пр./Санкт-Петербург, д. 35
Невский пр./Санкт-Петербург
Невский пр./Санкт-Петербург, д. 160
Рубинштейна ул./Санкт-Петербург, д. 3
Тракторная ул./Санкт-Петербург

Библиография
От конки до трамвая: Из истории петерб. транспорта: [Альбом] / Авт.-сост. Е. Шапилов и др. СПб.; М., 1994
Годес Я. Г. Этот новый старый трамвай. Л., 1982

Предметный указатель
Омнибус
Акционерное общество конно-железных дорог
Невское общество пригородной конно-железной дороги
Паровая железная дорога
Трамвай
Городская управа

Хронограф
1863 Началось движение по первой линии конно-железной дороги (конка)


Городской транспорт

ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ, трансп. средства для внутригор. перевозок грузов и пассажиров, а также транспорт, осуществляющий работы по благоустройству города. По назначению Г. т. подразделяется на пасс., грузовой и специальный. Первыми видами Г. т. в СПб
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Извозчики

ИЗВОЗЧИКИ, появились в СПб. с первых лет существования города (известен указ 1705 "О сборе с извозчиков"), тогда же извоз превратился в промысел, к-рым занимались, как правило, крестьяне. К 1745 в СПб. было 3 тыс. И
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Паровая железная дорога

ПАРОВАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА (паровая конно-железная дорога, паровой трамвай), вид гор. транспорта, разновидность конки. Паровая тяга впервые введена в 1882 на Невской пригородной конно-жел. дороге на маршруте от Знаменской пл. (ныне пл
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Трамвай

ТРАМВАЙ (от англ. tram - вагон и way - путь), вид гор. рельсового транспорта. Существовало 3 вида Т.: конный (см. Конка), паровой (см. Паровая железная дорога) и электрический. В 1880 на углу Дегтярной и Болотной улиц инж. Ф. А
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Трамвайные парки

ТРАМВАЙНЫЕ ПАРКИ, пр-тия, имеющие спец. сооружения и оборудование для отстоя, эксплуатации и ремонта вагонов трамвая. Первый Т. п. (Петерб., с 1914 Петрогр.) создан в 1907 на терр. парка конки (Б. Посадская ул., 24/2). В 1908 построены Т. п
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга