Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Предметный указатель / Собор равноапостольного кн. ВЛАДИМИРА

Собор равноапостольного кн. ВЛАДИМИРА


Рубрикатор / Святыни Петербурга/Соборы

Предыстория этого пятикупольного с высокой колокольней храма, окрашенного в желтый и белый цвета, весьма непростая. При Петре I в 1708 здесь был освящен храм в честь свт. Николая и назывался в народе „на Мокруше“, ибо стоял на затопляемом при наводнениях месте. Пять лет спустя вместо деревянной была заложена скромная мазанковая Успенская церковь. Ее боковые приделы свт. Николая и Иоанна Предтечи были освящены в 1717, а главный – 5 апреля 1719 митрополитом Рязанским и Муромским Стефаном (Яворским), чье подворье находилось неподалеку. На этом освящении присутствовал Петр I, бывал он в церкви и в дни престольных праздников.
Петербургская сторона считалась тогда центром города и была густо населена, отчего церковь получила ранг соборной. К 1732 здание изрядно обветшало, колокольню пришлось снести, а через 6 лет внутри был проведен основательный ремонт.
В память рождения вел. кн. Иоанна Антоновича в 1740, рядом с мазанковой, была начата, по проекту М. Г. Земцова, каменная церковь св. Иоанна Предтечи, завершенная вчерне через два года. С этого времени ее достройкой и отделкой руководил П. А. Трезини, но в 1744 работы остановились, поскольку выяснилось, что алтарь храма ориентирован на юг. Императрица Елизавета Петровна распорядилась в 1747 вместо одноглавой делать церковь „о пяти главах по древнему российскому обычаю“, в связи с чем Трезини пересоставил проект, получив из Москвы обмерные чертежи Успенского собора. Проект, однако, не понравился, и участие в сочинении нового пришлось принять почти всем ведущим зодчим столицы.
Наконец, после долгих проволочек, в 1766 был утвержден наиболее удачный и простой, исполненный в стиле раннего классицизма чертеж А. Ринальди, который осуществлял инж. А. А. Дьяков, возводивший по соседству Тучков буян. В 1769 новая церковь была вчерне готова, и с ее отделкой пришлось поторопиться, поскольку в 1772 мазанковая постройка сгорела. В еще недостроенном, крытом тесом храме 8 сентября 1773 был, наконец, освящен холодный Успенский придел.
Так как строящийся храм при пожаре тоже пострадал, то в 1783 его восстановление поручили И. Е. Старову, который, по-видимому, упростил оформление фасадов и изменил завершение куполов. В 1785 был освящен теплый Успенский придел, а 1 октября 1789 – главный во имя св. кн. Владимира, орден которого был учрежден в память 800-летия Крещения Руси.
В 1799 последовало освящение правого Никольского придела, после чего собор стал вмещать до 3000 человек. В 1799 при ремонте часть образов в иконостасе заменили новыми. 22 июня 1824 был освящен придел свт. Николая, заново отделанный на средства старосты Ф. Д. Иванова. Годом раньше начались перемены в интерьере: были устроены хоры и переделан в ампирном стиле иконостас. В 1859 храм был сделан теплым, а в 1866 боковые приделы были перенесены к главному и заново освящены. Два года спустя акад. К. А. Ясевич реставрировал в соборе многие иконы.
В 1872–1873, строя вокруг здания ограду, арх. Н. Ф. Брюлло возвел в ней две часовни, а еще одна, в память Александра II, была построена в 1882–1886 Н. Н. Ковригиным на углу Большого проспекта. Еще раньше, в 1856, купцы соорудили на Пеньковом буяне Казанскую часовню.
В 1874 прихожане задумали выстроить на Ситном рынке новую церковь „в готическом стиле“ в память бракосочетания вел. кн. Марии Александровны, но этот замысел осуществить не удалось.
В 1892 на Мытнинской набережной появился мраморный киот в память спасения Александра III в Борках. Его автором был арх. Ф. Б. Нагель.
Несмотря на долгую историю, особо интересных икон и предметов в соборе не было, кроме, пожалуй, образа св. Владимира, „Берлинского Евангелия“ XVII века в тяжелом и дорогом окладе, церковных облачений XVIII века, серебряной дарохранительницы хорошей работы 1770 года и одного креста-мощевика. В 1894 в интерьере была поставлена Голгофа, новинка в церковном обиходе. В 1910 в алтаре появился витраж с изображением Спасителя.
Начиная с 1843, в соборе ежегодно, 22 сентября, собирались кавалеры ордена св. Владимира, отмечая день его учреждения, а в престольный праздник по приходу совершался крестный ход. 10 июля крестный ход шел на мануфактуру Гука. Водосвятие в первый Спас происходило на реке Ждановке.
Уже в 1810 при соборе было открыто на частные средства одно из лучших в городе приходских училищ, которое, однако, работало не очень долго. С 1875 действовало благотворительное общество с богадельней и двумя детскими приютами, с 1902 – приходская школа. В 1887 прихожане хотели поставить перед собором бронзовый бюст Александра II.
Четверть века соборный клир возглавлял популярный пастырь прот. Василий Иоаннович Полетаев; его в 1912 сменил последний перед революцией настоятель – прот. Леонид Константинович Богоявленский, который в 1922 был приговорен к расстрелу, но вместо этого отсидел полтора года в тюрьме.
Во время разрухи, 6 декабря 1920, в крещальне, в деревянном тепляке, был освящен престол Всех Русских Святых. Здесь до конца 1920-х служили в холодную погоду.
Собор был временно закрыт с ноября 1926 по ноябрь 1927, затем не закрывался, несмотря на „требования трудящихся“, и с весны 1938 до осени 1941 являлся кафедральным. В келье под колокольней жил митрополит Алексий. В 1940–2001 в соборе хранился чудотворный образ Казанской Божией Матери – главная городская святыня.
В 1951–1952 здание было основательно реставрировано. Оно охраняется государством как памятник архитектуры. Двухсотлетие храма было отмечено в 1989 выпуском юбилейной медали.
Архивные источники
РГИА. Ф. 467. Оп. 2. Д. 112. Л. 114–115; Ф. 789. Оп. 6. Д. 212. Л. 6; Ф. 796. Оп. 163. Д. 129; Ф. 797. Оп. 349. Д. 51; Ф. 815. Оп. 6. Д. 85. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 119. Д. 1. Л. 10, 32; Д. 49. Л. 35–36; Ф. 256. Оп. 10. Д. 38; Ф. 678. Оп. 1. Д. 1344. Л. 2.
Литературные источники
ИСС. 1876. Т. 5. С. 1–83; 1878. Т. 6. С. 14. ЛМХ. Вып. 2. С. 59–68. ПАЛ. С. 300–301. Кючарианц Д. А. Антонио Ринальди. Л., 1976. C. 67–68. Черепенина, Шкаровский. 1996. С. 58–68. ПЧ 98–99. СПб., 1999. С. 53–57.
Периодика
Библиотека для чтения. 1849. Т. 95. Отд. 1. С. 91–106. ЦВ. 1875. № 24. С. 15. НС. 1882. № 8. С. 58; № 34. С. 26. ВПГ. 1886. № 131. ПрЦВ. 1889. № 41. С. 1230–1231; 1892. № 20. С. 747. Домашнее чтение. 1896. Окт. С. 213–215. ЖМП. 1961. № 6. С. 29–36; 1989. № 10. С. 24. СПбЕВ. 1991. Вып. 2. С. 79–81.

Авторы
Кобак Александр Валерьевич
Антонов Виктор Васильевич

Персоны
Александр II, император
Александр III, император
Алексий (Алексей Михайлович Ридигер), патриарх
Богоявленский Леонид Константинович
Брюллов Николай Федорович
Дьяков А. А.
Елизавета Петровна, императрица
Земцов Михаил Григорьевич
Ковригин (Кавригин) Николай Николаевич
Мария Александровна, императрица
Нагель Федор Борисович
Петр I, император
Полетаев Василий Иоаннович
Ринальди Антонио
Старов Иван Егорович
Стефан (Симеон Иванович Яворский), митрополит
Трезини Пьетро Антонио
Ясевич К. А.

Адреса
Блохина ул./Санкт-Петербург, д. 26

Предметный указатель
Сытный рынок
Ткацкая мануфактура Гука
"В честь 200-летия Князь-Владимирского собора", медаль
Князь-Владимирский собор
Собор равноапостольного кн. ВЛАДИМИРА


Алексий (Симанский), митрополит в 1933-1945

АЛЕКСИЙ (в миру Сергей Владимирович Симанский) (1877-1970), церк. деятель, д-р богословия (1949). По окончании юрид. ф-та Моск. ун-та (1899) поступил в Моск. духовную академию, где в 1902 принял монашество с именем А
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО В ПРИХОДЕ КАВАЛЕРСКОГО СОБОРА СВ. РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА

Основано в 1873 в приходе храма, ведущего свою историю с начала XVIII столетия (на Александровском пр., ныне пр. Добролюбова). Состояло под покровительством вел. кнг. Марии Павловны. Общество содержало в доме по адресу Александровский пр
Источник: Благотворительность в России

Иконы чудотворные и чтимые

ИКОНЫ ЧУДОТВОРНЫЕ И ЧТИМЫЕ. Самая известная чудотворная икона Божией Матери Казанской - список 16 в. с исчезнувшей одноим. чудотворной иконы, находится в Казанском соборе. Она была привезена из Москвы в нач. 18 в
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Казанский собор

КАЗАНСКИЙ СОБОР, собор иконы Казанской Божией Матери (Казанская пл., 2), пам. архитектуры классицизма. В 1733-37 на этом месте выстроена кам. 3-придельная ц. Рождества Богородицы с высокой колокольней (арх. М. Г
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Князь-Владимирский собор

КНЯЗЬ-ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР, собор Св. равноапостольного князя Владимира (просп. Добролюбова, ул. Блохина, 26), пам. архитектуры в стиле, переходном от барокко к классицизму. Расположен на "Мокрушах" (низком, затоплявшемся при наводнениях месте)
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Собор БОЖИЕЙ МАТЕРИ КАЗАНСКОЙ

В этом огромном, полукругом распластанном соборе с могучей коринфской колоннадой и величественным куполом хранилась самая чтимая в столице икона – Казанской Божией Матери, перед которой преклоняли колени и царь, и гордый вельможа
Источник: Святыни Петербурга

Собор ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ (Троице-Петровский)

Это был любимый храм Петра Великого. Царь бывал в нем два-три раза в неделю, читал Апостол и „пением своею особою, стоя на клиросе с протчими певчими, продолжал всенощное бдение часов по пяти и по шести“
Источник: Святыни Петербурга

Собор равноапостольного кн. ВЛАДИМИРА

Предыстория этого пятикупольного с высокой колокольней храма, окрашенного в желтый и белый цвета, весьма непростая. При Петре I в 1708 здесь был освящен храм в честь свт
Источник: Святыни Петербурга

Церковь благ. вел. кн. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО при 2-м кадетском корпусе Императора Петра Великого

В 1712 Петр I основал в Москве инженерную школу, которая через семь лет была переведена в Петербург и с 1733 разместилась на берегу Ждановки. В 1762 школа преобразована в корпус, который с 1800 назывался 2-м кадетским и выпускал военных инженеров
Источник: Святыни Петербурга

Церковь БОЖИЕЙ МАТЕРИ СМОЛЕНСКОЙ на Смоленском кладбище

Одно из самых больших и старых городских кладбищ возникло в 1738 и было закрыто для погребений в 1938, два века спустя. На нем за это время был похоронен без малого миллион человек
Источник: Святыни Петербурга

Церковь БОЖИЕЙ МАТЕРИ „ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТИ“ при приюте Братства во имя Царицы Небесной для помощи психически больным детям

На Петербургской стороне жил 14-летний мальчик из бедной семьи Коля Грачев, страдавший припадками падучей, которая, делаясь все сильнее, совсем его ослабила. Ночью 3 декабря 1890 мальчику было видение Божией Матери, Которая сказала: „Николай
Источник: Святыни Петербурга

Церковь ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ при детском приюте вел. кн. Марии Николаевны

В 1898 по предложению отца и дочери М. И. и О. М. Михельсон возникло Общество попечения о бесприютных детях, которое сразу же открыло детский приют. Для его последующего расширения средства пришлось собирать целых семь лет
Источник: Святыни Петербурга

Церковь равноапп. КОНСТАНТИНА и ЕЛЕНЫ при Институте св. Елены

Женское училище св. Елены создано в 1820, и его покровительницей была вел. кн. Елена Павловна, супруга вел. кн. Михаила Павловича, брата Императора Александра I
Источник: Святыни Петербурга

Церковь УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Киево-Печерской Успенской лавры Киевской епархии

Древнейшая и славнейшая лавра русской земли была основана в 1062 прпп. Антонием и Феодосием Печерскими. Она сыграла огромную роль в истории Православия и отечественной культуры
Источник: Святыни Петербурга