Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Статьи / Старообрядцы

Старообрядцы


Рубрикатор / Энциклопедический словарь/Религия. Церковь/Конфессии

СТАРООБРЯДЦЫ, представители течения в Рус. правосл. церкви, сохраняющие "старые" обряды и отвергающие церк. реформу, осуществленную в сер. 17 в. патриархом Никоном. С. селились в СПб. с его основания, но первонач. подвергались гонениям. Их первые домовые моленные появились в сер. 18 в. у Малоохтинского кладб., на Волковском кладб. и в др. местах. В 1883 С. получили разрешение строить молитв. здания, но без куполов и крестов. В 1905 все ограничения сняты. В 1917 в П. было ок. 15 тыс. С., делившихся на два осн. течения: сохранивших священство поповцев (белокриницкого согласия и беглопоповцев) и утративших его беспоповцев (поморского, федосеевского и филипповского согласий). Приверженцы существовавшего с 1846 белокриницкого согласия имели в СПб. 6 церквей, их центром было основанное в 1835 Громовское кладб. (ныне Ташкентская ул., 8-18), где в 1844 была сооружена Успенская ц., а в 1912-15 - Покровская ц. В 1939 кладбище закрыто, все храмы снесены. Беглопоповцы, принимавшие священников Рус. правосл. церкви, имели домовый храм Св. Николая (устроен в 1903 на Б. Пороховской ул., закрыт в 1920-х гг.), ц. Св. Петра митрополита при Чубыкинской богадельне на Забалканском просп. (ныне Московский просп., 108) (устроен в 1905). Согласие беспоповцев возникло в 1730-х гг., при имп. Екатерине II им было разрешено создать общины в СПб. Поморцы (ок. 5 тыс. чел.) имели к 1917 три молельных дома (старейший открыт в нач. 1760-х гг. в богадельне Михайловых на М. Охте). В 1906-07 они построили на Тверской ул., 8 Знаменскую ц. - яркий образец неорус. стиля (арх. Д. А. Крыжановский; в 1934 закрыта, ныне в здании пром. пр-тие), в 1911 создали Успенскую моленную (ныне просп. Стачек, 27, не сохр.). Федосеевцы (ок. 6 тыс. чел.) имели 3 моленных: с 1780-х гг. - при Волковском старообрядч. кладб., с 1876 - в жен. скиту на Волковской ул., 19, с 1911 - на Коломенской ул., 12 (закрыта в 1936). Филипповцы (к 1917 ок. 300 чел.) основали первую моленную в 1767 на наб. р. Фонтанки. После ее закрытия в 1848 устроили новую моленную на Песках (Б. Болотная ул., ныне ул. Моисеенко, 31), официально разрешенную в 1883 и закрытую в 1920-х гг. До 1917 С. активно занимались благотворит. деятельностью. У поповцев крупнейшей была Чубыкинская богадельня (ныне Московский просп., 108), у беспоповцев - богадельни Михайловых (ныне ул. Помяловского, 6) и на Волковском кладб. При мн. молитвенных домах существовали школы, приюты и т. д. Из петерб. С. наиболее известны купцы Ф. Г. Громов, П. И. Чубыкин, Ф. Ф. Косцов, И. В. Киржаков, иконописец Н. С. Рачейсков, епископ Геронтий (Лакомкин). В 1946 была вновь открыта старообрядч. церковь на Коломенской ул., 12 (поморского согласия), но в 1960 ее закрыли. В 1988 С. переданы 2 быв. правосл. церкви: Александро-Невская на Преображенском кладб. (просп. Александровской фермы, 20) - поповцам белокриницкого согласия и Знаменская ц. при Казанском кладб. в Рыбацком (просп. Юннатов, 32) - поморцам. В 2002 в СПб. ок. 1,5 - 2 тыс. С.

Лит.: Животов Н. Н. Церковный раскол Петербурга в связи с общероссийским расколом: Очерки. СПб., 1891; Буткевич Т. И. Обзор русских сект и их толков с изложением их происхождения, распространения и вероучения и с опровержением последнего. 2-е изд., испр. и доп. Пг., 1915; Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга: Ист.-церков. энцикл. СПб., 1996. Т. 3. С. 202-213; Лурье Л. Я. Петербургские старообрядцы // Английская набережная, 4. СПб., 1997. С. 55-78.

М. В. Шкаровский.

Авторы
Шкаровский Михаил Витальевич

Персоны
Геронтий (Григорий Иванович Лакомкин), епископ
Громов Федул Григорьевич
Екатерина II, императрица
Киржаков И.В.
Косцов Ф.Ф.
Крыжановский Дмитрий Андреевич
Никон (Минов Никита), патриарх
Рачейсков Н.С.
Чубыкин П.И.

Адреса
Александровской Фермы пр./Санкт-Петербург, д. 20
Б. Пороховская ул./Санкт-Петербург
Коли Томчака ул./Санкт-Петербург, д. 19
Коломенская ул./Санкт-Петербург, д. 12
Моисеенко ул./Санкт-Петербург, д. 31
Московский пр./Санкт-Петербург, д. 108
Помяловского ул./Санкт-Петербург, д. 6
Стачек пр./Санкт-Петербург, д. 27
Ташкентская ул./Санкт-Петербург, д. 16
Ташкентская ул./Санкт-Петербург, д. 18
Ташкентская ул./Санкт-Петербург, д. 14
Ташкентская ул./Санкт-Петербург, д. 12
Ташкентская ул./Санкт-Петербург, д. 10
Ташкентская ул./Санкт-Петербург, д. 8
Тверская ул./Санкт-Петербург, д. 8
Фонтанки р. наб./Санкт-Петербург
Юннатов ул./Санкт-Петербург, д. 32

Библиография
Животов Н. Н. Церковный раскол Петербурга в связи с общероссийским расколом: Очерки. СПб., 1891
Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга: Ист.-церков. энцикл.: В 3 т. СПб., 1994-1996, Т. 3. С. 202-13
Буткевич Т. И. Обзор русских сект и их толков с изложением их происхождения, распространения и вероучения и с опровержением последнего. 2-е изд., испр. и доп. Пг., 1915
Лурье Л. Я. Петербургские старообрядцы // Английская набережная, 4. СПб., 1997, С. 55-78

Предметный указатель
Малоохтинское старообрядческое кладбище
Волковское православное кладбище
Волковское православное кладбище
Громовское кладбище
Старообрядческие церкви УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ и ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ на Громовском кладбище
Старообрядческая церковь свт. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА общины, приемлющей священство, переходящее от Великороссийской Церкви
Старообрядческая церковь свт. ПЕТРА, МИТРОПОЛИТА КИЕВСКОГО, при Чубыкинской богадельне
Моленная Малоохтиинской федосеевской общины
Церковь ЗНАМЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ старообрядцев Поморского согласия, приемлющих браки
Старообрядческая церковь УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ Свято-Успенской общины Поморского согласия
Моленная Волковской федосеевской общины
Моленная филипповской общины
"Памяти жертв 9 января" кладбище
Церковь благ. вел. кн. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО на Преображенском кладбище
Казанское кладбище



Богадельни

БОГАДЕЛЬНИ, заведения для содержания бедных, больных и престарелых, появились в СПб. первонач. при церквах: Вознесенской на Шпалерной ул. (1713) и Сампсониевской (1730-е гг
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Домовые церкви

ДОМОВЫЕ ЦЕРКВИ, храмы в домах частных лиц, дворцах, зданиях гос., воен. и обществ. учреждений, уч. заведений, тюрьмах и пр. Первые Д. ц. появились в СПб. при царе Петре I: в 1711 - во дворце царевны Натальи Алексеевны, в 1715 - в Мор
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Единоверческая церковь свт. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА (Миловская)

С этой церкви в столице началось единоверие. Ее было разрешено устроить в 1798 любимскому купцу И. И. Милову, переделавшему в связи с этим свою домашнюю часовню
Источник: Святыни Петербурга

Епархиальное братство во имя Пресвятой Богородицы

ЕПАРХИАЛЬНОЕ БРАТСТВО ВО ИМЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ, создано в 1884 в СПб. по инициативе викарного епископа Выборгского Арсения (Брянцева) с целью распространения в С.-Петерб. епархии религ.-нравств
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Моленная Волковской федосеевской общины

Старообрядцы жили в столице с момента ее основания и, процветая в царствование Екатерины II и Александра I, в конце царствования Николая I подверглись притеснениям
Источник: Святыни Петербурга

Моленная и скит федосеевской общины

Старообрядцы жили в столице с момента ее основания и, процветая в царствование Екатерины II и Александра I, в конце царстсвования Николая I подверглись притеснениям
Источник: Святыни Петербурга

Моленная Малоохтиинской федосеевской общины

Старообрядцы жили в столице с момента ее основания и, процветая в царствование Екатерины II и Александра I, в конце царствования Николая I подверглись притеснениям
Источник: Святыни Петербурга

Моленная филипповской общины

Старообрядцы жили в столице с момента ее основания и, процветая в царствование Екатерины II и Александра I, в конце царствования Николая I подверглись притеснениям
Источник: Святыни Петербурга

Никодим (Ротов) (1929-1978), митрополит Ленинградский и Новгородский 1963-1978

НИКОДИМ (в миру Борис Георгиевич Ротов) (1929-1978), церк. деятель. В 1947 принял монашество с именем Н., причислен к Ярославскому архиерейскому дому. С 1949 служил при разл. церквах Ярославской епархии. В 1955 заочно окончил Ленингр
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Старообрядческая церковь Лиговской общины Белокриницкого согласия

Старообрядцы жили в столице с момента ее основания и, процветая в царствование Екатерины II и Александра I, в конце царствования Николая I подверглись притеснениям
Источник: Святыни Петербурга

Старообрядческая церковь свт. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА общины, приемлющей священство, переходящее от Великороссийской Церкви

Старообоядцы жили в столице с момента ее основания и, процветая в царствование Екатерины II и Александра I, в конце царствования Николая I подверглись притеснениям
Источник: Святыни Петербурга

Старообрядческая церковь свт. ПЕТРА, МИТРОПОЛИТА КИЕВСКОГО, при Чубыкинской богадельне

Старообрядцы жили в столице с мосента ее основания и, процветая в царствование Екатерины II и Александра I, в конце царствования Николая I подверглись притеснениям
Источник: Святыни Петербурга

Старообрядческие церкви УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ и ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ на Громовском кладбище

Старообрядцы жили в столице с момента ее основания и, процветая в царствование Екатерины II и Александра I, в конце царствования Николая I подверглись притеснениям
Источник: Святыни Петербурга

Церкви СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ, БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ и прор. ИЛИИ на Волковском единоверческом кладбище

После того как Павел I разрешил старообрядцам иметь церкви, беспоповцы-федосеевцы в 1799 на своем кладбище на правом берегу Волковки выстроили деревянную часовню, которую единоверцы, ее новые хозяева, вскоре расширили, пристроив алтарь и колокольню
Источник: Святыни Петербурга

Церковь УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ при Волковской Александровской богадельне

В 1777 старообрядцы-федосеевцы получили на Черной речке, близ православного кладбища, место для погребений. Через семь лет купец Ф. Ф. Косцов выстроил на нем каменную богадельню для мужчин, дополненную в 1807 женской
Источник: Святыни Петербурга