Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Предметный указатель / Мосты

Мосты


Рубрикатор / Энциклопедический словарь/Архитектура/Мосты

МОСТЫ, неотъемлемая часть градостроит. структуры и архит. облика СПб. В 2002 в городе - 342 М. разл. видов и типов; в Кронштадте - 5, Пушкине - 54, Петродворце - 51, Павловске - 16, Ломоносове - 7. На Неве, Б. Неве и М. Неве - 10 М. (в т. ч. 1 ж.-д.), на кан. Грибоедова - 21, на Обводном кан. - 26 (в т. ч. 7 ж.-д.), на Фонтанке и Мойке - по 15; 21 М. - разводной. Эксплуатацией трансп. и пешеходных М. занимается Мостотрест, на балансе к-рого в 2003 - 400 М., из них 326 трансп. и 74 пешеходных; эксплуатацией ж.-д. М. - Окт. ж. д., проектированием М. - ин-ты "Ленгипроинжпроект", "Стройпроект", "Трансмост"; стр-вом и реконструкцией - пр-тия Мостострой-6, Ленмостострой, Мостоотряд № 19, "Ризалит", "Пилон", "Специалист". 1-й М. в СПб. - Иоанновский мост, соединявший Городской и Заячий о-ва. Позднее через многочисл. водотоки стали строить дерев. балочные, свайные, разводные, наплавные М. 1-й М. через Б. Неву был наведен в 1727 (см. Исаакиевский мост). К 1740 в СПб. было ок. 40 М. Ведущий мостостроитель - мастер X. ван Болес. В 1760-1800-х гг. велось широкомасштабное стр-во кам. набережных и М. Первыми в кон. 1760-х гг. были сооружены Прачечный, Верхне-Лебяжий, Эрмитажный, затем Казанский и Каменный М. В 1780-х гг. возведены 7 типовых разводных М. через р. Фонтанку со строгими монумент. башнями: Аничков, Обуховский, Старо-Калинкин, Измайловский, Семеновский, Симеоновский (ныне Белинского) и Чернышев (ныне Ломоносова) (позднее неоднократно перестраивались). В 1797-1800 построен Трехчастный мост на Воскресенском кан. Все они относятся к шедеврам мостового зодчества. М. на кам. опорах были сооружены на Крюковом кан. Ведущие мостостроители этого периода - Ю. М. Фельтен, Т. И. Насонов, В. И. Назимов, И. Н. Борисов, Ф. В. Бауэр, П. К. Сухтелен, К. Ф. Модерах, И. К. и Ф. И. Герарды. Первые жел. М. появились в 1780-90-х гг. в Царском Селе и Таврическом саду. С 1806 до 1840-х гг. в СПб. построено 16 чугунных арочных М.: 12 тюбинговых из пустотелых ящиков-клиньев (Полицейский, Александровский, Красный, Поцелуев, Синий, Театральный, 1-й Инженерный, Певческий, Конюшенные и др.) и 4 ребристых (Сальнобуянский, мост в Михайловском саду, Глухой мост через Адмиралтейский кан., 3-пролетный М.-плотина на р. Охте). В 1823-29 сооружено 8 висячих цепных М.: Екатерингофский, Пантелеймоновский, Египетский, Почтамтский, Банковский, Львиный и 2 мостика на Безымянном ручье. Их создатели - инж. В. И. Гесте, П. П. Базен, В. К. Треттер, Е. А. Адам. В 1843-50 построен 1-й пост. М. через Б. Неву (см. Лейтенанта Шмидта мост). В 1837 появился первый ж.-д. М. на Обводном кан., его дерев. арки на кам. устоях повторяли конструкцию обычных трансп. М. К 1809 число М. достигло 102, к 1838 - 157, к 1863 - 181. В 1841 построен 1-й трансп. жел. арочный Ново-Никольский мост (см. в ст. Никольские мосты), в 1857 - 1-й балочный со сплошными стенками - Семеновский мост. С 1870-х гг. началось стр-во металлич. М. с 2-шарнирными арками (Варшавский, Поцелуев) и сквозными фермами (2-й Садовый) под конку. В 18-19 вв. наряду с пост. М. действовали и наплавные М.: Троицкий наводился до 1903, Исаакиевский до 1916. В 1879 вступил в строй 2-й пост. М. через Неву - Литейный мост. В нач. 20 в. через Неву и Б. Неву построены М.: Троицкий, Большеохтинский, Дворцовый, Финляндский ж.-д. (см. о них статьи). Ведущие мостостроители - инж. С. В. Кербедз, А. Е. Струве, Н. А. Белелюбский, Г. Г. Кривошеин, А. П. Пшеницкий, В. П. Апышков. В 1920-30-х гг. строилось много монолитных жел.-бетон., в осн. арочных, М., среди них - Ново-Кирпичный, Кашин, Обуховский. В 1936 открыт 1-й жел.-бетон. М. через Неву - Володарский мост. Ведущие мостостроители: инж. Г. П. Передерий, Б. Д. Васильев, О. Е. Бугаева, арх. К. М. Дмитриев, Л. А. Носков. В нач. блокады 1941-44 ряд М. был подготовлен к взрыву. Разводка М. осуществлялась только по спец. указанию Штаба мор. обороны Л. В 1940-50-х гг. строились преим. металлич. М.: Свободы, Биржевой, Ушаковский, Египетский; затем вновь жел.-бетонные (балочно-неразрезных, консольных, рамных и рамно-подвесных систем): Александра Невского мост, Тучков, Комаровский, Банный, М. через pp. Смоленку, Волковку, Черную. В 1969 появился 1-й М. из алюминия - Коломенский. Сооружен ряд М.-теплопроводов с высокими архит. достоинствами (Итальянский, Английский, Сенной). Самый широкий гор. М. - Синий (шир. 97,3 м), затем Казанский (95 м) и Певческий (72 м), самый протяженный - М. Александра Невского (дл. 905,7 м с пандусами). С Троицкого и Пикалова М. видно сразу по 7 др. М. С нач. 20 в. значит. внимание уделялось реставрации старых М. (арх. Л. А. Ильин). В 1940-60-х гг. эту традицию продолжили гл. инж. Ленмостотреста П. П. Степнов, нач. Гос. инспекции по охране памятников Н. Н. Белехов, А. В. Победоносцев и др. Ряд М. охраняется гос-вом.

Лит.: Кочедамов В. И. Проекты первого постоянного моста на Неве // Архитектурное наследство. М.; Л., 1953. [Сб.] 4. С. 189-220; Блэк И., Ротач А. Чугунные арочные мосты в Ленинграде // Там же. 1955. [Сб.] 7. С. 143-156; Кочедамов В. И. Мосты Ленинграда. Л.; М., 1958; Его же. Цепные мосты в Петербурге первой четверти XIX века // Архитектурное наследство. Л.; М., 1959. [Сб.] 9. С. 209-220; Тумилович В. Е., Алтунин С. Е. Мосты и набережные Ленинграда. М., 1963; Пунин А. Л. Повесть о ленинградских мостах. Л., 1971; По рекам и каналам Ленинграда: Путеводитель. Л., 1973; Мосты повисли над водами / Авт.-сост. Е. В. Плюхин, А. Л. Пунин. 2-е изд. Л., 1977; Захаров О. Н. Архитектурные панорамы невских берегов. Л., 1984; Бунин М. С. Мосты Ленинграда: Очерки истории и архитектуры мостов Петербурга - Петрограда - Ленинграда. Л., 1986; Мосты и набережные Ленинграда / Сост. П. П. Степнов; Авт. текста Ю. В. Новиков. Л., 1991; Антонов Б. И. Мосты Петербурга. СПб., 2002.

Д. Ю. Гузевич, С. З. Супоницкий, Н. М. Козловская.

Авторы
Супоницкий Семен Захарович
Гузевич Дмитрий Юрьевич
Козловская Н. М.

Персоны
Адам Егор Андреевич
Апышков Владимир Петрович
Базен Петр Петрович
Баур Федор Виллимович
Белелюбский Николай Аполлонович
Белехов Николай Николаевич
Болес Xарман ван
Борисов Иван Никифорович
Бугаева О.Е.
Васильев Борис Дмитриевич
Герард Иван (Иоганн Конрад) Кондратьевич
Герард Ф.И.
Гесте Василий Иванович (Уильям, Вильям)
Дмитриев Константин Михайлович
Ильин Лев Александрович
Кербедз Станислав Валерианович
Кривошеин Григорий Григорьевич
Модерах Карл Федорович
Назимов Влидимир
Насонов Тимофей Иванович
Носков Лев Александрович
Передерий Григорий Петрович
Победоносцев А.В.
Пшеницкий Андрей (Анджей) Петрович
Степнов П.П.
Струве Аманд Егорович
Сухтелен Петр Корнилович (Ян Питер)
Треттер Василий Карлович (Вильгельм, Гийом)
Фельтен Юрий (Георг Фридрих) Матвеевич

Библиография
Кочедамов В. И. Мосты Ленинграда. Л.; М., 1958
По рекам и каналам Ленинграда: Путеводитель. Л., 1973
Захаров О. Н. Архитектурные панорамы невских берегов. Л., 1984
Антонов Б. И. Мосты Петербурга. СПб., 2002
Мосты и набережные Ленинграда / Сост. П. П. Степнов; Авт. текста Ю. В. Новиков. Л., 1991
Бунин М. С. Мосты Ленинграда: Очерки истории и архитектуры мостов Петербурга - Петрограда - Ленинграда. Л., 1986
Мосты повисли над водами / Авт.-сост. Е. В. Плюхин, А. Л. Пунин. 2-е изд. Л., 1977
Пунин А. Л. Повесть о ленинградских мостах. Л., 1971
Кочедамов В. И. Проекты первого постоянного моста на Неве // Архитектурное наследство. М.; Л., 1953, [Сб.]. 4. С. 189-220
Кочедамов В. И. Цепные мосты в Петербурге первой четверти XIX века // Архитектурное наследство. Л.; М., 1959, [Сб.] 9. С. 209-220
Тумилович В. Е., Алтунин С. Е. Мосты и набережные Ленинграда. М., 1963
Блэк И., Ротач А. Чугунные арочные мосты в Ленинграде // Архитектурное наследство. М.; Л., 1955, [Сб.]. 7. С. 143-156

Предметный указатель
Иоанновский мост
Исаакиевский мост
Прачечный мост
Лебяжьи мосты
Эрмитажный мост
Казанский мост
Каменный мост
Аничков мост
Обуховский мост
Калинкины мосты
Измайловский мост
Семеновский мост
Белинского мост
Ломоносова мост
Трехчастный мост
Зеленый мост
Александровский мост
Красный мост
Поцелуев мост
Синий мост
Театральный мост
Инженерный первый мост
Певческий мост
Конюшенные мосты
Екатерингофский мост
Пантелеймоновский мост
Египетский мост
Почтамтский мост
Банковский мост
Львиный мост
Лейтенанта Шмидта мост
Никольские мосты
Семеновский мост
Варшавский мост
Садовый Второй мост
Финляндский железнодорожный мост
Дворцовый мост
Большеохтинский мост
Троицкий мост
Ново-Кирпичный мост
Обуховский мост
Володарский мост
Блокада 1941-44
Сампсониевский мост
Биржевой мост
Ушаковский мост
Египетский мост
Александра Невского мост
Тучков мост
Комаровский мост
Банный мост
Коломенский мост
Итальянский мост
Английский мост
Сенной мост

Хронограф
1727 Построен первый наплавной (плашкоутный) мост через Большую Неву
1969 Завершено строительство Коломенского моста через канал Грибоедова – первого алюминиевого моста в стране


МОЙКА

МОЙКА, река в СПб. Длина – 4,67 км, наиб. ширина – 40 м, наиб. глубина – 3,2 м. Средний расход воды – 12,0 куб. м/с. До нач. XVIII в. называлась Мья, Муя (по наиболее распространенной версии, от прибалт.-фин. Муяйоки – «Грязная река»)
Источник: Город и вода

Набережные

НАБЕРЕЖНЫЕ, инж. сооружения по берегам водотоков, строились в СПб. с нач. 18 в. с целью укрепления берегов и осушения терр. Первые дерев. Н. появились на Городском о., затем на левом берегу р. Невы, между Гл. Адмиралтейством и Летним садом
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

ОБВОДНЫЙ КАНАЛ

ОБВОДНЫЙ КАНАЛ, соединяет р. Неву выше Александро-Невской лавры и р. Екатерингофку. В О. к. впадают рр. Монастырка и Волковка. Длина – 8,08 км, наиб. ширина – 64 м, наиб. глубина – 3,8 м. Средний расход воды – 15,0 куб. м/с
Источник: Город и вода

ОХТА

ОХТА (от приб.-фин. – Медвежья река), река в СПб. и Всеволожском районе Ленинградской области, правый приток р. Невы. В нижнем течении (между впадением р. Оккервиль и устьем) носит также название Большая Охта
Источник: Город и вода