Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Статьи / Капелла им. М.И.Глинки

Капелла им. М.И.Глинки


Рубрикатор / Энциклопедический словарь/Искусство/Музыка, театр/Театры, концертные организации

КАПЕЛЛА им. М. И. Глинки (Ленингр. академич. капелла им. М. И. Глинки) (наб. р. Мойки, 20), старейший проф. хоровой певч. коллектив. Ведет историю от Хора государевых певчих дьяков, осн. в 1479 в Москве для церк. служб и придворных церемоний. При Петре I в 1701 реорганизован в придворный хор (назывался "певчие дому Его Величества", или "государевы певчие"), в 1703 переведен в СПб., сопровождал Петра в походах, являясь частью придворного церк. причта. В елизаветинскую эпоху численность хора выросла (15 певчих в 1711, 72 - в 1764), назывался "придворная капелия", закрепилась новая структура: 4-голосный муж. хор (2 уставщика, тенора и басы - "большие", "дишканты" и альты - "малые" певчие). В этом виде с нек-рыми изменениями Придворная певч. капелла (назв. с 1763) существовала до 1920, когда хор был превращен в светский и смешанный. С 1918 Нар. хоровая академия, с 1922 Гос. академич. капелла (с 1954 им. М. И. Глинки). С 1730 до кон. 19 в. существовала система пополнения К. певчими и мальчиками из Малороссии. Дети жили и учились при К. православному и итал. пению, наукам и языкам. Помимо участия в богослужении певчие выступали и в светских церемониях, музыку для к-рых сочиняли итал. придворные капельмейстеры, а также пели в итал. операх (хором и как солисты). С елизаветинской эпохи нач. обмирщение придворной церк. музыки. Стиль пения и создававшихся для К. композиций менялся под воздействием итал. полифонии, хор стал участвовать в гор. концертах, великопостных "ораториях" и т. п. Он стал универсальным исполнит. коллективом. Среди рук. К. - М. Ф. Полторацкий (1763-95), Д. С. Бортнянский (1796-1825), А. Ф. Львов (1837-61), М. А. Балакирев (1883-94), А. С. Аренский (1895-1901), С. В. Смоленский (1901-03). В 1837-39 капельмейстером К. был Глинка. Среди педагогов - П. И. Турчанинов, Г. Я. Ломакин, Н. А. Римский-Корсаков (в 1883-94 пом. управляющего), А. К. Лядов. После 1917 К. руководили М. Г. Климов (1917-35), А. В. Свешников (1937-41), А. И. Анисимов (1955-64), с 1974 - В. А. Чернушенко. В 19 в. при К. работали регентские и инструментальные классы (особенно эффективные при Римском-Корсакове, к-рый в 1885 организовал из уч-ся симф. оркестр); в 1922 образован Хоровой техникум, с 1955 ставший самостоят. уч. заведением (Хоровое уч-ще им. М. И. Глинки. Мастерская ул. 4). К. располагает уникальной нотной б-кой, формировавшейся с 18 в. Со времени основания СПб. певчие селились на Посадской ул., с 1741 им отводились казенные квартиры в Старом Зимнем дворце, позже на Б. Морской ул., на наб. р. Мойки, близ Нового моста, в доме князя Ф. Барятинского. Здание К. построено в 1773-77 (арх. Ю. М. Фельтен), перестроено в 1810 (арх. Л. Руска). В 1830-31 пристроен концертный зал (арх. Л. И. Шарлемань). В 1886-89 здание полностью перестроено арх. Л. Н. Бенуа. Через Мойку к воротам К. ведет Певческий мост.

Лит.: Государственная академическая капелла им. М. И. Глинки. Л., 1957; Чудинова И. А. Пение, звоны, ритуал: Топография церковно-муз. культуры Петербурга. СПб., 1994.

А. Л. Порфирьева.

Авторы
Порфирьева Анна Леонидовна

Персоны
Аренский Антон Степанович
Балакирев Милий Алексеевич
Барятинский Ф., князь
Бенуа Леонтий Николаевич
Бортнянский Дмитрий Степанович
Глинка Михаил Иванович
Климов Михаил Георгиевич
Ломакин Гавриил Якимович (Иоакимович)
Львов Алексей Федорович
Лядов Анатолий Константинович
Петр I, император
Полторацкий Марк Федорович
Римский-Корсаков Николай Андреевич
Руска Луиджи (Алоизий Иванович)
Свешников Александр Васильевич
Смоленский Степан Васильевич
Турчанинов Петр Иоаннович, прот.
Фельтен Юрий (Георг Фридрих) Матвеевич
Чернушенко Владислав Александрович
Шарлемань Людовик Иосифович

Адреса
Б. Морская ул./Санкт-Петербург
М. Посадская ул./Санкт-Петербург
Мастерская ул./Санкт-Петербург, д. 4
Мойки р. наб./Санкт-Петербург
Мойки р. наб./Санкт-Петербург, д. 20

Библиография
Государственная академическая капелла им. М. И. Глинки. Л., 1957
Чудинова И. А. Пение, звоны, ритуал: Топография церков.-муз. культуры Петербурга. СПб., 1994

Предметный указатель
Придворная певческая капелла
Капелла им. М.И.Глинки
Хоровое училище им. М.И.Глинки
Певческий мост
Придворный хор
Народная хоровая академия


Джаз

ДЖАЗ. Инстр. коллективы, представлявшие на сценах города танц. и концертную джазовую музыку, возникли в Л. в кон. 1920-х гг. 28.4.1927 в зале Капеллы дебютировал "Первый концертный джаз-банд" Л. Я. Теплицкого, через год собрали оркестры Г. В
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Духовная музыка

ДУХОВНАЯ МУЗЫКА (церковная музыка), в 1-й пол. 18 в. развивалась в СПб. в тесной связи с моск. традициями. Из Москвы в 1703 переведен хор государевых певчих дьяков, положивший в 1763 начало Придворной певч. капелле (см. Капелла им. М. И
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Капелла им. М.И.Глинки

КАПЕЛЛА им. М. И. Глинки (Ленингр. академич. капелла им. М. И. Глинки) (наб. р. Мойки, 20), старейший проф. хоровой певч. коллектив. Ведет историю от Хора государевых певчих дьяков, осн. в 1479 в Москве для церк. служб и придворных церемоний
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Концертные залы

КОНЦЕРТНЫЕ ЗАЛЫ, появились в СПб. в кон. 18 в. Ранее музыканты устраивали платные концерты во дворцах вельмож, театрах, трактирах. 1-й документально зафиксированный цикл публ. концертов - концерты Дж. Пассерини (1748) в доме князя Гагарина на углу Б
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Мравинский Е.А., (1903-1988), дирижер

МРАВИНСКИЙ Евгений Александрович (1903, СПб. - 1988, Л.), дирижер, нар. артист СССР (1954). Герой Соц. Труда (1973). Учился во 2-й гимназии, в Петерб. ун-те и Академич. капелле, в 1931 окончил Консерваторию по дирижерскому классу у А. В
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

"Петербургская музыкальная весна", фестиваль

ПЕТЕРБУРГСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ВЕСНА (до 1991 Ленинградская муз. весна) ежегодный. муз. фестиваль, проводится по инициативе С.-Петерб. отделения Союза композиторов с 1964. Осн. цель П. м. в. - знакомство слушателей с новейшими соч. петерб
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Филармоническое общество

ФИЛАРМОНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО С.-Петербургское музыкально-просветит. и попечительное, орг-ция петерб. проф. музыкантов. Создано в 1802 с благотворит. целью как Касса муз. вдов. Учредители бароны А. А. Раль, Ф. Аделунг, неск
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга