Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Предметный указатель / Консерватория им. Н.А.Римского-Корсакова

Консерватория им. Н.А.Римского-Корсакова


Рубрикатор / Энциклопедический словарь/Наука. Образование/Учебные заведения

КОНСЕРВАТОРИЯ им. Н. А. Римского-Корсакова (Театральная пл., 3), старейшее в России высшее муз. уч. заведение. Осн. в 1861-62 Русским музыкальным обществом по инициативе А. Г. Рубинштейна (дир. в 1862-67 и 1887-91) как Муз. уч-ще на базе муз. классов, существовавших с 1860. С 1852 Рубинштейн добивался учреждения муз. уч. заведения, к-рое наравне с Академией художеств давало бы лицам разных сословий звание свободного художника. Проект рос. К., по примеру европейских, соединял ср. и высшее образоват. заведения. Срок полного муз. образования - 10 лет (устав 1887): 6 - подготовит. отделение и 4 - высшее. В окт. 1861 утвержден 1-й устав Муз. уч-ща (с 1866 - К.). Его задача - "обучение муз. искусству во всех его отраслях": пение, игра на фп. и всех инструментах оркестра, композиция, инструментовка, теория и история музыки. Сверх изучаемого предмета уч-ся был "обязан учиться хоровому пению, игре на фп., истории и эстетике музыки". Средства на открытие и первонач. содержание К. составлялись из частных пожертвований, сборов от благотворит. концертов и субсидий из Собств. Е. И. В. канцелярии, в дальнейшем - из платы за обучение и правительств. субсидии в 15 тыс. руб. ежегодно. Первый пед. коллектив К. состоял из прославл. музыкантов: Рубинштейн (фп., инструментовка, оркестровый класс), польский комп. и скрипач-виртуоз Г. Венявский (скрипка, 1862-78), польский пианист-виртуоз Т. Лешетицкий (фп., 1862-78), певица итал. оперы Г. Ниссен-Саломан (1862-79), проф. Берлинской консерватории Н. И. Заремба (фп. и теория композиции; дир. в 1867-71), виолончелист К. Ю. Давыдов (виолончель, история музыки, камерный ансамбль, хор. класс, 1862-87, с 1876 дир.). Первым выпускником, окончившим К. с отличием, стал П. И. Чайковский (1865). В 1867 силами уч-ся под упр. Рубинштейна осуществлен 1-й оперный спектакль - "Орфей" К. В. Глюка. В 1870-х гг. в К. утвердились 2 школы мирового значения: композиторская Н. А. Римского-Корсакова (1871-1908; его имя присвоено в 1944) и скрипичная Л. С. Ауэра (1868-1917). Среди видных педагогов дорев. периода - профессора: К. Ф. Эверарди (пение, 1870-88), А. К. Лядов (теоретич. классы и композиция, 1878-1914), пианистки С. И. Ментер (1884-87) и А. Н. Есипова (1893-1914), виолончелист А. В. Вержбилович (1882-1911, с перерывами), органист Л. Ф. Гомилиус (1874-1908), историк музыки, автор 1-го рус. учебника по этому предмету Л. А. Саккетти (1878-1916). Значит. роль в развитии К. сыграл А. К. Глазунов (дир. в 1905-28). В 1880-х гг. кол-во классов увеличено, предметы разделены на "художественные", включавшие все исполнительские специальности, ансамбль, хор, теорию музыки, гармонию, полифонию, теоретич. и практич. композицию, сольфеджио, чтение партитур, дирижирование, историю музыки, театра, муз. эстетику, оперную сценич. подготовку (в 1888-1915 этим курсом руководил реж. и певец Й. И. Палечек) и "научные", соответствовавшие неполному курсу гимназий. Периодически открывались пед. классы для пианистов и певцов. Лучших выпускников приглашали преподавать в К. Помимо Лядова, Глазунова, Вержбиловича, Есиповой, профессорами стали пианисты В. И. Сафонов, Ф. М. Блуменфельд, комп. М. О. Штейнберг и др. За первое 50-летие К. выпустила св. 2 тыс. музыкантов; среди них - комп. С. С. Прокофьев, Н. Я. Мясковский, А. С. Аренский, А. Т. Гречанинов, Н. Н. Черепнин, М. Ф. Гнесин, Б. В. Асафьев. С 1918 К. - высшее гос. бесплатное уч. заведение. В 1934 при К. открыт Муз. техникум (позднее Муз. уч-ще им. Римского-Корсакова), в 1936 - спец. муз. школа. В составе К. уч. ф-ты ист.-теоретич., композиторский, дирижерский, оркестровый, фп.-органный, ф-т муз. театра, аспирантура (с 1923), ассистентура (с 1968). К. располагает Театром оперы и балета (с 1923), уникальной нотной и двумя книжными б-ками, архивом, хранящим рукописи великих музыкантов, музеем. После отъезда Глазунова заметный вклад в развитие К. внесли ректоры П. А. Серебряков (1961-77) и В. А. Чернушенко (1979-2002). С 2003 ректор К. - С. П. Ролдугин. В сов. эпоху К. не только продолжила славные традиции времен Рубинштейна, Римского-Корсакова, Глазунова - она выросла внутренне и открыла новые области деятельности на поприще муз. воспитания. Свидетельство тому - муз. культура совр. СПб. Композиторская, дирижерская, вокальная, скрипичная, фп. школы С.-Петерб. К. заняли достойное место в музыке совр. мира. Среди выпускников и педагогов К. - Д. Д. Шостакович, Г. В. Свиридов, М. В. Юдина, В. В. Софроницкий, И. А. Браудо, И. В. Ершов, С. П. Преображенская, Б. Л. Гутников, М. И. Вайман, Е. А. Мравинский, И. А. Мусин. В 1862-66 классы Муз. уч-ща помещались во флигеле дома Демидовых, на углу Демидова (ныне Гривцова) пер. и наб. р. Мойки (на месте д. 64/1), в 1866-69 - на Загородном просп., 24 (теперь на этом месте быв. доходный дом купца А. В. Дехтеринского, № 26), в 1869-96 К. занимала часть здания Мин-ва внутр. дел на Театральной ул., 3 (ныне ул. Зодчего Росси). В 1891-96 для К. построено здание на Театральной пл. (арх. В. В. Николь), на месте Каменного театра. Имеются залы: Большой (оперный театр) и Малый им. Глазунова (с органом).

Лит.: Из истории Ленинградской консерватории: Материалы и док., 1862-1917. Л., 1964; Ленинградская консерватория в воспоминаниях: В 2 кн. 2-е изд. Л., 1987-1988; Петровская И. Ф. Музыкальное образование и музыкальные общественные организации в Петербурге, 1801-1917 гг.: Энцикл. СПб., 1999. С. 118-133; Санкт-Петербургская консерватория: Док. и материалы из фондов Б-ки и Музея. СПб., 2002. Т. 1.

А. Л. Порфирьева.

Авторы
Порфирьева Анна Леонидовна

Персоны
Аренский Антон Степанович
Асафьев Борис Владимирович
Ауэр Леопольд
Блуменфельд Феликс Михайлович
Браудо Исайя Александрович
Вайман Михаил Эмирович
Венявский Генрик
Вержбилович Александр Валерианович
Глазунов Александр Константинович
Глюк Кристоф Виллибальд
Гнесин Михаил Фабианович
Гомилиус Л.Ф.
Гречанинов Александр Тихонович
Гутников Борис Львович
Давыдов Карл Юльевич
Демидовы
Дехтеринский А.В.
Ершов Иван Васильевич
Есипова (Есипова-Лешетицкая) Анна Николаевна
Заремба Николай Иванович
Лешетицкий Теодор (Федор Осипович)
Лядов Анатолий Константинович
Ментер Софи И.
Мравинский Евгений Александрович
Мусин Илья Александрович
Мясковский Николай Яковлевич
Николя Владимир Владимирович
Ниссен-Саломан Генриетта
Палечек Йозеф (Осип Осипович)
Преображенская Софья Петровна
Прокофьев Сергей Сергеевич
Римский-Корсаков Николай Андреевич
Ролдугин Сергей Павлович
Рубинштейн Антон Григорьевич
Саккети Лаврентий Антонович
Сафонов Василий Ильич
Свиридов Георгий Васильевич
Серебряков Павел Алексеевич
Софроницкий Владимир Владимирович
Чайковский Петр Ильич
Черепнин Николай Николаевич
Чернушенко Владислав Александрович
Шостакович Дмитрий Дмитриевич
Штейнберг Максимилиан Осеевич
Эверарди Камилло
Юдина Мария Вениаминовна

Адреса
Гривцова пер./Санкт-Петербург, д. 1
Загородный пр./Санкт-Петербург, д. 24
Загородный пр./Санкт-Петербург, д. 26
Зодчего Росси ул./Санкт-Петербург, д. 3
Мойки р. наб./Санкт-Петербург, д. 64
Театральная пл./Санкт-Петербург, д. 3

Библиография
Из истории Ленинградской консерватории: Материалы и док., 1862-1917. Л., 1964
Ленинградская консерватория в воспоминаниях: В 2 кн. 2-е изд. Л., 1987-1988
Петровская И. Ф. Музыкальное образование и музыкальные общественные организации в Петербурге, 1801-1917 гг.: Энцикл. СПб., 1999, С. 118 - 133
Санкт-Петербургская консерватория: Документы и материалы из фондов Б-ки и Музея. СПб., 2002, Т. 1

Предметный указатель
Русское музыкальное общество
Академия художеств
Консерватория им. Н.А.Римского-Корсакова
Музыкальное училище при Консерватории
Театр оперы и балета С.-Петербургской консерватории
Большой театр (Каменный театр)

Хронограф
1862 Основана Санкт-Петербургская консерватория