Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Статьи / Церковь свт. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА и мц. цар. АЛЕКСАНДРЫ при Путиловском заводе

Церковь свт. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА и мц. цар. АЛЕКСАНДРЫ при Путиловском заводе


Рубрикатор / Святыни Петербурга/Приходские церкви

Путиловский завод, на котором перед революцией работало более 10 000 человек, был крупнейшим в столице. Основанный казной в самом начале XIX века, он в 1868 перешел во владение Николая Ивановича Путилова, который привел его в цветущее состояние.
Рабочие уже в 1815 просили выстроить для них Успенскую церковь, составить проект которой в 1828 поручили А. И. Постникову. С середины XIX века на заводе действовала часовня, но в 1893 рабочие снова обратились в епархию с просьбой о храме, проект которого, разработанный Д. Г. Радкевичем, был через четыре года утвержден. Однако строить эту деревянную церковь не стали, а заложили у проходной другую, поменьше, на 700 человек. 19 декабря 1899 она была освящена.
Одновременно близ железнодорожной ветки, на земле, подаренной С. С. Богомоловым, началась подготовка к возведению каменного храма на 2300 человек в память священного коронования Государя. На его строительство рабочие каждый месяц добровольно отдавали 1% своей зарплаты. Автором храма был В. А. Косяков, который создал проект „в русском стиле, наподобие древнехристианских базилик“. Закладка здания епископом Нарвским Никоном состоялась 1 июля 1901, через полтора года были подняты колокола, после чего работы замедлились. Главный престол церкви митрополит Антоний освятил 9 мая 1906, в Николин день. Пять дней спустя настал черед левого придела св. Александра Невского, 29 июня – апп. Петра и Павла. Временный храм был обращен в зал для бесед, из его алтаря сделана часовня.
Интерьер новой церкви был выдержан в древнерусском духе. Большинство образов „в стиле прерафаэлитов“ написал Ф. Р. Райлян, остальные – М. М. Васильев. Над престолом, как в ярославских церквах, свисала золоченая сень на цепях; в том же стиле фирма Оловянишникова исполнила утварь и паникадила. Из святынь можно упомянуть: икону новопрославленного свт. Иоанна Тобольского с кусочком его мантии, прп. Нила Столбенского, тоже с мощами, и присланный с Афона список Иверской Божией Матери с частицами мощей. По средам в храме звучал акафист Божией Матери, по пятницам – Страстям Христовым, по воскресеньям – благ. кн. Александру Невскому.
11 ноября 1907 епископ Ямбургский Сергий в подвальном этаже церкви освятил придел вмч. Георгия, устроенный по проекту П. И. Народова. Туда перенесли прах Путилова и его жены. До этого выдающийся инженер и предприниматель покоился в часовне (1880, арх. Ф. С. Харламов) на Гладком острове. Оттуда открывался вид на построенный им завод, верфь и Морской канал. 6 апреля 1908 в нижнем приделе была освящена „пещера Гроба Господня“ с витражами И. А. Коркина.
Еще в 1905 при храме возникло первое в столице общество хоругвеносцев. В 1906 было организовано благотворительное общество, в 1916 – церковное братство Воскресения Христова, издававшее приходской листок.
С освящения до 1915 в церкви настоятельствовал известный проповедник прот. Николай Михайлович Павский, а после него – прот. Павлин Матвеевич Смирнов, расстрелянный в 1918 большевиками как заложник.
При попытке властей 4 мая 1922 изъять ценности собравшаяся многотысячная толпа рабочих оказала самое мощное в городе сопротивление, которое было подавлено силой, после чего власти на две недели закрыли храм.
Окончательно церковь закрыта при участии милиции 2 февраля 1925 „по требованию рабочих“ и по проекту А. С. Никольского перестроена под заводской клуб. Ныне, после многих перестроек, здание занято текстильно-галантерейной фабрикой. Возникшая в 1990 община десять лет напрасно требует возвращения храма верующим. 26 ноября 1994 она установила рядом со зданием крест, у которого в храмовый праздник служится молебен. Разработан проект нового храма на другом месте.

Архивные источники
РГИА. Ф. 796. Оп. 181. Д. 1748; Ф. 799. Оп. 26. Д. 101; Ф. 1293. Оп. 167 (С.-Петербург. губ.). Д. 253.
ЦГАЛИ. Ф. 32. Оп. 1. Д. 37. Л. 47.
ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 85. Д. 23; Оп. 99. Д. 2; Ф. 256. Оп. 23. Д. 21.
Литературные источники
К столетию Путиловского завода. СПб., 1902. С. 113–114.
Элиашевич. С. 26.
Черепенина, Шкаровский. 1999. С. 58–60.
Периодика
Строитель. 1900. № 9–10. Стб. 339–344.
ПДВ. 1899. № 52. С. 626; 1901. № 27. С. 314.
ВПГ. 1898. № 177; 1901. № 140, 202; 1902. № 220; 1903. № 151; 1906. № 103.
Колокол. 1906. № 100.
РП. 1906. № 24. С. 373, 375.
Путиловский приходской листок. 1916. № 6. С. 5; № 7–8. С. 7; № 9–10. С. 2–3; № 11. С. 1; № 12. С. 1, 9; 1917. № 11–12. С. 13.
ЛПр. 1925. № 5, 6.
СПбЕВ. 1995. Вып. 14. С. 59.

Авторы
Кобак Александр Валерьевич
Антонов Виктор Васильевич

Персоны
Антоний (Александр Васильевич Вадковский), митрополит
Васильев Михаил Меркулович
Коркин И. А.
Косяков Василий Антонович
Народов Петр Иванович
Никольский Александр Сергеевич
Никон (Софийский), епископ Нарвский
Оловянишников П.И.
Павский Николай Михайлович
Постников Александр Иванович
Радкевич Дмитрий Гаврилович
Райлян Фома Родионович
Смирнов Павлин Матвеевич
Харламов Федор Семенович

Адреса
Стачек пр./Санкт-Петербург, д. 48

Предметный указатель
"Кировский завод"
"Кировский завод"
Воскресения Христова, церковное братство
Текстильно-галантерейная фабрика


Церковь свт. ПАВЛА ИСПОВЕДНИКА при Александро-Невском Антониевском Духовном училище

Училище – первая ступень духовного образования. После реформы 1809 (см. церковь ДВУНАДЕСЯТИ АПОСТОЛОВ при Императорской Духовной академии) оно было выделено в отдельное учебное заведение и до 1858 занимало флигель Федоровского корпуса лавры
Источник: Святыни Петербурга