Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Статьи / Октябрьская железная дорога

Октябрьская железная дорога


Наименования альтернатиные
Николаевская железная дорога

Рубрикатор / Энциклопедический словарь/Городское хозяйство/Транспорт/Вокзалы, ж/д транспорт

ОКТЯБРЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА, проходит по терр. Ленингр., Вологодской, Моск., Мурманской, Новгородской, Псковской, Тверской обл. и Республики Карелия. Общая эксплуатац. длина 10,4 тыс. км. Управление - в СПб. (пл. Островского, 2). Крупнейшие ж.-д. узлы: СПб., (сортировочные станции СПб. - Сортировочный Московский и Шушары), Ховрино (в Москве), Петрозаводск. Ядром совр. О. ж. д. стала 2-путная магистраль СПб. - Москва, открытая 13.11.1851 (с 1855 Николаевская ж. д., с 1868 в составе Гл. об-ва рос. жел. дорог; с 1895 самостоят. ж. д.; с 1923 совр. назв.) К О. ж. д. присоединены: в 1922 - Царскосельская железная дорога (открыта 11.11.1837; с 1900 в составе Моск. - Виндаво - Рыбинской ж. д., созданной в 1899) и Петрогр. сеть Моск. - Виндаво - Рыбинской ж. д.; в 1929 - рос. часть Петерб. - Варшавской ж. д. (открыта в 1862; входила в состав Гл. об-ва рос. жел. дорог, с 1895 самостоят.; с 1907 в составе объединения Сев.-Зап. жел. дороги), Балт. (Петергофская) линия (открыта в 1864; в 1893 объединена с Псково - Рижской ж. д.; в 1907-29 в составе Сев.-Зап. жел. дорог), Ириновская и Приморская жел. дороги (открыты в 1893-94), в 1935 - Кировская ж. д., в 1940 - участки ж. д., отошедшие от Финляндии (линия Белоостров - Лужайка); в 1950 - Мурманская ж. д., в 1953 - все линии образованной в 1947 Ленинградской ж. д. (Л. - Нарва, Л. - Пыталово, Л. - Сущево, Л. - Мга, Л. - Усть-Луга). Магистраль СПб. - Москва (дл. 645 км) построена по проекту и под рук. инж. П. П. Мельникова и Н. О. Крафта (в ходе стр-ва сформировалась рос. школа строителей жел. дорог). Проектная ширина колеи 1524 мм принята за стандарт для магистральных жел. дорог России. В СПб. находятся Балтийский, Витебский, Московский, Финляндский, Ладожский вокзалы (см. о них статьи). Искусств. сооружения (мосты, путепроводы, эстакады, виадуки, водопропускные трубы) сооружены по проектам и под рук. инж. Д. И. Журавского, Н. А. Белелюбского и др. Первый подвижной состав был изготовлен на Александровском механич. з-де (осн. в 1825, ныне "Пролетарский з-д" и "Электровагоноремонтный з-д"). На О. ж. д. используется электрич. (с 1933) и тепловозная (с 1954) тяга поездов. В 1962 линия полностью электрифицирована. В 1931 по линии Л. - Москва прошел первый пасс. экспресс "Красная стрела", в 1984 началась пост. эксплуатация скоростного пасс. поезда "ЭР-200" (преодолевает путь до Москвы за 4,5 часа). С 2000 О. ж. д. обслуживается электровозами серий Н80, ВЛ; электропоездами серии ЭР; тепловозами серии М62, ТЭ. В 1996-2001 проведена масштабная реконструкция линии, созданы совр. путепроводы, мосты, депо и базы по обслуживанию и ремонту подвижного состава, уложен бесстыковой рельсовый путь с усилением земляного полотна, локомотивы оснащены автоматич. сигнализацией, линия оборудована новой тональной автоблокировкой. К 2003 головной участок О. ж. д. (СПб. - Москва) готов к высокоскоростному движению поездов (200-250 км/час). В годы Вел. Отеч. войны 1941-45 О. ж. д. была частью "Дороги жизни" и "Дороги Победы" (линия Шлиссельбург - Поляны), обеспечивая снабжение осажденного Л. В 1979 открыт Октябрьской железной дороги музей. В 1999 на ст. Любань восстановлена ц. Св. апостолов Петра и Павла (1867, арх. К. А. Тон, построена при финанс. участии П. П. Мельникова, в 1901 Советом управления Николаевской ж. д. объявлена храмом-памятником дороги).

Лит.: Августынюк А. И., Гвоздев М. Первая магистраль. Л., 1951; Уродков С. А. Петербурго-Московская железная дорога: История стр-ва (1842-1851 гг.). Л., 1951; Федоров В. С. Магистраль имени Октября: Октябрьской ордена Ленина ж. д. - 125 лет. Л., 1976; Магистраль имени Октября. М., 1990; От Царскосельской до Октябрьской: История. Развитие. Перспективы. СПб., 2003.

В. Е. Павлов.

Авторы
Павлов Владимир Егорьевич
Кружнов Юрий Николаевич

Персоны
Белелюбский Николай Аполлонович
Журавский Дмитрий Иванович
Крафт Н.О.
Мельников Павел Петрович
Тон Константин Андреевич

Адреса
Островского пл./Санкт-Петербург, д. 2

Библиография
Уродков С. А. Петербурго-Московская железная дорога: История стр-ва (1842-1851 гг.). Л., 1951
Ковальчук В. М. Дорога победы осажденного Ленинграда: Ж.-д. магистраль Шлиссельбург - Поляны в 1943 г. Л., 1984
Августынюк А., Гвоздев М. Первая магистраль. Л., 1951
Федоров В. С. Магистраль имени Октября: Октябрьской ордена Ленина ж. ж. - 125 лет. Л., 1976
Магистраль имени Октября. М., 1990
От Царскосельской до Октябрьской: История. Развитие. Перспективы. СПб., 2003

Предметный указатель
Балтийский вокзал
Ладожский вокзал
Витебский вокзал
Московский вокзал
Финляндский вокзал
"Пролетарский завод", ПО
"Электровагоноремонтный" завод
"Красная стрела", фирм. поезд
"Дорога жизни"
"Дорога победы"
Музей Октябрьской железной дороги
Святых апостолов Петра и Павла церковь при Октябрьской железной дороге (ст. Любань)
Управление Николаевской железной дороги
Царскосельская железная дорога

Хронограф
1843 Начато строительство железной дороги Санкт-Петербург–Москва
1851 Открыто регулярное пассажирское сообщение по железной дороге Санкт-Петербург–Москва
1893 Открыта Ириновская железная дорога
1894 Открыта Приморская железная дорога, связавшая Петербург с Сестрорецком
1979 Первый рейс из Ленинграда в Москву скоростного электропоезда ЭР-200


Архив Санкт-Петербурга (ЦГА)

АРХИВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Центральный государственный (ЦГА СПб.), (Варфоломеевская ул., 15), осн. в 1936 как Ленингр. обл. архив Окт. рев-ции, в 1941-64 Гос. архив Окт. рев-ции и социалистич. стр-ва Ленингр. обл. (ГАОРСС ЛО), в 1964-74 Ленингр. гос
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

"Красная стрела", фирм. поезд

"КРАСНАЯ СТРЕЛА", первый в сети жел. дорог страны фирменный поезд, курсирующий по Окт. ж. д. между Москвой и СПб. (№ 1 из СПб, № 2 из Москвы). Впервые отправился из Л. с Моск. вокзала 10.6.1931 в 1 ч 30 мин (его вел машинист I класса В. М
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Петербургский транспортный узел

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТРАНСПОРТНЫЙ УЗЕЛ, крупнейший трансп. узел Европ. России. Уникальное геогр. положение СПб., выход к мор., речным и ж.-д. путям и гл. автодорогам позволяют решать важнейшие стратегич
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Упраздненная церковь ап. НИКАНОРА при Доме призрения малолетних бедных

Хотя Дом призрения, где поначалу призревались и получали образование около 20 мальчиков, был в 1816 открыт Императорским Человеколюбивым обществом, храм в нем появился много позже, после того как в феврале 1852 по проекту В. П
Источник: Святыни Петербурга

Царскосельская железная дорога

ЦАРСКОСЕЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА, первая жел. дорога России (до 1851 - единств. в стране, 6-я в мире), связывала СПб. и Царское Село. Стр-во началось 1.5.1836 (проект австр. инж. Ф. А. Герстнера), открыта 30.10.1837
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Церковь ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ на Преображенском кладбище

Когда городские кладбища оказались переполненными, при Городской думе была образована комиссия для устройства новых, за городом, вдоль железных дорог. 1 декабря 1872 такое кладбище открылось на 10 й версте Николаевской железной дороги
Источник: Святыни Петербурга

Церковь прп. СЕРАФИМА САРОВСКОГО Общества распространения религиозно-нравственного просвещения (Ново-Александровская ул., д. 22)

На фабричной окраине, за Невской заставой, Общество распространения религиозно-нравственного просвещения вело духовные беседы в самых разных местах: в Никифоровском подворье (см
Источник: Святыни Петербурга

Церковь СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА на Фарфоровском кладбище

Кладбище Фарфорового завода возникло в XVIII веке рядом с приходской Преображенской церковью (см. церковь ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ при Императорском фарфоровом заводе) и поначалу было невелико
Источник: Святыни Петербурга