Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Рубрикатор / Энциклопедический словарь / Городское хозяйство
1 2 3 4 5
Телефонная связь

ТЕЛЕФОННАЯ СВЯЗЬ, начала действовать в СПб. с 30.11.1882, после сооружения телеф. линии СПб. - Гатчина протяженностью 47 км и ввода в строй первой телеф. станции (Невский просп., 26; представляла собою станцию ручного типа первонач
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Теплоснабжение

ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ. Началом теплофикации Л. принято считать 1924, когда был введен в эксплуатацию 1-й теплопровод, проложенный от электростанции № 3 (наб. р. Фонтанки, 104) до жил. дома 96 на той же наб. Вскоре электростанция стала снабжать теплом др
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Трактиры

ТРАКТИРЫ, постоялые дворы, гостиницы с рестораном (харчевней), со 2-й пол. 19 в. - то же, что ресторан, но низшего разряда. В СПб. Т. ставили на дорогах ("Красный кабачок" на Петергофском тракте). По указу имп. Петра I в 1724 в СПб. открыто 15 Т
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Трамвай

ТРАМВАЙ (от англ. tram - вагон и way - путь), вид гор. рельсового транспорта. Существовало 3 вида Т.: конный (см. Конка), паровой (см. Паровая железная дорога) и электрический. В 1880 на углу Дегтярной и Болотной улиц инж. Ф. А
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Трамвайные парки

ТРАМВАЙНЫЕ ПАРКИ, пр-тия, имеющие спец. сооружения и оборудование для отстоя, эксплуатации и ремонта вагонов трамвая. Первый Т. п. (Петерб., с 1914 Петрогр.) создан в 1907 на терр. парка конки (Б. Посадская ул., 24/2). В 1908 построены Т. п
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Троллейбус

ТРОЛЛЕЙБУС, один из осн. видов массового пасс. гор. транспорта. Первые в России испытания автомобиля с электрич. проводным приводом проведены в 1902 в СПб. на з-де "Фрезе и К°" инж. С. И. Шуленбургом. 1-я линия Т. введена в эксплуатацию в 1936 (пл
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Троллейбусные парки

ТРОЛЛЕЙБУСНЫЕ ПАРКИ, пр-тия, имеющие спец. сооружения и оборудование для отстоя, эксплуатации и ремонта троллейбусов. Первые троллейбусы размещались с 1936 в депо трамвайного парка им. В. С. Смирнова (Дегтярный пер., 3). Первый Т. п
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Тротуары

ТРОТУАРЫ. В нач. 18 в. Т. в СПб. являлись продолжением дощатых мостовых. В сер. 18 в. появились дерев. Т., к кон. 18 в. - кам. Т. из плит известняка, добывавшегося в Путиловской волости Шлиссельбургского у. ("путиловские плиты")
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Туалеты общественные

ТУАЛЕТЫ ОБЩЕСТВЕННЫЕ. Примитивные "отхожие места" устраивались с нач. 18 в. при гостиных дворах, рынках, в портах, на берегах рек и каналов. Во дворах сооружались общие "ретирадники" (от франц. retirer - удаляться) - дерев
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Фабрики-кухни

ФАБРИКИ-КУХНИ, пр-тия обществ. питания и комбинаты для массового произ-ва готовых блюд. Строились в Л. в кон. 1920-х - нач. 1930-х гг. с целью обеспечить горячим питанием рабочих пром
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

"Феникс", ресторан

"ФЕНИКС", ресторан. Открыт 29.1.1833 на Александринской пл. (ныне пл. Островского, 2) за зданием Александринского театра купцом Ивановым как "ресторация" с рус. и франц. кухней. В 1840-х гг. "Ф." стал своеобр. артистич. клубом, к-рый посещали преим
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Финляндский вокзал

ФИНЛЯНДСКИЙ ВОКЗАЛ (пл. Ленина, 5), построен в 1870 (арх. П. С. Купинский). Здание было 1-этажным с двумя 2-этажными павильонами. Боковой фасад с павильоном для членов имп. фамилии выходил на вновь проложенный Финский пер
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Царскосельская железная дорога

ЦАРСКОСЕЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА, первая жел. дорога России (до 1851 - единств. в стране, 6-я в мире), связывала СПб. и Царское Село. Стр-во началось 1.5.1836 (проект австр. инж. Ф. А. Герстнера), открыта 30.10.1837
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Чайные

ЧАЙНЫЕ, пр-тия обществ. питания с продажей чая, кофе и легких закусок. Ч. получили распространение в СПб. во 2-й пол. 19 в., во время т. н. чайного бума, хотя еще с кон. 18 в. чай подавался в любом трактире
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Часы городские

ЧАСЫ ГОРОДСКИЕ. Первые механич. Ч. г. были установлены в 1704 под шпилем дерев. Петропавловской церкви. В 1710 на колокольне Исаакиевской церкви смонтированы первые Ч. г. с боем (куранты), вторые такие часы поставлены в 1720 на кам
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Шуваловское кладбище

ШУВАЛОВСКОЕ КЛАДБИЩЕ (Выборгское ш., 106а), в сев. части СПб., на вост. берегу Нижнего Суздальского оз., в р-не Шувалова. Возникло в сер. 18 в., совр. пл. 5 га. Здесь похоронены китаевед акад. В. М. Алексеев, специалист по тибетской медицине П. А
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Электроснабжение

ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ. Опытные электрич. фонари зажглись в СПб. в 1873 на Одесской ул. 12 электрич. фонарей конструкции П. Н. Яблочкова установлены в 1879 для освещения Литейного моста. В 1883 на дерев. барже на р
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

"Эрнест", ресторан

"ЭРНЕСТ" (Каменноостровский просп., 60), ресторан, открыт в 1909 предпринимателем Эрнестом Г. Игелем (владел также рестораном "Медведь"). Дом, в к-ром разместился "Э.", и оранжерея построены в 1894-95 (арх. А. И
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Южное кладбище

ЮЖНОЕ КЛАДБИЩЕ (Волхонское ш., пригородная зона), крупнейшее из действующих кладбищ СПб. Пл. 278 га. Открыто в 1971. Ю. к. удалено от гор. черты и имеет перспективу дальнейшего расширения
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

1 2 3 4 5