Указатели
|
Энциклопедический словарь
Памятники Петербурга
Мемориальные доски
Скульптура на рубеже XXI века
Декабристы в Петербурге
Храмы Петербурга
Новый Художественный Петербург
Благотворительность
Город и вода
Хронограф
Литература о Петербурге
Царское Село
Все справочники
Предметный указатель
/
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ УЧИЛИЩЕ ГЛУХОНЕМЫХ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ УЧИЛИЩЕ ГЛУХОНЕМЫХВоспитательным процессом руководил ксенз проф. Ансельм Сигмунд. Им были введены основы мимического метода обучения глухонемых детей, разработанного во 2-й пол. XVIII в. известным французским педагогом и филантропом аббатом де Л’Эпе –1789). Целью мимико-жестикуляторного обучения было развивать умственные способности глухонемых, вопреки бытовавшему тогда мнению, что люди, лишенные слуха и речи, не способны к умственной деятельности. В 1810 опытное училище по решению Марии Федоровны было передано в ведение Санкт-Петербургского Опекунского совета и перешло на казенное содержание. С этого времени (до 1820) оно располагалось в старом здании Вдовьего дома на Выборгской стороне. Помимо государственных средств, на дело воспитания глухонемых детей поступали также значительные пожертвования от частных лиц: так гофмейстерина М. А. Нарышкина пожертвовала более 150 000 руб., гр. А. К. Разумовский – 5 000 руб. Сама императрица в 1816 внесла в Сохранную казну Воспитательного дома 256 000 руб. для содержания на проценты с этого капитала пансионеров в училище. По уставу училища, утвержденному 1 января 1810, в нем содержалось 24 ребенка, 12 из которых были питомцами С.-Петербургского и Московского Воспитательных домов и столько же – частные пансионеры обоего пола в возрасте 7–10 лет. 8-милетний курс обучения был разделен на 4 класса; младший класс состоял из трех отделений, в соответствии с возрастом воспитанников. Каждый год по уставу полагалось проводить публичный экзамен, на который приглашались светские и духовные лица. С целью широкого ознакомления общественности с деятельностью училища о каждом экзамене публиковался отчет. Курс обучения состоял из следующих предметов: Закон Божий, русская и французская грамматика, арифметика, основания геометрии, всеобщая история и география, чистописание, черчение и рисование, гимнастика. Большое значение придавалось освоению ремесел, чтобы после выпуска из училища воспитанники «могли бы вести самостоятельную жизнь, содержа себя своими трудами, и не становились бы в тягость обществу». Практические занятия в училище были введены с 1814. Мальчики обучались токарному, сапожному, столярному, переплетному и портняжному ремеслам; в последствии при училище были организованы собственные ремесленные мастерские. Выбор ремесла предоставлялся самому воспитаннику. Девочек в «рукодельном классе» обучали вышиванию, кройке и шитью, учили также стирать и гладить белье. Для воспитанниц старшего возраста была устроена образцовая кухня, где обучали практическому ведению хозяйства. Воспитанницы, проявившие способности и прилежание, оставались при училище на должностях учительниц и воспитательниц. Те, кто не показал больших успехов, поступали на службу в Воспитательный дом прачками или смотрительницами за малолетними детьми. В 1820 училище перевели в приобретенное по воле Марии Федоровны и перестроенное здание у Красного моста, включенное в комплекс С.-Петербургского Воспитательного дома (совр. адрес: Гороховая ул., 18). Здесь на 3-м этаже по проекту П. С. Плавова устроили церковь во имя св. апостола Павла (освящена архимандритом Товием 19 февраля 1821). В храме хранилась икона, подаренная училищу его августейшей основательницей, а некоторые образа были написаны воспитанниками училища. После пожара, случившегося 30 июля 1840, училищное здание было перестроено по проекту того же архитектора и в нем соорудили новую церковь во имя свв. апп. Петра и Павла, которую 14 мая 1847 освятил епископ Ревельский Нафанаил (с 1918 – приходская церковь). Службы велись с сурдопереводом. Училище постоянно расширялось: в 1860-е – 1870-е число воспитанников достигало 160 (100 мальчиков и 60 девочек), на занятия допускались также приходящие платные ученики (до 40 детей). Кроме того, в 1877 при училище был создан Приют имени Александра I для приходящих учеников, где ежегодно занимались с преподавателями 10 глухонемых мальчиков из беднейших семей. Постоянно совершенствовались и методы обучения. Так, введение революционного для того времени «устного» метода способствовало более эффективному развитию у глухонемых детей коммуникативных способностей и, следовательно, возможности адаптироваться в обществе. Это нововведение последней четверти XIX в. было связано с именем управляющего училищем, почетного опекуна Александра Карловича Пеля (ум. 1887), который много сделал для расширения училища и улучшения положения глухонемых. В 1900 на Всемирной выставке в Париже училище получило почетный диплом за постановку учебного дела. В разные годы училище возглавляли выдающиеся специалисты и педагоги: Ж. Б. Жоффре (директор в 1810–1824), Г. А. Гурцов (1824–1838), В. И. Флери (1838–1856), Я. Т. Спешнев (1856–1865), И. Я. Селезнев (1865–1868), П. И. Степанов (1868–1885), В. Д. Сиповский (1885–1895), А. Ф. Остроградский (1896–1901), П. Д. Енько (1901–1916). За период 1810–1910 в училище обучались 2205 детей (1401 мальчик и 804 девочки), из них успешно закончили курс обучения 1929 человек. После революции училище вошло в систему советских учреждений народного образования и в 1918 было преобразовано в Институт глухонемых со школой при нем. Училищный храм в 1922 подвергся «изъятию церковных ценностей», а в 1923 был закрыт. В 1938 заведение получило название «Центральная школа-интернат для детей с расстройствами слуха и речи», в 1948 – «Школа-интернат № 1 для глухих детей». С 1969 располагается на территории бывшей усадьбы Ланских (пр. Энгельса, 4). В здании на Гороховой ул., 18 тогда же расположился исторический факультет Ленинградского Педагогического института им. А. И. Герцена (ныне факультет социальных наук РГПУ им. А. И. Герцена). Ист.: РГИА. Ф. 758. Оп.23. Д.140; Пятидесятилетие С.-Петербургскому училищу глухонемых, 1-го января 1860 г. СПб., I860;Богданов-Березовский М. Положение глухонемых в России. СПб. 1901; Лаговский Н. С.-Петербургское училище глухонемых:(1810 – 1910). СПб. 1910. Т. Г. Егорова Авторы
Егорова Тамара Геннадьевна
Персоны
Гурцов Г.А.
Енько П.Д. Жоффре Ж.Б. Мария Федоровна, императрица, супруга Павла I Нарышкина Мария Антоновна Нафанаил, епископ Ревельский Остроградский А. Ф. Пель Александр Карлович Плавов Петр Сергеевич Разумовский Алексей Кириллович, граф Селезнев И.Я. Сигмунд Ансельм Сиповский В.Д. Спешнев Я.Т. Степанов Павел Иванович Товий, архимандрит Флери Виктор Иванович Адреса
Гороховая ул./Санкт-Петербург, д. 18
Энгельса пр./Санкт-Петербург, д. 4 Предметный указатель
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ДОМ
Вдовий дом Церковь апп. ПЕТРА и ПАВЛА при Императорском училище глухонемых Педагогический университет им. А.И.Герцена Рос. гос. САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ОПЕКУНСКИЙ СОВЕТ
|
|