Энциклопедический словарь
Памятники Петербурга
Мемориальные доски
Скульптура на рубеже XXI века
Декабристы в Петербурге
Храмы Петербурга
Новый Художественный Петербург
Благотворительность
Город и вода
Хронограф
Литература о Петербурге
Царское Село
Все справочники
Предметный указатель
/
Церкви СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА и ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Церкви СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА и ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫЧасовня на Охте отмечена уже в 1717, а через пять лет жители просили разрешения выстроить храм. В 1725 сделанная „из старого леса“ церковь была готова и освящена во имя св. Иосифа Древодела (Обручника), покровителя плотников, и свт. Николая Чудотворца. В 1727 охтяне заложили новую деревянную церковь, но спустя два года, не кончив ее, принялись по проекту М. Г. Земцова возводить каменную трехпридельную во имя Пресвятой Троицы, освященную 3 октября 1731. Иоганн Праур вырезал для нее иконостас, Андрей Ковашихин и Андрей Мелентьев написали образа, к которым в конце века добавили иконы, привезенные из Новгородской губернии. Так как Троицкий храм, при котором имелось кладбище, был холодным, то в 1740 по проекту того же Земцова восточнее была выстроена из дерева теплая Покровская церковь. Ее заменили в 1746–1748 каменным храмом с деревянным верхом. Иконостас сделали охтинские резчики. В 1825 к храму была пристроена колокольня. В 1843–1844 провели капитальный ремонт церкви и заменили иконостас новым работы Егора Лукина. С середины XIX века богослужения в Покровской церкви бывали всего шесть раз в год, а в 1889 ее „из-за ветхости“ закрыли. Правда, после основательного обновления, храм 1 октября 1897 был снова освящен, но служили в нем только по праздникам, разместив в трапезной приходскую школу. Троицкая же церковь, простояв сто лет, в 1837 была разобрана. Через год, в Покров, чуть западнее прежнего места, началась постройка нового однокупольного с ампирным портиком храма с отдельной трехъярусной колокольней. Автор проекта пока не установлен. Храм строился с трудом – в 1840 деньги кончились, и приходу пришлось взять ссуду. 15 октября 1844 митрополит Антоний освятил его во имя Сошествия св. Духа. Местные резчики изготовили для всех трех приделов замечательные иконостасы, поставив в них образа из прежней церкви. Оттуда же взяли красивую надпрестольную сень (ныне в ГРМ) и чтимую икону св. Иосифа Древодела, которую, по преданию, Петр I подарил из своего дворца. Супруги Угрюмовы ко дню освящения пожертвовали серебряную дарохранительницу, а десять лет спустя – золоченые сосуды работы Ф. А. Верховцева. Регулярно – в 1876–1877, когда появилась роспись – в 1894, 1903 и 1914, в храме производился ремонт. Его последним перед революцией настоятелем был прот. Михаил Николаевич Славнитский. Охтяне были очень набожными людьми: каждый новый дом освящался с молебном при участии местной иконы Смоленской Божией Матери. 28 июля ее носили по улицам, направляясь затем к минеральному источнику и часовне в Полюстрове. Почитанием пользовалась также икона Божией Матери „Всех скорбящих радости“, перед которой в 1876 исцелилась парализованная старушка. При водосвятии крестный ход шел от церкви к Неве. Кроме Георгиевской церкви на кладбище (cм. церковь вмч. ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА на Большеохтинском кладбище), к храму было приписано несколько часовен. Каменными были Троицкая (1844) часовня в ограде и св. Иосифа (1903–1904, арх. О. Л. Игнатович), шатровая – на месте первой церкви; деревянными – Ильинская, близ перевоза, Успенская (1848) на углу Медведевой улицы и Захарова переулка, Георгиевская на углу Георгиевской улицы и Среднеохтинского проспекта. Еще одна каменная Никольская часовня была воздвигнута в 1880 Н. Л. Бенуа на Большеохтинском проспекте, 19. Автором деревянной Никольской часовни в Полюстрове (1902) был арх. Н. Н. Еремеев. В связи с юбилеем Полтавской битвы 25 сентября 1911 перед церковью был открыт бронзовый бюст Петра I с надписью: „Петру I – благодарные охтяне“, отлитый по модели И. Я. Гинцбурга на средства охтинского общества. В 1917 памятник пропал. После открытия Георгиевского кладбища старый некрополь в церковной ограде закрыли, однако там сохранялся целый ряд надгробий начала XIX века. С 1825 при храме имелся дом призрения бедных духовного звания, с 1882 – благотворительное общество, содержавшее начальную школу. Храм закрыт в 1929, и через три года уникальный церковный ансамбль был безжалостно уничтожен. Ныне на его месте стоит жилой дом. Архивные источники РГИА. Ф. 796. Оп. 121. Д. 405; Ф. 799. Оп. 26. Д. 489; Ф. 1287. Оп. 8. Д. 404. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д.886. Ф. 256. Оп. 26. Д. 517; Ф. 391. Оп. 1. Д. 19, 39. Литературные источники ИСС. 1883. Т. 7. С. 212–225, 233–236, 272–276. ЛМХ. Вып. 4. С. 143–146, 149–150. Охтинское пригородное общество за 50 лет. 1858–1908. СПб., [1908]. С. 5–7. Черепенина, Шкаровский. 1999. С. 81–82. Периодика ВПГ. 1897. № 215. ПДВ. 1897. № 41. С. 809. ПрЦВ. 1903. № 18–19. С. 325–328. ИПЕ. 1911. № 19. С. 8–9. ВКГ. 1930. № 144. ПЧ 97. СПб., 1997. С. 461–462. Авторы
Кобак Александр Валерьевич
Антонов Виктор Васильевич Персоны
Антоний (Рафальский), митрополит
Бенуа Николай Леонтьевич Верховцев Федор Андреевич Гинцбург Илья Яковлевич Еремеев Николай Николаевич Земцов Михаил Григорьевич Игнатович Оттон Людвигович Ковашихин Андрей Мелентьев Андрей Праур Иоганн Славнитский Михаил Николаевич Адреса
Большеохтинский пр./Санкт-Петербург, д. 3
Предметный указатель
Церковь вмч. ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА на Большеохтинском кладбище
Охтинское пригородное общество Русский музей государственный Большеохтинское кладбище Большеохтинское кладбище Георгиевское кладбище Петра I бюст (1911 г., перед церковью Сошествия св. Духа и Покрова пресвятой Богородицы) Духовская церковь |
|