Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Предметный указатель / Церковь вмц. ЕКАТЕРИНЫ (Екатерингофская)

Церковь вмц. ЕКАТЕРИНЫ (Екатерингофская)


Рубрикатор / Святыни Петербурга/Приходские церкви

Эта величественная церковь с зелеными куполами, усыпанными золотыми звездами, стоявшая в Лифляндском предместье, за Калинкиным мостом, вела свою историю, как и город, с начала XVIII века.
Чтобы ознаменовать свою первую победу на море, когда 7 мая 1703 в устье Фонтанки были захвачены два шведских корабля, Петр I повелел выбить медаль с надписью: „Небываемое бывает“ и, согласно преданию, выстроить в чухонской деревне Калинкиной деревянную часовню, где в ноябре 1707 он якобы тайно обручился с Екатериной I.
Согласно документам, в устье, на левом берегу Фонтанки, была открыта шпалерная мануфактура, где в „каменных покоях“ второго этажа 22 мая 1721 освятили церковь с небольшой звонницей. В 1734 здание мануфактуры перешло к Измайловскому полку, который, однако, предпочел пользоваться собственным походным храмом. В 1745 в здание въехала парусиновая фабрика, и в нем снова устроили церковь. В 1764 в написании новых образов участвовал живописец Алексей Поспелов. В 1740–1746 рядом с церковью действовало небольшое кладбище.
После приспособления в 1778 фабрики под „Секретную больницу“ (см. церковь БОЖИЕЙ МАТЕРИ "ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТИ" при Калинкинской больнице) для церкви возвели неподалеку, „на скотном дворе придворной фермы“, отдельное деревянное здание с колокольней, простоявшее до 1847 у Песчаной улицы. Образа и утварь были в него перенесены из старой церкви.
О каменном храме прихожане стали хлопотать в 1806, но лишь двадцать лет спустя для него было отведено место на Екатерингофской дороге, на бывшем „фуражном дворе“, где в 1828, по проекту А. А. Михайлова 2-го, была выстроена временная деревянная часовня. Тот же Михайлов и А. И. Мельников разработали проекты нового храма в стиле ампир, но Николай I, желая видеть его „простым и красивым“, утвердил после конкурса чертежи К. А. Тона, ставшие самым ранним примером русско-византийского стиля. От храма, стоявшего на дороге, по которой в те годы въезжали в столицу из Европы, требовалось, чтобы он „свидетельствовал, как соотечественникам, так и иноземцам, пламенное усердие России к православной вере и церкви Божией“.
К. А. Тон вместе с И. О. Вальпредом сам руководил возведением заложенной 8 сентября 1831 пятикупольной церкви на 3000 человек. Он завершил ее вчерне уже в 1835 и последующие два года занимался исключительно отделкой. 21 ноября 1837 епископ Венедикт освятил главный придел. Вскоре, 15 мая 1838, был освящен правый придел и только 28 мая 1844 – левый. Иконостас, выполненный по рисунку Тона, имел шесть ярусов. Вырезал его А. И. Шилин, образа написали новгородские живописцы И. Еремеев и Чистяков. Замечательный горний образ изображал „Положение во гроб“. Роспись в „византийском стиле“ исполнил в 1857–1858 акад. П. С. Титов. Утварь перенесли из прежней церкви.
В 1847–1848 на углу Курляндской улицы была выстроена Никольская, а в 1851–1852 на углу Рижского проспекта – Екатерининская часовня и ограда. Только в 1871–1879 под наблюдением Тона, по проекту А. П. Попова и В. А. Дорогулина, к храму пристроили высокую колокольню. Именно из-за нее в здании со временем появились опасные трещины. По этой причине в 1890 храм был закрыт, но, чтобы богослужения не прекращались, епископ Нарвский Никандр 22 октября 1891 освятил на углу Курляндской улицы временную деревянную постройку на 2000 человек (проект арх. И. И. Шапошникова), куда из ремонтируемого здания перенесли иконостасы. Временная церковь простояла более 30 лет (до 8 января 1923) и использовалась для великопостных и праздничных служб, духовных бесед и детских собраний.
Ремонт самого храма начался лишь в 1894 и шел по проекту С. С. Лукашевича под смотрением В. А. Косякова. Верх здания и купола капитально переделали, пристроили ризницу и помещение для библиотеки. В Вербное воскресенье, 6 апреля 1897, епископ Гдовский Назарий освятил обновленный храм, где в главном приделе был поставлен новый иконостас, вырезанный в мастерской Шутова по рисунку В. А. Косякова, а в боковых – иконостасы, подаренные прихожанами. Интерьер украсила стилизованная роспись Юшкова.
На средства жертвователей мастером Штанге из золоченой бронзы были изготовлены: обложенный чеканным серебром престол, великолепные подсвечники и паникадило. Ктитор действительный стат. сов. И. А. Хрущев подарил весившую полтора пуда дарохранительницу из серебра, сделанную в мастерской К. Фаберже. Из старинных вещей в интерьере остались две храмовые иконы с изображением св. Екатерины, написанные в XVIII веке, и серебряная дароносица 1766 года.
Прошло немного времени, и храм пришлось снова основательно ремонтировать, после чего 26 сентября 1913 епископ Нарвский Никандр совершил новое его освящение.
С 1873 при церкви работало благотворительное общество с детским приютом, богадельней и бесплатными квартирами, с 1910 – Братство церковно-христианского воспитания детей.
В 1891–1894 настоятелем служил прот. Николай Иоаннович Перетерский, известный проповедник, на духовные беседы которого с окрестных заводов и фабрик стекались тысячи рабочих. Из них в 1894 при храме был создан собственный хор. Перед революцией настоятельствовал прот. Антон Феодорович Федотов.
В воскресенье и праздники в храме читались акафисты Скорбящей Божией Матери, по вторникам – Божией Матери „Избавительнице“, по четвергам – свт. Николаю. 13 июня из церкви крестный ход шел на Лоцманский остров к устроенной в 1855 каменной часовне свт. Николая, 22 июля – по окрестностям в память о холере 1848 года, 1 августа – для водосвятия на Фонтанку.
Храм простоял до лета 1929, когда был закрыт и разобран на кирпич. На его месте в 1937–1939 по проекту Л. М. Хидекеля выстроен кинотеатр „Москва“.

Архивные источники
РГИА. Ф. 218. Оп. 3. Д. 667; Ф. 733. Оп. 16. Д. 228; Ф. 797. Оп. 73. Д. 296; Оп. 21. Д. 47052; Оп. 66 (2 отд. 3 ст.). Д. 111; Ф. 1293. Оп. 170. Д. 51. Л. 18.
ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 8. Д. 199; Оп. 17. Д. 1061; Оп. 119. Д. 48.
Литературные источники
ИСС. 1868. Т. 1. С. 43; 1883. Т. 7. С. 174–181.
ОИАХ. 1879–1880. С. 54.
Томилин А. А. Историко-статистическое описание Екатерингофской Екатерининской церкви… СПб., 1905.
ЛМХ. Вып. 4. С. 85–90.
ПАЛ. С. 556–557.
Борисова Е. А. Русская архитектура второй половины XIX века. М., 1979. С. 99–102.
Славина. С. 29–32.
Черепенина, Шкаровский. 1999. С. 48–49.
Периодика
НС. 1894. № 51. С. 268; 1895. № 50. С. 257.
Строитель. 1896. № 6. С. 235–248; 1897. № 8. С. 316.
ПДВ. 1897. № 15–16. С. 306–307.
ВПГ. 1897. № 79; 1913. № 208.
ЛПр. 1929. № 136.

Авторы
Кобак Александр Валерьевич
Антонов Виктор Васильевич

Персоны
Вальпред И. О.
Венедикт, епископ Ревельский
Дорогулин Василий Андрианович
Еремеев Игнатий
Косяков Василий Антонович
Лукашевич Сильвиуш Сильвиушевич
Мельников Авраам Иванович
Михайлов 2-й Андрей Алексеевич
Назарий (Кириллов), епископ Гдовский, архиепископ Нижегородский
Никандр (Феноменов), епископ
Перетерский Николай Иоаннович
Попов Александр Петрович
Поспелов Алексей
Титов Петр Савельевич
Тон Константин Андреевич
Фаберже Карл
Федотов Антон Феодорович
Хидекель Лазарь Маркович
Чистяков
Шапошников Иван Иванович
Шилин А. И.
Штанге
Юшков

Адреса
Рижский пр./Санкт-Петербург, д. 52
Старо-Петергофский пр./Санкт-Петербург, д. 6

Предметный указатель
Церковь БОЖИЕЙ МАТЕРИ „ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТИ“ при Калинкинской больнице
Шпалерная мануфактура
Измайловский л.-гв. полк
Парусиновая фабрика
Калинкинская больница ("Секретная больница")
Столярная мастерская В. П. Шутова
Фаберже фирма
Братство церковно-христианского воспитания детей
"Москва", кинотеатр