Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Предметный указатель / Царский вокзал

Царский вокзал


Рубрикатор / Царское село и город Пушкин в историческом времени/Памятники истории и культуры

Для обеспечения безопасности императора Николая II в 1895 г. была сооружена Императорская Собственная ветка железной дороги и деревянный павильон вокзала, которые предназначались для обслуживания императорской резиденции в Александровском дворце. Вокзал, к которому через парк была проложена дорога от Александровского дворца, разместили на участке к северу от Александровского парка на бывших сельскохозяйственных угодьях села Большое Кузьмино. Железнодорожные пути от него вели к Варшавской и Царскосельской линиям железных дорог. Все работы по строительству сооружений Собственной ветки выполняло общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. В 1911 г. первый вокзальный павильон Собственной ветки сгорел, и на его месте в 1912 г. соорудили новое здание в формах древнерусской архитектуры по проекту арх. В. А. Покровского. В рисунке декоративного оформления использовалась российская государственная символика – двуглавые орлы, гербы городов, геральдические сюжеты, древнерусские орнаменты. Эскиз росписей интерьеров выполнил художник М. И. Курилко. На плановое и конструктивное решение оказало влияние решение Императорского вокзала в Петербурге, возведенного в 1902 г. архитектором С. А. Бржозовским. В облике главного фасада выделялось арочное крыльцо с шатром, в основании оформленным двумя рядами стилизованных кокошников и увенчанным государственным двуглавым орлом. Парадные интерьеры были стилизованы под палаты с тяжелыми каменными сводами. В центре находился вестибюль, Царский зал с южной стороны и Свитский зал с северной предназначались для главы государства и его свиты. К восточному фасаду вокзала примыкал металлический дебаркадер над перронами и путями, служивший для приема поездов (разобран в 1920-е гг.) Чердак под высокой крышей был оборудован системой воздушного отопления. Богатое убранство фасадов и интерьеров отвечало парадно-представительскому назначению вокзала, являясь образцом синтеза архитектуры, монументальной живописи и декоративно-прикладного искусства, в котором удачно сочетались формы древнерусского зодчества XVII в. с характерными для эпохи модерна технологиями строительства и материалами. Здесь встречали представителей иностранных государств, посещавших императорскую резиденцию в Царском Селе, в числе их был президент Франции Р. Пуанкаре (1914). В период Первой мировой войны 1914–1917 гг. Царский павильон служил для доставки раненых в развернутый в Федоровском городке госпиталь. В 1918 г. Царский павильон был назван павильоном Урицкого и использовался вначале под общежитие Путевого ремонтно-механического завода, созданного на базе императорского железнодорожно-ремонтного депо («Ремпутьмаш»), затем там располагалось общежитие сельхозинститута, расселенное в 1970-е гг. Здание сохранилось до настоящего времени (Академический пр., 35б), однако сейчас оно находится в аварийном состоянии.

Г. В. Семенова

Авторы
Семенова Галина Викторовна

Персоны
Бржозовский Станислав Антонович
Курилко М. И.
Николай II, император
Покровский Владимир Александрович
Пуанкаре Р.

Адреса
Академический пр./Пушкин г., д. 35б

Предметный указатель
Александровский дворец
Варшавская железная дорога
Царскосельская железная дорога
Общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги
Первая мировая война 1914-18 г.
Феодоровский городок