Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Предметный указатель / Старинный театр

Старинный театр


Рубрикатор / Энциклопедический словарь/Искусство/Музыка, театр/Театры, концертные организации

СТАРИННЫЙ ТЕАТР, драм. театр. Работал в сезоны 1907/08 (в Кононовском зале, наб. р. Мойки, 61; ныне Ун-т телекоммуникаций) и 1911/12 (в выставочных залах Соляного городка, Соляной пер., 9б). Организаторы Н. Н. Евреинов и барон Н. В. Остен-Дризен в поисках чистой театральности стремились реконструировать представления разл. эпох. В 1-й сезон реж. Евреинов, Дризен, А. А. Санин и М. Н. Бурнашев составили 2 программы из постановок франц. пьес разных жанров 11-15 вв. в оформлении художников "Мира искусства" Н. К. Рёриха, И. Я. Билибина, М. В. Добужинского, А. Н. Бенуа, В. А. Щуко и с музыкой оркестра специально реконструированных старинных инструментов (комп. И. А. Сац, муз. рук. А. К. Глазунов и Л. А. Сакетти). 2-й сезон был посвящен реконструкции представлений исп. театра 16-17 вв. (пьесы Лопе де Веги, М. Сервантеса, Тирсо де Молины, П. Кальдерона; реж. Евреинов, Дризен, К. М. Миклашевский, Н. И. Бутковская; худ. Рёрих, Щуко, Билибин, А. К. Шервашидзе, Н. К. Калмаков). Сценич. реализации проектов предшествовала большая исследоват. работа (см., напр., Испанский театр XVI - XVII вв. Сб. ст. Н. Дризена, К. Миклашевского и Н. Евреинова. СПб., 1911). Стилизаторскому творч. решению художников и композиторов противоречил археол. подход режиссуры, стремившейся к точному воссозданию деталей не только самих представлений, но и сопутствовавших им обстоятельств, вплоть до реконструкции восприятия зрелищ ср.-век. зрителями (актерами, изображавшими зрителей на сцене). Отсутствие сведений о технике и манере актерской игры усугублялось неопытностью труппы С. т. 3-й его сезон, посвященный итал. комедии дель арте и запланированный на 1914, не состоялся из-за начала 1-й мировой войны. Деятельность С. т. имела большое значение для новаторских поисков совр. ему сцены. Наиб. конструктивные и перспективные выводы из противоречивой практики С. т. сделал В. Э. Мейерхольд, родоначальник сценич. стилизации в рус. театре, развернувший в 1908 в Александринском театре собств. программу театр. традиционализма.

Лит.: Старк Э. А. Старинный театр. Пг., 1922; Рудницкий К. Л. Русское режиссерское искусство, 1908-1917. М., 1990.

А. А. Кириллов.

Авторы
Кириллов Андрей Александрович

Персоны
Бенуа Александр Николаевич
Билибин Иван Яковлевич
Бурнашев М.Н.
Бутковская Наталия Ильинична
Глазунов Александр Константинович
Добужинский Мстислав Валерьянович
Евреинов Николай Николаевич
Калмаков Николай Константинович
Кальдерон Педро
Лопе де Вега Карпьо (Лопе Феликс де)
Мейерхольд Всеволод Эмильевич
Миклашевский Константин Михайлович
Остен-Дризен Николай Васильевич, барон
Рёрих Николай Константинович
Саккети Лаврентий Антонович
Санин (наст. фам. Шенберг) Александр Акимович
Сац Илья Александрович
Сервантес Мигель де
Тирсо де Молина (наст. имя Габриель Тельес)
Шервашидзе (Чачба) Александр Константинович
Щуко Владимир Алексеевич

Адреса
Мойки р. наб./Санкт-Петербург, д. 61
Соляной пер./Санкт-Петербург, д. 9, лит. л. Б

Библиография
Старк Э. А. Старинный театр. Пг., 1922
Рудницкий К. Л. Русское режиссерское искусство, 1908 - 1917. М., 1990

Предметный указатель
Кононовский зал (Мойка, 61)
Соляной городок
"Мир искусства", художественное объединение
Александринский театр

Хронограф
1907 Открылся Старинный театр Н.Н.Евреинова