Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Предметный указатель / Церковь ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ Общества распространения религиозно-нравственного просвещения

Церковь ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ Общества распространения религиозно-нравственного просвещения


Рубрикатор / Святыни Петербурга/Церкви религиозно-просветительных обществ

Убийство Александра II потрясло всю Россию, и в ответ на него 4 апреля 1881 молебном перед иконой Казанской Божией Матери в Казанском соборе было открыто Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви „с целью утверждения и распространения во всех слоях русского народа истинных понятий о православной вере и благочестии“ посредством бесед, чтений и издания литературы. Эти беседы регулярно велись прежде всего среди рабочих, а также после службы в некоторых приходских храмах.
Свою десятилетнюю годовщину Общество решило ознаменовать постройкой собственного храма с примыкающим к нему залом для духовных бесед, посвятив его памяти спасения царской семьи в Борках. Участок для церкви приобрел купец Евграф Федорович Балясов, пожертвовавший также 150 тыс. руб. на строительство. Вначале, 9 июня 1891, была освящена часовня, а полгода спустя, 18 ноября – временный деревянный храм, украшенный пожертвованными иконами.
Каменный храм на 1500 человек заложил 16 июня 1891, за неделю до Троицы, епископ Нарвский Никон с крестным ходом с чудотворной иконой из Казанского собора. Храм сооружался в московском стиле XVII века по проекту Н. Н. Никонова.
Через два года, 8 ноября 1893, митрополит Палладий освятил главный его придел, 5 декабря – придел иконы „Утоли моя печали“. Очередь последнего придела Всех Святых настала 12 июня 1894, хотя внешняя отделка здания желтым глазурованным кирпичом и установка на фасаде 39 изразцовых икон работы Польо продолжались и после.
Тем временем деревянную церковь перенесли к Варшавскому вокзалу (см. приходскую церковь ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА Всероссийского Александро-Невского братства трезвости) и на ее месте под руководством С. П. Кондратьева, по измененному проекту Никонова, в 1894–1895 выстроили примыкавший к церкви зал для бесед. Он открылся 14 ноября 1895 беседой о. Иоанна Кронштадтского и получил имя скончавшегося прот. М. И. Соколова, одного из основателей Общества. В 1900–1901 по проекту Г. Г. фон Голи и Г. Д. Гримма на Стремянной ул., 20, был возведен дом Общества, где разместились приходская школа, библиотека, книжный склад и магазин.
Вначале постоянный иконостас из дуба стоял только в главном приделе, но в следующие пять лет такие же иконостасы установили и в боковых приделах. В 1906–1907 иконописцы мастерской Ф. Е. Егорова под руководством проф. Н. В. Покровского расписали интерьер на деньги, пожертвованные старостой Д. Л. Парфеновым. Еще раньше, в 1903, из золоченой бронзы была сделана гробница для плащаницы, украшенная серебряными рельефами.
При этом храме в 1902 на базе отличного народного хора, в котором насчитывалось до 150 человек, по инициативе известного регента и композитора А. А. Архангельского возникло Церковно-певческое общество, много содействовавшее развитию храмового пения в столице. Ежегодно, 14 февраля, в церкви собирались и служили молебен жившие в столице костромичи. В начале XX века здесь начались новогодние молебны.
С самого освящения и до революции настоятелем этого главного храма Общества был прот. Павел Николаевич Лахостский, редактор „Санкт-Петербургского духовного вестника“ и „Православно-русского слова“, который после всенощной всегда вел в храме назидательные беседы. Здесь же служил местный „златоуст“ – прот. Димитрий Феодорович Гидаспов, расстрелянный затем большевиками.
После революции храм сделан приходским. В 1920–1921 службы временно совершались в доме Общества. Храм был одним из центров обновленчества; он закрыт 16 февраля 1938, передан под спортзал и варварски взорван 15 ноября 1966 года. Десять лет спустя на этом месте были выстроены „Невские бани“, ныне закрытые.

Архивные источники
ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 82. Д. 31.
Литературные источники
Отчет о деятельности… Общества распространения религиозно-нравственного просвещения… СПб., 1893. С. 39–50; 1895. С. 16–21; 1896. С. 16–17; 1897. С. 64–65; 1898. С. 129–131; 1899. С. 150–154; 1902. С. 30–33; 1908. С. 59–60.
Торжество освящения храма во славу Святыя Троицы… СПб., 1893.
Черепенина, Шкаровский. 1999. С. 215–220.
Периодика
ПрЦВ. 1891. № 18. С. 579; № 25. С. 809; № 47. С. 1673–1674; 1894. № 26. С. 874–875.
ВИ. 1891. № 1186. С. 256; № 1296. С. 367; № 1297. С. 394.
ПДВ. 1901. № 15. С. 163.
ИПЕ. 1916. № 49. С. 4–5; № 50. С. 5–6; 1917. № 4. С. 4–7.
ВКГ. 1930. № 28.

Авторы
Кобак Александр Валерьевич
Антонов Виктор Васильевич

Персоны
Гидаспов Димитрий Феодорович
Голи Густав Густавович фон
Гримм Герман Давидович
Егоров Ф. Е.
Кондратьев Сергей Петрович
Никон (Софийский), епископ Нарвский
Никонов Николай Никитич
Палладий (Павел Иванович Раев-Писарев), митрополит
Сергиев (Кронштадтский) Иоанн Ильич, св. и прав.
Соколов Михаил Ильич

Адреса
Марата ул./Санкт-Петербург, д. 5
Стремянная ул./Санкт-Петербург, д. 21

Предметный указатель
Церковь ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА Всероссийского Александро-Невского братства трезвости
Казанский собор
Собор БОЖИЕЙ МАТЕРИ КАЗАНСКОЙ
Общество распространения религиозно-нравственного просвещения
Варшавский вокзал
Иконописная мастерская Ф. Е. Егорова
Церковно-певческое общество
Бани


КОСТРОМСКОЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Организационное собрание по выработке устава общества состоялось в конце 1900 под председательством епископа Нарвского (позже – Вятского) Никона. В нем приняли участие проф. Духовной академии Н.В. Покровский, проф
Источник: Благотворительность в России

Общество распространения религиозно-нравственного просвещения

ОБЩЕСТВО РАСПРОСТРАНЕНИЯ РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ, церк.-просветит. орг-ция. Осн. в 1881 в ответ на убийство народовольцами имп. Александра II с целью "утверждения и распространения во всех слоях рус
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Церковь БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ при гимназии Русского собрания

Русское собрание возникло в январе 1901 по инициативе издателя В. В. Комарова, писателя В. Л. Величко и генерала А. М. Золотарева с монархическими и патриотическими целями. Оно имело филиалы в разных городах
Источник: Святыни Петербурга

Церковь БОЖИЕЙ МАТЕРИ КАЗАНСКОЙ Общества распространения религиозно-нравственного просвещения

Выполняя свои задачи, Общество распространения религиозно-нравственного просвещения (см. церковь ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ Общества распространения религиозно-нравственного просвещения) стремилось строить храмы главным образом на окраине и в рабочих районах
Источник: Святыни Петербурга

Церковь БОЖИЕЙ МАТЕРИ „ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТИ“ (Чернышевского пр., д. 3)

В этом храме хранилась одна из самых чтимых святынь Петербурга – исполненный на кипарисе список чудотворной иконы Божией Матери „Всех скорбящих радости“, находившейся в Москве, в Преображенской церкви на Ордынке
Источник: Святыни Петербурга

Церковь ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА Всероссийского Александро-Невского братства трезвости

Эту церковь с высокой колокольней над входом, стоящую у самого Варшавского вокзала, рабочие, которые населяли район, ласково называли „Варшавкой“. В год ее посещали более миллиона человек. Здесь 19 декабря, в день св
Источник: Святыни Петербурга

Церковь ИОАННА ПРЕДТЕЧИ Общества распространения религиозно-нравственного просвещения

В послереформенное время на Выборгской стороне возникло много фабрик и заводов и ее население резко увеличилось. Поскольку в районе имелась всего одна Сампсониевская церковь (см. собор прп
Источник: Святыни Петербурга

Церковь свт. АЛЕКСИЯ, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО, при Синодальном лазарете имени Цесаревича Алексея Николаевича

После начала Первой мировой войны многие государственные учреждения открыли и содержали на свои средства лазареты для раненых. Такой лазарет на 100 коек был открыт 1 сентября 1914 митрополитом Владимиром в резиденции обер-прокурора Синода
Источник: Святыни Петербурга

Часовня ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ в Домике Петра Великого

К Троицкому собору была приписана часовня, размещавшаяся в Домике Петра I – его „первоначальном дворце“. Петр и солдаты выстроили домик всего за три дня, 24–26 мая 1703, и последующие пять лет царь жил в нем до постройки Зимнего и Летнего дворцов
Источник: Святыни Петербурга