Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Предметный указатель / Финляндский вокзал

Финляндский вокзал


Рубрикатор / Энциклопедический словарь/Городское хозяйство/Транспорт/Вокзалы, ж/д транспорт

ФИНЛЯНДСКИЙ ВОКЗАЛ (пл. Ленина, 5), построен в 1870 (арх. П. С. Купинский). Здание было 1-этажным с двумя 2-этажными павильонами. Боковой фасад с павильоном для членов имп. фамилии выходил на вновь проложенный Финский пер. Интерьеры отделаны по проектам швед. арх. В. Вестлинга и П. Э. С. Дагенаэра. При реконструкции кон. 1950-х гг. центр. ризалит старого Ф. в. включен в один из корпусов нового здания. Новый Ф. в. введен в строй 4.6.1960 (арх. П. А. Ашастин, Н. В. Баранов, Я. Н. Лукин, инж. И. А. Рыбин). Вытянутый по горизонтали лаконичный объем завершен прямоуг. часовой башней со шпилем. Плоскость фасада прорезана 17 вертикальными остекленными проемами. Их завершают скульпт. рельефы, изображающие рев. события 1917. Кассовый зал перекрыт жел.-бетон. оболочкой. На перроне Ф. в. в стеклянном павильоне в апр. 1961 установлен паровоз № 293, доставивший В. И. Ленина в Россию в окт. 1917 (дар пр-ва Финляндии). Рядом находится первый из 36 мем. километровых столбов, поставленных в 1973 вдоль ж.-д. ветки "Дороги жизни" (арх. М. Н. Мейсель). В годы блокады Ф. в. был единств. действовавшим вокзалом. 7.2.1943 сюда с "Большой земли" прибыл первый эшелон с продовольствием. С Ф. в. поезда отправляются в сев. и сев.-вост. направлениях. В левом крыле вокзала - наземный вестибюль ст. метро "Пл. Ленина". В 2002 проведена капитальная реставрация Ф. в.

Лит.: Богданов И. А. Финляндский вокзал // Новый журн. 2003. № 2. С. 171-192.

И. А. Богданов.

Авторы
Богданов Игорь Алексеевич

Персоны
Ашастин Петр Андреевич
Баранов Николай Варфоломеевич
Вестлинг В.
Дагенаэр П.Э.С.
Купинский Петр Станиславович
Ленин (наст. фам. Ульянов) Владимир Ильич
Лукин Яков Николаевич
Мейсель Михаил Николаевич
Рыбин Игорь Андреевич

Адреса
Ленина пл./Санкт-Петербург, д. 5

Библиография
Богданов И. А. Финляндский вокзал // Новый журн., 2003, № 2. С. 171 - 192

Предметный указатель
"Дорога жизни"
"Площадь Ленина", ст. метро
"Зеленый пояс Славы"

Хронограф
1870 Открыты вокзал Финляндской железной дороги и первый участок пути от Санкт-Петербурга до Выборга
1943 На Финляндский вокзал прибыл первый эшелон с продовольствием с Большой земли
1960 Завершено строительство нового здания Финляндского вокзала


Баранов Н.В. (1909-1989), арх.

БАРАНОВ Николай Варфоломеевич (1909-1989), архитектор, нар. арх. СССР (1972), д. ч. АХ СССР (1979). Окончил ИГИ (1931) и АХ (1934). В 1938-51 гл. архитектор Л. В годы войны и блокады Б. занимался вопросами обороны города. Гл
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Вокзалы

ВОКЗАЛЫ железнодорожные (англ. Vauxhall, от имени Vaux - Дж. Вокс, владелицы увеселит. заведения близ Лондона в 18 в. - и hall - зал). В рус. яз. слово "воксал" получило широкое употребление в применении к конечной станции первого в России ж.-д
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Выборгская сторона

ВЫБОРГСКАЯ СТОРОНА, ист. р-н СПб., на правом берегу рек Невы и Б. Невки. На З. ограничен Черной речкой, на С. - Сестрорецкой линией ж. д. и Новороссийской ул., на В. - ул. Карбышева, Полюстровским и Пискаревским проспектами. Назв
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

"Железнодорожникам - участникам "Дороги жизни", погибшим в Великой Отечественной войне", памятный знак

Памятный православный крест. На лицевой стороне укреплено шесть небольших иконок. Открыт и освящен 17 июня 2000 года. Дерево. Высота 500 см. Установлен фондом развития Дороги жизни "Чело - Век" около платформы № 5 Финляндского вокзала
Источник: Городская скульптура на рубеже XX-XXI веков

Калининский район

КАЛИНИНСКИЙ РАЙОН, адм.-терр. единица СПб. (Терр. управление на Арсенальной наб., 13). Назван в 1946 в честь М. И. Калинина, в совр. границах с 1973. Расположен в сев. части СПб., между Выборгским р-ном (на З.) и Красногвардейским р-ном (на В.). Юж
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Курортный район

КУРОРТНЫЙ РАЙОН, адм.-терр. единица СПб. (Терр. управление в г. Сестрорецк, пл. Свободы, 1). Образован в 1946, простирается узкой полосой вдоль сев. побережья Финского зал. более чем на 40 км. На его терр
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Ленина В.И. музей

ЛЕНИНА В. И. МУЗЕЙ, существовал в 1937-92 (до 1990 Ленингр. филиал Центр. музея В. И. Ленина в Москве), помещался в Мраморном дворце, где к нач. 1990-х гг. в 34 залах было представлено св. 10 тыс. экспонатов, в т. ч
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Ленина пл.

ЛЕНИНА ПЛОЩАДЬ (до 1946 Аллея Ленина, названа в 1924 в память о приезде В. И. Ленина в П. в апр. 1917), на пересечении Арсенальной наб. и Боткинской ул. Формирование Л. п. началось с установки в 1926 пам. Ленину (скульп. С. А. Евсеев, арх. В. А
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Ленина пл., 6. Финляндский вокзал, локомотивное депо, мемориальная доска

«В суровые годы блокады Ленинграда 1941–1944 гг. коллектив этого депо обеспечивал перевозки по “Дороге жизни”. Во имя победы над фашистскими захватчиками при исполнении долга геройски погибли машинисты Иванов А.М., Чибисов И.С, Никитин Ф.М
Источник: Мемориальные доски Санкт-Петербурга. Справочник

Ленина пл., 6. Финляндский вокзал, мемориальная доска

«1870 г. Была открыта железная дорога “Рихимяки — Ленинград (Петербург)”. 1870. Valmistui Riihimaen — Leningradin (Pietarin) rautatie. 11.9.1970. Город Рихимяки Riihiemaen kaupunki» 1970. Металл.
Источник: Мемориальные доски Санкт-Петербурга. Справочник

Ленину В. И., мемориальная доска

«В этой комнате 3 (16) апреля 1917 года Владимир Ильич Ленин, возвратившись из эмиграции, обратился с приветствием к представителям трудящихся Петрограда. Восторженно встреченный на привокзальной площади рабочими, солдатами и матросами В.И
Источник: Мемориальные доски Санкт-Петербурга. Справочник

Ленину В. И., мемориальная доска

«13.6.1957. Правительство Финляндии подарило этот паровоз Правительству Союза Советских Социалистических Республик в память тех поездок, которые В.И. Ленин на нем совершил в трудное время по территории Финляндии» 1957. Металл. Ленина пл., 6
Источник: Мемориальные доски Санкт-Петербурга. Справочник

Ленину В. И., мемориальная доска

«Здесь, на площади, 3 (16) апреля 1917 года рабочие Петрограда, солдаты и матросы восторженно встречали возвратившегося из эмиграции В.И. Ленина. Владимир Ильич с броневика приветствовал революционный пролетариат и революционную армию с победой над
Источник: Мемориальные доски Санкт-Петербурга. Справочник

Ленину В. И., мемориальная доска

«После июльских событий 1917 года, когда Временное буржуазное правительство установило режим кровавого террора, Владимир Ильич Ленин перешел на нелегальное положение. Более месяца он скрывался у рабочих в Петрограде и окрестностях Сестрорецка
Источник: Мемориальные доски Санкт-Петербурга. Справочник

Ленину В. И., мемориальная доска

«8 ноября 1905 года в Петербург, на Финляндский вокзал, нелегально прибыл из эмиграции В.И. Ленин, чтобы принять непосредственное участие в Первой русской революции. В.И. Ленин неоднократно бывал на Финляндском вокзале в 1906–1907 гг
Источник: Мемориальные доски Санкт-Петербурга. Справочник

Лютеранская церковь св. МАРИИ финская

Хотя финны – коренное население Приневского края – получили Евангелие от православных миссионеров, их большая часть в Петербурге начала XVIII века исповедовала лютеранство, входя с 1710 вместе со шведами в общину, которая имела кирху в т. н
Источник: Святыни Петербурга

Метрополитен

МЕТРОПОЛИТЕН. Первые проекты М. в СПб. относятся к кон. 19 в. В 1889 Правление Балт. ж. д. разработало проект линии М. между Балт. и Финл. вокзалами. В 1901 инж. В. Н. Печковский предложил построить эстакадно-подземную ж. д
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Октябрьская железная дорога

ОКТЯБРЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА, проходит по терр. Ленингр., Вологодской, Моск., Мурманской, Новгородской, Псковской, Тверской обл. и Республики Карелия. Общая эксплуатац. длина 10,4 тыс. км. Управление - в СПб. (пл. Островского, 2). Крупнейшие ж.-д
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ОБЩЕСТВО САМАРИТЯН

Основано в 1897 (устав утвержден 21 апреля 1898). Находилось в ведении Медицинского департамента Министерства внутренних дел. Располагалось в Максимилиановском пер., 11
Источник: Благотворительность в России

Трамвай

ТРАМВАЙ (от англ. tram - вагон и way - путь), вид гор. рельсового транспорта. Существовало 3 вида Т.: конный (см. Конка), паровой (см. Паровая железная дорога) и электрический. В 1880 на углу Дегтярной и Болотной улиц инж. Ф. А
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Троллейбус

ТРОЛЛЕЙБУС, один из осн. видов массового пасс. гор. транспорта. Первые в России испытания автомобиля с электрич. проводным приводом проведены в 1902 в СПб. на з-де "Фрезе и К°" инж. С. И. Шуленбургом. 1-я линия Т. введена в эксплуатацию в 1936 (пл
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

ФОНТАНЫ

ФОНТАНЫ, архитектурные и художественные сооружения, обрамляющие устройства для подачи и выбрасывания воды под напором. Происхождение слова связано с романскими языками (итал. fontana, от лат. fons – источник, ключ). Уже в античную эпоху Ф
Источник: Город и вода

Церковь СПАСА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕСТНЫХ ДРЕВ (Спасо-Бочаринская)

В первой половине XVIII века на Выборгской стороне возникли Компанейская и Бочарная слободы, где жили работавшие для армии пивовары и бондари. От последней и пошло старинное название приходского храма, история которого исследована слабо
Источник: Святыни Петербурга

Юбилеи Петербурга (100-летие, 200-летие, 250-летие, 300-летие)

ЮБИЛЕИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. Первый Ю. СПб. (100-летие города) отмечался в 1803. Торжества начались утром 16.5.1803 с торжеств. выноса лодки-верейки из Домика Петра I и установки ее на 110-пушечном корабле "Гавриил"
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга