Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Предметный указатель / Католическая церковь св. ЕКАТЕРИНЫ АЛЕКСАНДРИЙСКОЙ

Католическая церковь св. ЕКАТЕРИНЫ АЛЕКСАНДРИЙСКОЙ


Рубрикатор / Святыни Петербурга/Инославные храмы/Римско-католические церкви

Будучи „окном в Европу“, Петербург уже в 1706 имел католический приход, которому садовник Питер ван дер Гар завещал участок в Греческой слободе, близ Главной аптеки (ныне Аптекарский переулок, 3), в т. н. „финских шхерах“. Здесь, в доме адмирала Гордона, Доменико Трезини в 1710 построил первую деревянную церковь ап. Петра. К 1733 она была перестроена Пьетро Антонио Трезини в камне и имела вид небольшого двухэтажного здания, увенчанного куполом, „с шестью окнами на фасаде“. В нем служили монахи из разных католических орденов.
Пожар 1737 уничтожил эту церковь, но вскоре она была частично восстановлена, хотя уже в следующем году на Невском под нее было выделено новое место. Проект большого католического храма с двумя прилегающими корпусами в стиле барокко сочинил П.?А. Трезини. После того как трехэтажные жилые корпуса были возведены на Невском, в правом из них разместилась „малая церковь“ во имя Благовещения. Именно здесь около 1750 начались постоянные богослужения.
14 января 1761 в глубине участка было освящено место для каменного храма по проекту Ж.?Б. Валлен-Деламота. 16 июля 1763 приор Иероним Пауло торжественно заложил здание, по случаю чего была выпущена памятная серебряная медаль. Строительство костела, однако, затянулось. После отъезда в 1775 Валлен-Деламота во Францию, руководство строительством перешло к арх. А. Ринальди, синдику церкви, который несколько изменил проект ради его удешевления. Когда и Ринальди уехал из России, стройку продолжал арх. Дж. Минчаки.
7 октября 1783 папский нунций архиепископ Халкедонский Дж.-А. Аркетти произвел освящение готового храма. Он был освящен во имя св. Екатерины, небесной покровительницы российской Императрицы. Большую часть расходов в 118 тыс. руб. взяли на себя синдики – придворные банкиры братья Ливио, а также баварский купец Андрей Пирлинг.
Главный алтарь, сделанный из разноцветного мрамора, прислал для костела в 1781 из Ливорно А.?Ф. Бранка, а трехметровое бронзовое распятие создал в середине XIX века скульптор И. П. Витали. В отделке участвовали живописец Дж. Валериани и скульптор К. Альбани, который исполнил также статуи апостолов. В 1787 Императрица подарила храму большую алтарную картину „Обручение св. Екатерины“ кисти Я. Меттенлейтера, написавшего для прихода также несколько образов.
Украшенный лепкой и картинами просторный интерьер храма вмещал 2500 человек и производил на посетителей большое впечатление. Побывав в 1787 в Петербурге, австрийский император Иосиф II прислал в дар церкви из Вены дорогую утварь. Торговая компания Дазер и Пирлинг поднесла в 1803 серебряный циборий, сделанный в 1719 И. А. Телотом в Аугсбурге. Николай I тоже сделал свой вклад – золотой реликварий и серебряную позолоченную дароносицу, украшенную драгоценными камнями.
До 1800 храм был единственной католической церковью в Петербурге. Сначала им управляли францисканцы, с осени 1800 – иезуиты, с 1816 – доминиканцы, а с 1892 – епархиальные священники. У немцев, поляков (которых стало больше всего), французов и итальянцев были свои проповедники, из которых особенно долго (1830–1890) прослужил о. Якуб Шкилондза.
Иезуиты внесли в 1801 в интерьер изменения в своем духе и установили орган, который считался одним из лучших в Европе. Для левой каплицы, отделанной по эскизу В. Бренна и освященной в 1801 во имя Благовещения, алтарный образ написал Лерози. В 1829–1830 был произведен первый капитальный ремонт, во время которого коринфские колонны были покрыты искусственным мрамором, своды заново расписаны, а главный придел, освященный 2 октября 1830, переделан.
В 1850 при очередном ремонте появились мраморные престолы в каплицах св. Доменика и Распятия Христова, и их украсили картины акад. Т. Горецкого. С 1855 в костеле висела огромная люстра из золоченой бронзы весом в 200 пудов, завещанная герцогом Максимилианом Лейхтенбергским. Правда, в конце 1860?х она упала и позже была продана. В 1890–1891 храм несколько расширили и обогатили его украшение, а слева от входа прихожане-французы устроили каплицу Лурдской Божией Матери с чтимой статуей Мадонны. Спустя шесть лет польские живописцы украсили интерьеры росписью по эскизам Г. Д. Гримма. Тогда же появились витражи, исполненные в рижской мастерской Э. Тоде.
Будучи главным в столице, костел имел много святынь, из которых надо упомянуть: мощи св. Иосифа Обручника, апп. Андрея и Павла, свв. Фомы Аквинского, Екатерины Сиенской, Станислава Костки, Казимира, Доната Мученика, частицу Креста Господня и образ Скорбящей Божией Матери с частицами св. мощей.
В стенах церкви молились знаменитые католики, жившие или бывавшие в Петербурге, в том числе: Ж. де Местр, А. Мицкевич, О. Бальзак, А. Дюма, Ф. Лист, а также „русские католики“ – философ Петр Чаадаев, декабрист Михаил Лунин, кн. Иван Гагарин, кн. Зинаида Волконская и др. В январе 1837 здесь обвенчались Ж. Дантес с Е. Н. Гончаровой, золовкой А. С. Пушкина. В храме отпевали и зодчих-католиков: Тома де Томона и О. Монферрана.
В склепах храма были погребены: умерший на берегах Невы в 1798 последний польский король Станислав-Август Понятовский и смертельно раненый в 1813 в битве при Дрездене французский генерал Ж. Моро. В 1857–1922 здесь находился гробик с останками польского короля Станислава Лещинского, умершего в 1766 в Лотарингии. В Польшу он был в 1922 вывезен тайно. Останки же Станислава-Августа возвращены в 1938 официально (их захоронили в костеле в Волчине, а в 1995 перенесли в Варшаву).
С 1844 при костеле работало благотворительное общество св. Викентия Паулинского, содержавшего богадельню, две гимназии в соседних церковных домах, начальные училища и убежище для мальчиков (см. каплицу св. СЕРДЦА ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ при убежище для бедных мальчиков). Здесь располагалась богатая библиотека (60 000 томов).
Последним до революции настоятелем храма, ставшего по преимуществу польским, был каноник Константин Будкевич. Ему удалось в 1922 переправить в Польшу часть ризницы до ее конфискации большевиками. В следующем году каноник был расстрелян. С 1923 в костеле служили священники из храма Французской Божией Матери (см. церковь БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ЛУРДСКОЙ): до 1935 епископ Жан Амудрю, после него – патер Михаил Флоран.
15 августа 1938 службы прекратились, и через три года здание отдано под склад Публичной библиотеки. Интерьер в 1947 сильно пострадал от пожара. В 1964 костел решили переделать под антирелигиозный лекторий, в 1976 – под органный зал филармонии. Была начата реставрация, но в начале 1984 новый пожар вновь повредил интерьер. Через пять лет реставрация возобновилась, и во время нее здание было возвращено католической общине.
Временная каплица была устроена в ризнице и 4 октября 1992 освящена. Затем в главном нефе поставили алтарь, на котором 29 июня 1994 архиепископ Тадеуш Кондрусевич, Апостольский администратор европейской части России, совершил первое торжественное богослужение. Восстановление здания медленно продолжается и теперь.

Архивные источники
РГИА. Ф. 821. Оп. 1. Д. 732; Оп. 125. Д. 138, 493, 614, 1027–1029, 1032; Оп. 128. Д. 1787; Ф. 826. Оп. 1. Д. 370, 546, 841, 850, 875, 1027; Оп. 3. Д. 48.
ЦГИА СПб. Ф. 347. Оп. 1, 2.
РО РНБ. Ф. 757. Д. 2564. Л. 1–6.
Литература
ПАЛ. С. 168–169.
Кючарианц Д. А. Антонио Ринальди. Л., 1984. С. 155–157.
Черепенина, Шкаровский, Шикер. С. 74–78.
Ханковска Р. Храм св. Екатерины в Санкт-Петербурге. СПб., 2001.
Периодика
РИ. 1824. № 245.
Исторический вестник. 1883. № 11. С. 459–460.
Нива. 1883. № 27. С. 633–634.
ЦВ. 1884. № 4. С. 17.
Известия О-ва гражданских инженеров. 1896. № 3. С. 31–42.
ЛП. 1986. № 12. С. 35–37; 1989. № 12. С. 3–6.
Издания на иностранных языках
Grot. Bd. 1. S. 194–200; Bd. 2. S. 24–26.
S. J. Siennicki. Opis historiczny rzymsko-katolickiego koscioіa sw. Katarzyny… Warszawa, 1872.
„Charitas“. Ksiкga zbiorowa. Petersburg, 1894. Str. 128–146.
Krtka historia koscioіa sw. Katarzyny…Petrograd, 1916.

Авторы
Кобак Александр Валерьевич
Антонов Виктор Васильевич

Персоны
Альбани Конченцио
Амудрю Жан, патер, епископ
Аркетти Дж. А., католический архиепископ Халкедонский
Бранка А.-Ф.
Бренна Винченцо
Будкевич Константин
Валериани Джузеппе
Валлен-Деламот Жан Батист Мишель
Витали Иван Петрович
Горецкий Тадеуш
Гримм Герман Давидович
Кондрусевич Тадеуш, католический архиепископ
Лерози
Меттенлейтер Якоб
Минчаки Джузеппе
Монферран Август Августович (Анри Луи Огюст Леже Рикар) де
Ринальди Антонио
Телот И. А.
Тоде Э.
Тома де Томон Жан-Франсуа
Трезини Доменико
Трезини Пьетро Антонио
Флоран Михаил
Шкилондза Якуб

Адреса
Невский пр./Санкт-Петербург, д. 32-34

Предметный указатель
Каплица св. СЕРДЦА ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ при убежище для бедных мальчиков
Католическая церковь БОЖИЕЙ МАТЕРИ (ЛУРДСКОЙ)
Костел французского посольства
Барокко


АМУДРЮ Морис-Мария Феликс, о. Жан (31.08.1878, г. Доль, Франция – 12.10.1961, г. Руан, Франция)

АМУДРЮ Морис-Мария Феликс, о. Жан (31.08.1878, г. Доль, Франция – 12.10.1961, г. Руан, Франция), католический епископ, монах-доминиканец. Высшее духовное образование получил в Иерусалиме, доктор богословия. Вступил в орден Св
Источник: Политические репрессии

ДАМСКИЙ КРУЖОК РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

Образован в 1900 в составе Римско-католического благотворительного общества, действавшего при храме св. Екатерины на Невском пр., 32-34, первоначально для попечения о бедных детях приходской начальной школы
Источник: Благотворительность в России

«ДИАКОНИЯ» Благотворительный фонд содействия межцерковной христианской диаконии

Зарегистрирован в апреле 2008, как организация, созданная для развития диаконии (христианского социального служения) посредством поддержки церковных и светских инициатив в Северо-западном регионе России
Источник: Благотворительность в России

Екатерины св. костел

ЕКАТЕРИНЫ СВЯТОЙ КОСТЕЛ (Невский просп., между домами 32 и 34), пам. архитектуры, в стиле, переходном от барокко к раннему классицизму, возведен в 1763-83 (арх. Ж. Б. Валлен-Деламот, с 1775 стр-вом руководил А. Ринальди, изменивший первонач. проект)
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Инославные конфессии

ИНОСЛАВНЫЕ КОНФЕССИИ, христианские неправославные церкви. С нач. 18 в. СПб. был центром И. к. в России. Наиболее многочисленной инославной общиной была община Римско-католич. церкви. Первый католич. храм появился в СПб. в 1706
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Итальянцы

ИТАЛЬЯНЦЫ, этнич. общность в составе населения СПб. Итал. яз. относится к романской группе индоевроп. языковой семьи. Верующие - католики. И. всегда являлись малочисл. группой в неск. сотен чел. и расселялись дисперсно. Назв. Итальянской ул
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Каплица ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ в женской гимназии при костеле св. Екатерины

При финансовой поддержке гр. Александры Потоцкой приор о. Доминик Лукашевич открыл в 1839 при костеле св. Екатерины приходскую школу для девочек. В 1874 вместе с пансионом она переехала во флигель здания, построенного арх. К. К
Источник: Святыни Петербурга

Каплица ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ при Училище ордена св. Екатерины

В царствование Николая I в этом закрытом учебном заведении для девочек из дворянских семей, где имелась православная церковь (см. церковь вмц. ЕКАТЕРИНЫ при Училище ордена св. Екатерины), была освящена небольшая каплица для воспитанниц-католичек
Источник: Святыни Петербурга

Каплица ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ при Императорском Воспитательном обществе благородных девиц (Смольный институт)

Если православная церковь (см. церковь благ. вел. кн. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО при Императорском Воспитательном обществе благородных девиц, Смольный институт) существовала в институте с самого его основания
Источник: Святыни Петербурга

Каплица св. КАЗИМИРА при Градских богадельнях

В Градских богадельнях, кроме православных (см. церковь равноапп. КОНСТАНТИНА и ЕЛЕНЫ при Градских богадельнях) и лютеран (см. церковь св. МАРИИ при Градских богадельнях), призревались также католики, преимущественно поляки
Источник: Святыни Петербурга

Каплица ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ при детском приюте Фихтнера

В конце 1880-х часовой мастер немец-католик Иоганн Фихтнер, умирая, завещал Германскому благотворительному обществу небольшой капитал и двухэтажный дом под детский приют. Этот приют на 13 мальчиков, управляемый приходским советом костела св
Источник: Святыни Петербурга

Католическая церковь БОЖИЕЙ МАТЕРИ (ЛУРДСКОЙ)

Перед революцией в столице жило 3700 французов-католиков, которые молились, как правило, в Екатерининской церкви на Невском (см. церковь св. ЕКАТЕРИНЫ АЛЕКСАНДРИЙСКОЙ)
Источник: Святыни Петербурга

Католическая церковь св. АЛЕКСЕЯ при Охтинских пороховых заводах

В начале XX века на Охтинских пороховых заводах работало и в их окрестностях проживало около 500 католиков, выходцев из западных областей. Они в декабре 1909 подали ходатайство о разрешении создать каплицу во имя св
Источник: Святыни Петербурга

Католическая церковь св. БОНИФАЦИЯ

Вслед за французскими католиками католики-немцы подали в марте 1900 прошение о создании в Петербурге собственного прихода во имя св. Бонифация. 13 июня 1902 они получили разрешение и приспособили просторный зал в приюте Фихтнера (см
Источник: Святыни Петербурга

Католическая церковь св. СЕРДЦА ИИСУСОВА

В конце XIX века за Невской заставой проживало около 15 000 католиков, прихожан отдаленного от них костела св. Екатерины. Еще в 1892 эти католики, работавшие на заводах заставы, задумали выстроить собственную церковь
Источник: Святыни Петербурга

Католическая церковь УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ Митрополитская

С 1772 административое управление католическими приходами в России находилось в Могилеве. Когда его решено было перенести в столицу, арх. В. И. Собольщиков в 1869–1870 разработал проекты резиденции и большого храма для митрополита Могилевского
Источник: Святыни Петербурга

ПРИЮТ СЕМЬИ МАРИИ

Католической сиротский приют был открыт в 1857 в здании храма св. Екатерины (Невский пр., 32-34) монашеской конгрегацией Семья Марии, основанной о. 3игмунтом Щенсным-Фелинским
Источник: Благотворительность в России

РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО

Приходское общество при храме св. Екатерины Александрийской (Невский пр., 32-34, сооружен в 1783). Было зарегистрировано 10 января 1884 в Министерстве внутренних дел после двухлетнего рассмотрения (власти с осторожностью относились к обществам при
Источник: Благотворительность в России

Упраздненная униатская церковь СОШЕСТВИЯ СВ. ДУХА

Временная часовня „восточного обряда“ при общине сестер милосердия католички В. А. Тимофеевой была освящена 28 марта 1909 на мансарде ее дома (ул. Полозова, 12). Освящение произвел перешедший в униатство о
Источник: Святыни Петербурга

Упраздненная церковь свт. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА при греко-униатской Духовной коллегии

После раздела Польши в XVIII веке в состав России вошли области с верующими Греко-католической церкви, т. е. православными, которые в результате Брестской унии 1596 подчинялись Ватикану. В обиходе их называли униатами
Источник: Святыни Петербурга

Урсула, блаж. (Юлия Ледуховская) (1865-1939) - св. католич.

УРСУЛА (в миру графиня Юлия Ледуховская) (1865-1939), католич. монахиня. В 1887 поступила послушницей в монастырь сестер-урсулиток в Кракове, в 1888 там же постриглась в монахини с именем Урсула, с 1904 настоятельница этого монастыря
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

ФЕДОРОВ Леонид Иванович

ФЕДОРОВ Леонид Иванович (1880, СПб. – 1935), католический протопресвитер. Окончил два курса Петерб. духовной академии (правосл.). В 1902 перешел в католичество. Учился в Папской коллегии в Ананьи, затем во Фрейбургском ун-те (Германия)
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга