Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Предметный указатель / Собор ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ (Троице-Петровский)

Собор ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ (Троице-Петровский)


Рубрикатор / Святыни Петербурга/Соборы

Это был любимый храм Петра Великого. Царь бывал в нем два-три раза в неделю, читал Апостол и „пением своею особою, стоя на клиросе с протчими певчими, продолжал всенощное бдение часов по пяти и по шести“. Здесь отмечались полтавские годовщины и заключение Ништадтского мира, когда Петру был поднесен титул Императора. Здесь, в свой праздник, собирались поначалу андреевские кавалеры и произносил проповеди архиепископ Феофан (Прокопович). Здесь же отпевали казненного в 1718 царевича Алексея. По своему рангу собор до революции занимал в городе место сразу после Исаакиевского.
С основания новой столицы прошло всего четыре с половиной месяца, когда был дан указ о закладке „в знак благодарения Триединому Божеству“ церкви на правом берегу Невы, неподалеку от строящейся крепости. В апреле 1709 указ пришлось повторить, и 10 июля 1711 небольшая деревянная постройка была, наконец, освящена. Находясь в тогдашнем центре столицы, Троицкая церковь некоторое время считалась кафедральной.
Через два года после освящения храм расширили приделами и трапезной, над которой возвышалась двухъярусная колокольня с курантами, снятыми с московской Сухаревой башни, которые каждые четверть часа играли „Господи, помилуй“. В 1721 в память о битве при Лесной был пристроен придел прп. Харитона Исповедника, где поставили походную церковь Петра, позже переданную в приписной Николо-Труниловский храм (см. приходскую церковь ВОЗДВИЖЕНИЯ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ). В 1727 в Харитоньевский придел из упраздненного храма Рождества Богородицы была передана на время чудотворная икона Казанской Божией Матери, которую позже перенесли в новопостроенный храм на Невском (см. собор БОЖИЕЙ МАТЕРИ КАЗАНСКОЙ).
В январе 1732 последовал указ о возведении каменного храма, ибо „оная церковь совершенно обветшала... и невозможно свеч зажигать, что всегда от ветру угасают“, отчего пришлось даже разобрать колокольню. Хотя М. Г. Земцов и П. М. Еропкин соответствующие проекты составили, до их осуществления дело не дошло, и приготовленные стройматериалы пошли на Зимний дворец. Службы с 1739 стали идти в Гостином дворе и в Синодальной канцелярии.
В том же году И. Я. Бланк сочинил новый проект, а два года спустя проект купольного двухэтажного храма подал М. Г. Земцов, но в апреле 1743 приказано было, разобрав обветшавшую деревянную постройку, восстановить „ровно такую, какова прежде была“. Эту работу проделал X. фан Болеc под руководством арх. И. И. Сляднева. 1 июня 1745 в церкви был освящен придел прп. Харитона (вскоре перенесен в церковь Синода), а 17 мая следующего года в присутствии Императрицы – главный. Часть икон происходила из прежнего иконостаса, часть написали И. Я. Вишняков и М. Л. Колокольников. Однако 27 марта 1750 новопостроенный храм сгорел дотла от упавшей свечки; удалось спасти лишь иконостас из придела, петровские реликвии и часть утвари.
После этого пожара вначале было решено выстроить совершенно новый храм, и Б. Растрелли в 1752 составил его проект, но Императрица велела использовать освященную в 1725 деревянную церковь, которая при постройке третьего Летнего дворца (на месте Михайловского замка) была разобрана и складирована (см. упраздненные церкви ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ и вмц. ЕКАТЕРИНЫ при Третьем летнем дворце). Зимой 1753 ее перевезли на место, и под руководством Болеса стали собирать по проекту С. А. Волкова, воспроизводя прежний вид Троицкого храма, но без придела. Сруб при этом был сделан двойным. 1 июня 1756 восстановленный собор с новым трехъярусным иконостасом был торжественно освящен. Императрица Елизавета Петровна пожертвовала ему шитую золотом бархатную сень.
В 1802–1805 Л. Руска капитально отремонтировал собор, но он был сильно поврежден наводнением 1824 года, после чего устранением причиненных повреждений руководил арх. П. С. Филиппов. Следующий крупный ремонт был проведен в 1875–1876 арх. Е. Е. Аникиным, который подвел под постройку новый фундамент и выстроил часовни. Дополнительные образа для храма написал акад. А. Е. Бейдеман. 19 декабря 1876 последовало освящение обновленного здания. В 1858–1859 староста купец М. К. Низовцев сделал на свои средства серебряную одежду для престола и бронзовую гробницу для плащаницы.
В 1888 причт предложил выстроить в ограде новую церковь Греческой Божией Матери по проекту Г. И. Карпова и П. А. Григорьева, но денег на нее собрать не удалось. На бумаге осталась и выдвинутая в 1896 идея возвести трехпридельный храм в ознаменование 200-летия столицы – построили лишь часовню у Кронверкского сада по проекту А. В. Малова. Юбилей собора почти совпал с этой датой и праздновался 22 октября 1903 при участии митрополита Антония и о. Иоанна Кронштадтского.
С 1868 в храме хранилась самая большая его святыня – икона Греческой Божией Матери, написанная, по преданию, евангелистом Лукой и привезенная в 1821 в Россию из разрушенного турками греческого монастыря Монемвасия. Она стояла слева от алтаря, на особом мраморном возвышении, в устроенном в 1908 гражд. инж. Н. Ф. Романченко в приделе прп. Нила Столбенского. В честь иконы 12 мая служился молебен с водосвятием, собиравший множество народа.
Имелись в соборе и другие чтимые образа: свт. Николая, изображенного в кольце, отчего он именовался в народе Николай-обручник, прп. Нила Столбенского в житии (1778) с частицей его мощей, мощевая икона ап. Андрея Первозванного и Новодворской Божией Матери, перед которой служили молебны при вселении в новый дом. В память о коронации Их Величеств в 1896 в соборе была устроена особая икона со вделанным в нее крестом-мощевиком. Об истории здания напоминали две бронзовые доски, помещенные в притворе.
Кроме святынь, в храме хранились и ценные художественные произведения: пальмовый крест XIV века с Афона с изображением жизни Спасителя, подаренный молдавскому господарю Д. Кантемиру, золоченая серебряная утварь и запрестольное Евангелие в богатом окладе работы А. Бланкенштейна, ряд старинных образов из московских церквей. Особое место занимали вещи, сделанные самим Петром Великим: небольшой резного мрамора образ Благовещения, паникадило из слоновой кости, коробочка для ладана и бывшее с Царем в Азовском походе стрелецкое знамя.
В 1873 при соборе было открыто благотворительное общество, содержавшее богадельню и ясли. Его долгое время возглавлял писатель Н. С. Лейкин. В праздник Рождества Божией Матери по приходу шел крестный ход в воспоминание о холере 1892 года.
В ночь на 7 февраля 1913 собор сильно пострадал от пожара: сгорели купол и крыша, притвор и колокольня. Через две недели Синод объявил о сборе средств на сооружение „нового величественного храма, соответствующего значению и достоинству столицы“. Состоялся конкурс, на который видные зодчие представили свои проекты, кто „в суздальском стиле“, кто „на две сажени выше Исаакия“, кто в подражание Успенскому собору в Москве. Был создан строительный комитет во главе с вел. кн. Иоанном Константиновичем, но ведавшее охраной памятников Императорское Археологическое общество решительно воспротивилось всем этим замыслам и предложило не отдавать сгоревший храм Шамординскому подворью в Стрельне, а бережно восстановить его „как историческую святыню… символ современной русской Империи“.
Погоревший собор был покрыт защитной крышей; службы проходили в деревянном двухпрестольном храме, освященном 22 декабря 1913 митрополитом Владимиром. Он простоял до конца 1927 и был копией сгоревшего, воссозданной А. П. Аплаксиным; в него из поврежденного здания перенесли отреставрированный иконостас, уцелевшие детали и утварь. Новые колокола отлил Валдайский колокольный завод, плафон в этом временном здании написал С. Т. Шелков.
Реставрация собора из-за революции и Гражданской войны возобновилась только в 1923 и шла под руководством Е. И. Катонина на деньги прихожан. Архиепископ Алексий 17 октября 1926 освятил восстановленный (кроме колокольни) храм, а в 1928 был освящен придел прп. Нила Столбенского.
Более полувека, с 1785, прослужил в храме прот. Никита Захарович Захаров, снискавший уважение прихожан подвижнической жизнью, а последним перед революцией настоятелем был прот. Иоанн Андреевич Савинский.
Закрыт собор 15 августа 1933 и через два месяца безжалостно снесен, хотя числился под охраной как уникальный памятник архитектуры. Часть икон из него поступила в Русский музей, имущество – во Владимирский собор (см. собор равноап. кн. ВЛАДИМИРА). Освободившееся место занял разбитый после войны сквер.
В 1998 был объявлен конкурс на воссоздание храма, который выиграл Д. А. Бутырин, предложивший вернуться к зданию середины XVIII века. В 2001 решено вместо этого построить к юбилею города у Троицкого моста высокую часовню, хотя комитет городского Законодательного собрания высказался за восстановление собора. Часовня заложена 8 мая 2002 и освящена 27 мая 2003.

Архивные источники
РГИА. Ф. 434. Оп. 1. Д. 85; Ф. 796. Оп. 19. Д. 473; Оп. 33. Д. 156; Ф. 797. Оп. 56. Д. 291; Оп. 83. Д. 32; Ф. 799. Оп. 26. Д. 136, 1211, 1697. Л. 1.
ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1, Д. 1852. Оп. 17. Д. 663; Оп. 80. Д. 21; Оп. 105. Д. 3; Оп. 119. Д. 1.
Литературные источники
ИСС. 1883. Т. 7. С. 97–127.
Платонович В. А. Описание Троицко-Петровского собора. СПб., 1890.
Немиров Г. А. Троицкий собор… СПб., 1905.
ЛМХ. Вып. 2. С. 1–20.
Вопросы реставрации. Пг., 1917. Вып. 18. С. 73–74.
Очерки и материалы по истории строительно-архитектурного дела в России. Л., 1956. С. 99–122.
Черепенина, Шкаровский. 1996. С. 118–124.
ПЧ 98–99. СПб., 1999. С. 103–108, 566–569.
Периодика
Звездочка. 1843. № 7. С. 87–94.
ВД. 1863. № 22. С. 338–339.
ВИ. 1877. № 419. С. 47.
Нива. 1903. № 45. С. 201–202; 1913. № 9. С. 177.
ИПЕ. 1908. № 19. С. 27.
ПЛ. 1913. № 38.
ВПГ. 1913. № 272, 274.
ПрЦВ. 1914. № 1. С. 49–50.
АХЕ. 1914. № 5. С. 150; № 9. С. 105–109.
ВКГ. 1924. № 173.

Авторы
Кобак Александр Валерьевич
Антонов Виктор Васильевич

Персоны
Алексей Петрович, цесаревич
Алексий (Сергей Владимирович Симанский), митрополит
Аникин Евгений Евграфович
Антоний (Александр Васильевич Вадковский), митрополит
Аплаксин Андрей Петрович
Бейдеман Александр Егорович
Бланк Иван (Иоганн) Яковлевич
Бланкенштейн А.
Болес Хендрик фан
Бутырин Дмитрий Александрович
Вишняков Иван Яковлевич
Владимир (Богоявленский), митрополит
Волков Семен Артемьевич
Григорьев Павел Алексеевич
Елизавета Петровна, императрица
Еропкин Петр Михайлович
Захаров Никита Захарович
Земцов Михаил Григорьевич
Иоанн Константинович, вел. кн.
Кантемир Дмитрий Константинович
Карпов Григорий Иванович
Катонин Евгений Иванович
Колокольников Мина Лукич
Лейкин Николай Александрович
Малов Алексей Васильевич
Петр I, император
Растрелли Франческо де
Романченко Николай Филиппович
Руска Луиджи (Алоизий Иванович)
Савинский Иоанн Андреевич
Сергиев (Кронштадтский) Иоанн Ильич, св. и прав.
Сляднев Иван Иванович
Феофан (Елеазар Прокопович), архиепископ
Филиппов Павел Степанович
Шелков Сергей Тимофеевич

Адреса
Троицкая пл./Санкт-Петербург

Предметный указатель
Церковь ВОЗДВИЖЕНИЯ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ (Николо-Труниловская)
Собор БОЖИЕЙ МАТЕРИ КАЗАНСКОЙ
Упраздненные церкви ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ и вмц. ЕКАТЕРИНЫ при Третьем летнем дворце
Собор равноапостольного кн. ВЛАДИМИРА
Исаакиевский собор
Собор прп. ИСААКИЯ ДАЛМАТСКОГО (кафедральный)
Собор прп. ИСААКИЯ ДАЛМАТСКОГО (кафедральный)
Зимний дворец
Новобиржевой гостиный двор
Синодальная канцелярия
Синод
Летний дворец Петра I, музей
Михайловский замок
Русское археологическое общество
Казанский собор
Валдайский колокольный завод
Русский музей государственный
Князь-Владимирский собор
Троицкий мост
Троице-Петровский собор