Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Предметный указатель / Церковь ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ

Церковь ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ


Рубрикатор / Святыни Петербурга/Приходские церкви

Все меньше горожан помнят, где стояла на Вознесенском проспекте красивая белая церковь с большим куполом и стройной колокольней – интересный памятник архитектуры XVIII века. Много лет минуло с 10 июня 1935, когда под самое Вознесенье она была закрыта и в сентябре 1936 взорвана, чтобы уступить место уныло-казенным школьным зданиям.
Было этой церкви двести с лишним лет, ибо еще при Петре I на берегу Глухой речки для рабочих Адмиралтейства поставили в „переведенских“ (от „переведенцев“, т. е. переселенцев) слободах походную церковь. В 1728 по проекту И. К. Коробова рядом с нею был заложен деревянный храм, обитый внутри холстом и расписанный адмиралтейскими художниками, которые исполнили также образа. Этот скромный храм освятил 20 марта 1729 епископ Псковский Рафаил. Через год на здании появился шпиль, сделанный по проекту И. И. Сляднева, а внутри – придел вмч. Иоанна Воина. До 1746 при храме было свое кладбище, от которого к началу XX века уцелела лишь могила первого священника.
Среди прихожан в 1751 возник замысел выстроить трехпридельную каменную церковь, но лишь 4 июня 1755 ее удалось заложить по проекту А. Ф. Виста. В ходе работ 14 июля 1758 из-за „худого кирпича“ рухнула возводимая ярославскими каменщиками колокольня, что приостановило строительство. Его продолжил А. Ринальди, внесший в проект свои изменения. Много усилий и средств вложил в постройку староста – купец А. П. Березин.
Только 30 июля 1764 был освящен первый придел вмч. Иоанна Воина с почитаемой иконой, a 25 сентября 1765 – придел Божией Матери „Утоли моя печали“, где находился чтимый список чудотворного образа из московской церкви свт. Николая в Папышах, украшенный в 1820 прекрасным киотом из восьми пудов серебра работы ювелира А. Помо. Наконец, 28 мая 1769 настала очередь главного придела, образа в котором исполнил известный М. Л. Колокольников. Арки в церкви были украшены лепными фигурами ангелов; пол покрыт чугунными плитами. Колокольня была окончена только в 1787 году. На углу, у канала, в 1796 выстроили часовню. В 1885–1886 ее переделал Г. И. Карпов; тогда внутри поставили иконостас, вырезанный Райским, с образами кисти Баркова.
Первую крупную перестройку церкви произвел Л. Руска. Начиная с 1807, он удлинил боковые приделы, сделал церковь теплой, изменил завершение здания, в связи с чем потребовался новый четырехъярусный иконостас (резчик – Федор Кретьен) в стиле ампир с дополнительными образами. Тогда же интерьер был заново расписан и украшен лепкой (ее выполнил Иван Журкин); в нем убрали чугунный пол и повесили хрустальные люстры. 26 января 1813 церковь была снова освящена митрополитом Амвросием. 10 тыс. руб. дал староста купец И. В. Вечерухин.
В 1852 В. Е. Морган решил перестроить храм в русском стиле, но ему пришлось ограничиться лишь переделкой алтарной части и возвышением на ярус иконостаса. Последующими работами руководил Сапегин, который в 1860–1861 возвысил купола и изменил форму фонарика.
В 1869 Р. Ф. Виноградов украсил новой живописью стены и написал по эскизу Ф. Г. Солнцева плафон.
Последние изменения в архитектуру здания внес Р. Л. Першке, пристроивший в 1898 к алтарю ризницу и архив. В 1903 на колокольне смонтировали часы.
Из святынь, кроме вышеназванных, в храме имелся серебряный крест XVII века с вложенными в него мощами. Сохранялась и первоначальная утварь из серебра (частью привезенная из Москвы, частью подаренная), хотя в 1861 была пожертвована новая, более богатая, сделанная в мастерской Ф. А. Верховцева. Уральские заводчики Г. А. и А. Г. Демидовы поднесли храму серебряные сосуды, украшенные вставками из горного хрусталя, полудрагоценных камней и эмали. Наконец, в 1904 для плащаницы была изготовлена красивая гробница из серебра и золоченой бронзы.
Дважды в год из храма шли крестные ходы к приписным часовням: 25 мая – к часовне св. Александра Невского (1867) на ныне снесенном Ново-Александровском рынке, где в 1889 был поставлен киот с образом св. Владимира; 17 июля, в память о холере 1848 года, – к деревянной часовне свт. Николая, возведенной в честь коронования Императора Николая I на Никольском рынке, где в 1905 тоже был сделан киот с образом Божией Матери „Умиление злых сердец“, а также на Лиговский рынок. Еще одна – металлическая – часовня св. Александра Невского стояла близ Юсупова сада, на Садовой улице. Она была выстроена Российским обществом спасения на водах в 1895 по проекту П. С. Купинского в память Александра III.
С 1870 при церкви действовало Общество попечения о бедных, содержавшее в собственном доме женскую богадельню, детский приют-школу и курсы церковного пения с большим народным хором под руководством И. С. Соловьева. С 1911 в храме собирались и 4 сентября служили литургию члены братства свт. Иоасафа Белгородского, которое затем переехало в часовню при Биржевой больнице на Васильевском острове.
Более полувека (до 1908) прослужил в храме прот. Александр Алексеевич Черенский, опытный и любимый прихожанами духовник, которого сменил известный богослов проф. прот. Николай Васильевич Покровский. В 1914–1925 настоятелем был прот. Павел Павлович Виноградов, несколько раз репрессированный большевиками.
20 сентября 1923 указом Патриарха Тихона церковь, которой через два года завладели обновленцы, получила статус собора. Ныне восстановлено прежнее название проспекта, но восстановить собор не удастся, очевидно, уже никогда, ибо в 1934–1936 арх. А. Л. Лишневский выстроил на его месте среднюю школу. Обе часовни св. Александра Невского закрыты в 1924 и затем снесены.

Архивные источники
РГИА. Ф. 218. Оп. 3. Д. 1446; Оп. 4. Д. 1063; Ф. 796. Оп. 45. Д. 215; Оп. 165. Д. 1329; Оп. 179. Д. 2038; Ф. 797. Оп. 1. Д. 3390.
ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 8. Д. 212; Оп. 14. Д. 191; Оп. 15. Д. 169; Оп. 16. Д. 84.
Литературные источники
ИСС. 1875. Т. 4. С. 21–37.
ЛМХ. Вып. 4. С. 109–113.
Кючарианц Д. А. Антонио Ринальди. Л., 1984. С. 154.
Черепенина, Шкаровский. 1996. С. 69–72.
Периодика
ПХМ. 1813. С. 364, 375.
ЦЛДБ. 1869. № 23. С. 353–359, 387–392.
ПЛ. 1876. № 262.
Нива. 1878. № 16. С. 270.
ВПГ. 1895. № 263; 1896. № 100.
ПрЦВ. 1904. № 3. С. 84–87.

Авторы
Кобак Александр Валерьевич
Антонов Виктор Васильевич

Персоны
Александр III, император
Амвросий (Андрей Иванович Подобедов), митрополит
Барков
Верховцев Федор Андреевич
Виноградов Павел Павлович
Виноградов Роман Федорович
Виноградов Роман Федорович
Вист Александр Францевич
Вист Александр Францевич
Демидовы
Журкин Иван
Карпов Григорий Иванович
Колокольников Мина Лукич
Коробов Иван Кузьмич
Кретьен Федор
Купинский Петр Станиславович
Лишневский Александр Львович
Морган Василий Егорович
Николай I, император
Першке Роберт Людвигович
Петр I, император
Покровский Николай Васильевич
Помо А.
Райский
Рафаил (Заборовский), митрополит
Ринальди Антонио
Руска Луиджи (Алоизий Иванович)
Сапегин Михаил Иванович
Сляднев Иван Иванович
Солнцев Федор Григорьевич
Тихон, Патриарх Московский и всея Руси
Черенский Александр Алексеевич

Адреса
Вознесенский пр./Санкт-Петербург, д. 34-а
кан. Грибоедова наб./Санкт-Петербург

Предметный указатель
Ювелирная мастерская Ф. А. Верховцева
Адмиралтейство
Никольский рынок
Общество спасения на водах
Братство свт. Иосафа Белгородского
Биржевая больница
Обновленцы
Вознесения Господня церковь


БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО ВЛАДИМИРЦЕВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Устав общества был утвержден Министерством внутренних дел 20 февраля 1903. Общество создавалось для «а). Оказания взаимной нравственной поддержки и б). материальной помощи владимирцам, проживающим в С.-Петербурге»
Источник: Благотворительность в России

Вознесения Господня церковь

ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЦЕРКОВЬ (Вознесенский просп., 34-а), пам. архитектуры. Сооружена в 1755-69 (арх. А. Ф. Вист и А. Ринальди) в стиле, переходном от барокко к классицизму, на месте одноим. дерев. храма (1728-29, арх. И. К
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

ОБЩЕСТВО ВСПОМОЩЕСТВОВАНИЯ БЕДНЫМ В ПРИХОДЕ ВОЗНЕСЕНСКОЙ ЦЕРКВИ

Основано 1 ноября 1870 в приходе церкви Вознесения Господня (Вознесенский пр., 34-а, угол Екатерининского канала). Основные средства общества составляли членские взносы благотворителей, и, особенно значительные, по подписным листам
Источник: Благотворительность в России

Собор свт. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА (Морской Николо-Богоявленский)

Бело-голубой с золочеными куполами собор и его стройная колокольня на берегу Крюкова канала – один из лучших памятников барокко в Петербурге. Сейчас его интерьер – уникален, ибо иные примеры этого стиля в городе почти все уничтожены
Источник: Святыни Петербурга

Упраздненная церковь БОЖИЕЙ МАТЕРИ СМОЛЕНСКОЙ в доме гр. Н. А. Головина

Церковь в приходе Вознесенского храма, в доме „у Казанской“, принадлежавшем камергеру гр. Николаю Александровичу Головину, приближенному вел. кн. Павла Петровича и первому масону из русской знати
Источник: Святыни Петербурга

Упраздненная церковь БОЖИЕЙ МАТЕРИ СМОЛЕНСКОЙ в доме Н. Б. Самойлова

В июне 1778 сенатор Николай Борисович Самойлов (ум. 1791), женатый на сестре кн. Г. А. Потемкина-Таврического, просил разрешить для себя и жены Марии Александровны церковь в своем доме „за Измайловским мостом, в приходе церкви Вознесения Господня“
Источник: Святыни Петербурга

Упраздненная церковь РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА в доме кн. П. И. Голицыной

Церковь в доме кн. Прасковьи Ивановны Голицыной (1734–1802), сестры известного гр. И. И. Шувалова, была освящена для них обоих прот. Тимофеем Васильевым в середине ноября 1792, на втором этаже, где жил и умер граф, вернувшись из Италии
Источник: Святыни Петербурга

Церковь ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ при Дирекции Императорских театров и Театральном училище

В 1783 в Петербурге при слиянии танцевальной и театральной школ образовалось Театральное училище, куда для обучения балету брали детей с девяти, а другим сценическим искусствам – с двенадцати лет
Источник: Святыни Петербурга

Церковь равноапп. КОНСТАНТИНА и ЕЛЕНЫ при гимназии Императорского Человеколюбивого общества

Храм, выходящий окнами на Никольский собор, возник не только много позже него, но позже и самого учебного заведения, которое с 1872 именовалось гимназией Императорского Человеколюбивого общества. В ней учились историк Санкт-Петербурга П. Н
Источник: Святыни Петербурга