Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Предметный указатель / Церковь РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ при Консерватории Императорского Русского музыкального общества

Церковь РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ при Консерватории Императорского Русского музыкального общества


Рубрикатор / Святыни Петербурга/Церкви в учебных заведениях/Церкви в высших учебных заведениях

Столичная консерватория была открыта в 1862 по инициативе А. Г. Рубинштейна, и в 1889 ей было передано возведенное еще в XVIII веке огромное здание Большого театра. Его перестройку начал в 1891 apx. В. В. Николя, который предложил разместить двусветный храм на 800 человек на третьем этаже северного фасада, где был главный вход, и оформить его в стиле XVII века. За роспись (фриз с фигурами святых) взялись В. В. Беляев и А. П. Рябушкин, который исполнил также образа в двухъярусном иконостасе из темного дуба. Окна были украшены витражами. Главным жертвователем был действ. стат. сов. Семен Семенович Викулин. 18 октября 1896 архимандрит Тихон, ректор Духовной семинарии, освятил храм и новое здание в присутствии вел. кн. Константина Константиновича, председателя Музыкального общества. От соседнего зала храм отделялся раздвижной перегородкой.
Многие иконы были посвящены памяти людей, так или иначе связанных с консерваторией: Александру III (ее написала С. И. Крамская), директорам – А. Г. Рубинштейну и К. Ю. Варламову („Приидите ко Мне все страждущие и обремененные“ Н. А. Бруни). В 1900 братья Чайковского заказали образ свт. Николая на деньги за проданные серебряные венки, возложенные на гроб композитора, а в следующем году о. Иоанн Кронштадтский подарил церкви сосуды из серебра.
В храме обычно пели будущие учителя церковного пения. Ежегодно в нем служилось несколько панихид при участии педагогов и студентов: 2 февраля – по всем русским композиторам, 8 сентября – по учредителям, преподавателям и деятелям консерватории и Русского музыкального общества, 20 октября – по Александру III, покровителю консерватории, 25 того же месяца – по Чайковскому, 8 ноября – по Рубинштейну.
Закрыта 25 февраля 1922 при иеромонахе Анатолии Михайловиче Толстопятове одновременно с изъятием церковных ценностей и позднее не открывалась, несмотря на многочисленные просьбы профессуры. В августе 1923 иконостас и утварь перенесены в Никольский собор (см. собор свт. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА, Морской Николо-Богоявленский). С 1997 в переделанном помещении возобновились богослужения.

Литературные источники
Пузыревский А. И., Саккетти Л. А. Очерк 50-летия деятельности С.-Петербургской консерватории. Пг., 1914. С. 91–93, 111.
Периодика
ПЛ. 1896. № 252, 289.
ПДВ. 1896. № 43. С. 849–850.
НС. 1896. № 43. С. 208.
Нива. 1897. № 12. С. 274–276.
ПрЦВ. 1897. № 43. С. 1572–1573.

Авторы
Кобак Александр Валерьевич
Антонов Виктор Васильевич

Персоны
Беляев Василий Васильевич
Бруни Николай Александрович
Крамская Софья Ивановна
Николя Владимир Владимирович
Рябушкин Андрей Петрович
Сергиев (Кронштадтский) Иоанн Ильич, св. и прав.
Тихон, архимандрит
Толстопятов Анатолий Михайлович

Адреса
Театральная пл./Санкт-Петербург, д. 3

Предметный указатель
Собор свт. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА (Морской Николо-Богоявленский)
Консерватория им. Н.А.Римского-Корсакова
Большой театр (Каменный театр)
Духовная семинария
Русское музыкальное общество
Никольский морской собор