Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Предметный указатель / Церковь ЗНАМЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ старообрядцев Поморского согласия, приемлющих браки

Церковь ЗНАМЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ старообрядцев Поморского согласия, приемлющих браки


Рубрикатор / Святыни Петербурга/Старообрядческие храмы и молельни/Беспоповцы

Старообрядцы жили в столице с момента ее основания и, процветая в царствование Екатерины II и Александра I, в конце царствования Николая I подверглись притеснениям. В 1883 они были уравнены в гражданских правах с православными, им разрешено было возводить молитвенные здания, однако без куполов и крестов. В 1905 все ограничения со старообрядцев были сняты.
Перед революцией в Петербурге насчитывалось около 10 000 старообрядцев - поповцев (беглопоповцы и Белокриницкое согласие) и беспоповцев (поморцы, федосеевцы, филипповцы). Большевики вначале к ним благоволили, но затем тоже подвергли гонениям, отчего число старообрядцев в городе сократилось во много раз.

Несмотря на несколько внутренних расколов, старообрядцы-поморцы были одним из самых многочисленных беспоповских толков – в столице в начале XX века их жило около 5000 человек. Наименование община получила от „Поморских ответов“, которые в конце XVII века составили в Выгорецком скиту Олонецкой губернии в защиту старообрядчества Андрей и Симеон Даниловы (кн. Мышецкие).
Поморцы рано обосновались в столице из-за ее близости к их духовному центру. В 1762 купец И. Ф. Долгов устроил в собственном доме на Фонтанке, 24, близ Симеоновского моста, моленную, завещав ее потом Выгорецкому скиту. В начале XIX века скит создал в дворовом флигеле новую моленную „с главою и звоном из пяти колоколов, помещавшихся на лестнице“, и богатым пятиярусным иконостасом.
Эта т. н. „Пиккиева“ моленная с богадельней действовала до июля 1854, когда была опечатана властями. Часть поморцев в последующие годы продолжала втайне собираться в одной из комнат дома. В 1863 моленная была восстановлена в дворовом флигеле, где имела четырехъярусный иконостас. Позже она стала сугубо частной, и поморцам в 1887 пришлось открыть другую, – на Лиговской ул., 73, в двухэтажном доме купца Синебрюхова.
Когда указ от 17 апреля 1905 разрешил староверам строить собственные храмы, столичные поморцы начали собирать необходимые средства и 6 августа 1906, в день Преображения, по проекту Д. А. Крыжановского, близ Таврического сада заложили свою церковь.
Участок, на котором уже имелась моленная, пожертвовала В. И. Кокорева, а ее муж дал на строительство 100 тыс. руб.
Пятиглавый на гранитном цоколе храм с часовней для отпевания выдержан в новгородско-псковском стиле, в нем же были решены прилегающие флигели, где размещались школа, детский сад и мужская богадельня, благодаря чему сформировался как бы уголок русской старины. 22 декабря 1907, через десять месяцев после регистрации общины, белый изящный храм был освящен.
В пятиярусных иконостасах, вырезанных из дуба по рисунку зодчего в мастерской Д. В. Дудакова, насчитывалось 250 старинного письма образов, частью взятых из моленной на Лиговке, частью купленных в Москве и Нижнем Новгороде. Иконы с изображением апостолов, пророков и праотцов написали братья-поморцы Сусловы. Бронзовые „под серебро“ паникадила изготовила известная московская фирма Оловянишникова. Даже железные рамы в окнах, двери и дубовые скамьи были сделаны „под старину“. Из некогда конфискованного у староверов имущества поморцы получили обратно ценный запрестольный крест.
При богослужениях христианам других исповеданий разрешалось стоять на хорах с окошечками, которые в отдельные моменты службы закрывались.
Церковь – ранний пример „неорусского“ стиля в Петербурге – закрыта 16 апреля 1934 и приспособлена под промышленное предприятие. К счастью, ее облик сохранился. Сейчас здание реставрируется и восстанавливается.

Архивные источники
РГИА. Ф. 1293. Оп. 170. Д. 64.
Литературные источники
Отчет С.-Петербургской христианской общины старообрядцев поморского согласия… СПб., 1908.
КЗ. 2001. Вып. 8. С. 41–44.
Периодика
Истина. 1875. Кн. 42. С. 29–48.
ЦОВ. 1875. № 46, 47.
ПЛ. 1887. № 299; 1897. № 305.
ЕОАХ. 1907. Вып. 2. С. 54–55.
Зодчий. 1908. № 45. С. 418–419.
Церковь. 1908. № 19. С. 690–692.

Авторы
Кобак Александр Валерьевич
Антонов Виктор Васильевич

Персоны
Дудаков Дмитрий Васильевич
Крыжановский Дмитрий Андреевич
Оловянишников П.И.
Сусловы

Адреса
Тверская ул./Санкт-Петербург, д. 8


Старообрядцы

СТАРООБРЯДЦЫ, представители течения в Рус. правосл. церкви, сохраняющие "старые" обряды и отвергающие церк. реформу, осуществленную в сер. 17 в. патриархом Никоном. С. селились в СПб. с его основания, но первонач. подвергались гонениям
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Тверская ул.

ТВЕРСКАЯ УЛИЦА (с 1770-х гг. до 1859 Офицерская ул.), между Таврической ул. и пл. Пролетарской Диктатуры. Как и ряд улиц в этом р-не, переим. в честь одного из городов центр. России - Твери. Осн. застройка кон. 19 - нач. 20 вв.: д.1/35 (1903-05, арх
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга