Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Предметный указатель / "Пролетарский завод", ПО

"Пролетарский завод", ПО


Рубрикатор / Энциклопедический словарь/Экономика/Промышленность

«ПРОЛЕТАРСКИЙ ЗАВОД» (ул. Дудко, 3), открытое акц. об-во, крупнейшее пр-тие судового, энергетич. и общего маш.- строения сев.-зап. региона России. Осн. в 1826 как казенный Александровский чугунолитейный з-д (выпускал разнообр. продукцию – от простейших металлич. изделий до сложного пром. оборудования и пароходов). На з-де изготовлены мн. металлич. конструкции мостов и зданий, решетки, скульптура, украшающая Александринский театр, Зимний дворец, здание Гл. штаба, Нарвские и Моск. триумфальные ворота и мн. др. С нач. стр-ва ж. д. СПб. – Москва з-д освоил выпуск паровозов (первый выпущен в 1845) и в течение 20 лет был единств. паровозостроит. пр-тием страны. Здесь же строились вагоны разл. типов и классов (в т. ч. для имп. поездов и бронированные для перевозки зол. и серебр. монеты). В годы 1-й мир. войны 1914– 18 з-д производил сан. вагоны, вагоны-бани, подвижные кухни. В период Гражд. войны з-д бездействовал, затем наладил ремонт паровозов. С 1922 «Пролетарский паровозорем. з-д». В 1941 осн. часть оборудования эвакуирована, на оставшемся ремонтировали воен. технику, выпускали подъемные механизмы для арт. орудий, катки для ходовой части танков. После войны з-д занимался ремонтом паровозов, а после прекращения их выпуска (1959) освоил произ-во тепловозов (в 1959–63 «Ленингр. тепловозостроит. з-д»). В 1963 перепрофилирован на выпуск изделий судового маш.-строения: производит сложное, часто уникальное, оборудование – рулевые гидравлич. машины, грузовые палубные и трюмные краны и лебедки, насосы, успокоители качки, устройства передачи сухих и жидких грузов в море на ходу, взлетно-посадочные комплексы для авианесущих кораблей. В 1970 на базе з-да, ЦНИИ судового маш-строения и з-да «Экономайзер» создано НПО, к-рое разработало ряд робототехн. манипуляционных систем для глубоководной техники. В 1992 на базе НПО организовано акц. об- во. В 1990-х гг. возросло произ-во продукции для нужд гор. и сел. х-ва – насосов для ТЭЦ, транспортабельных электростанций, работающих на природном газе, пресс-грануляторов для изготовления комбикормов. В 1992 на базе НПО образовано акц. об- во, к-рое помимо осн. продукции выпускает оборудование для нефтедобывающей пром-сти, металлургич. пр-тий, мощные ж.-д. краны и др.

Лит.: Пролетарцы: История Ленингр. об-ния «Пролетарский завод» Л., 1977; Пашке- вич И. А., Суслов В. Ф., Промыслов Л. А. Судовое машиностроение в Санкт-Петербурге // Наука, промышленность, сельское хозяйство и культура в Санкт-Петербурге и Ленинградской области на пороге XXI века: (Состояние и развитие). СПб., 2000. Т. 3. С. 126–152; Кривская П. Б., Кронберг Р. М., Булгаков А. А. Александровский завод – ОАО «Пролетарский завод», 1826–2001: 175 лет на службе отечеству. СПб., 2001.

П. Б. Кривская, В. С. Соломко.

Авторы
Соломко Валентина Степановна

Адреса
Дудко ул./Санкт-Петербург, д. 3

Библиография
Пашкевич И.А,, Суслов В.Ф., Промыслов Л.А. Судовое машиностроение в Санкт-Петербурге // Наука, промышленность, сельское хозяйство и культура в Санкт-Петербурге и Ленинградской области на пороге XXI века: (Состояние и развитие). СПб., 2000, Т. 3. С. 126 - 152
Кривская П. Б., Кронберг Р.М., Булгаков А.А. Александровский завод - ОАО "Пролетарский завод", 1826 - 2001: 175 лет на службе отечеству. СПб., 2001
Пролетарцы: История Ленингр. об-ния "Пролетарский завод" Л., 1977

Предметный указатель
Александринский театр
Зимний дворец
Главный штаб
Московские триумфальные ворота, памятник
Нарвские триумфальные ворота, памятник
Московские Триумфальные ворота, памятник
Нарвские Триумфальные ворота, памятник

Хронограф
1826 Открыт Александровский чугунолитейный завод за Невской заставой (ныне – ОАО «Пролетарский завод»)


Дудко ул., 1. Пролетарский завод, мемориальная доска

«1905. Паровым молотом разбивали рабочие-революционеры оружие черносотенцев и судили начальника завода Маркова. 7.Х.1930» 1930. Мрамор.
Источник: Мемориальные доски Санкт-Петербурга. Справочник

Дудко ул., 3. Пролетарский завод, в здании, мемориальная доска

«Первый в России магистральный паровоз построен на Александровском заводе в марте 1845 года» 1950. Мрамор.
Источник: Мемориальные доски Санкт-Петербурга. Справочник

Дудко ул., 3. Пролетарский завод, в здании, мемориальная доска

«Заводом отлиты многие художественные памятники нашего города, украсившие Зимний Дворец, Генштаб, Александровский театр и другие» 1950. Мрамор.
Источник: Мемориальные доски Санкт-Петербурга. Справочник

Дудко ул., 3. Пролетарский завод, в здании, мемориальная доска

«Александровский завод основан в декабре 1826 года. Переименован в Пролетарский паровозоремонтный завод 7 ноября 1922 года» 1930. Мрамор.
Источник: Мемориальные доски Санкт-Петербурга. Справочник

Дудко ул., 3. Пролетарский завод, мемориальная доска

«Никто не забыт и ничто не забыто! Здесь 19/Х–1941 во время налета фашистской авиации погибли наши товарищи Андреев Н.А., Кирилин Г.М., Тихонов М.В., Хонина-Конкель А.Г., Щербаков В.А. Вечная память пролетарцам, отдавшим жизнь за Родину!» 1975
Источник: Мемориальные доски Санкт-Петербурга. Справочник

Карташову И.П., мемориальная доска

«Здесь работал лауреат Государственной премии Карташов Иван Петрович» 1968. Арх. Полатовский Г. Мрамор. Дудко ул., 3. Пролетарский завод.
Источник: Мемориальные доски Санкт-Петербурга. Справочник

Кларк Метью (1776-1846), инж.-металлург

КЛАРК (Clark) Матвей Егорович (Метью) (1776-1846), инж.-металлург, обер-егермейстер. Выходец из Шотландии. С 1824 смотритель С.-Петерб. чугунолитейного з-да (ныне "Кировский з-д"). В 1826-42 дир
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Ленину В. И., мемориальная доска

«В апреле 1917 года в вагонных мастерских завода выступал В.И. Ленин» 1957. Мрамор. Дудко ул., 3. Пролетарский завод.
Источник: Мемориальные доски Санкт-Петербурга. Справочник

Михаила Архангела Село

МИХАИЛА АРХАНГЕЛА СЕЛО, ист. назв. местности на терр. Невской заставы. На С. граничило с с. Смоленское, на Ю. - с колонией Фарфоровой. Возникло в сер. 18 в., назв. по одноим. церкви (1860-62, арх. Б. Ф
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Невская застава

НЕВСКАЯ ЗАСТАВА, ист. назв. терр. вдоль левого берега р. Нева от Александро-Невской лавры до Рыбацкого, включает ист. р-ны и местности: Стеклянный городок, Село Смоленское, Село Михаила-Архангела, Щемиловка, Леснозаводская, Александровское, Мурзинка
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Невский район

НЕВСКИЙ РАЙОН, адм.-терр. единица СПб. (Терр. управление на просп. Обуховской Обороны, 163). Образован в 1917, в 1920-49 наз. Володарский р-н, в совр. границах с 1968. Назван по р. Нева. Расположен в вост. части СПб. На В
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Октябрьская железная дорога

ОКТЯБРЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА, проходит по терр. Ленингр., Вологодской, Моск., Мурманской, Новгородской, Псковской, Тверской обл. и Республики Карелия. Общая эксплуатац. длина 10,4 тыс. км. Управление - в СПб. (пл. Островского, 2). Крупнейшие ж.-д
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга