Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Предметный указатель / Модерн

Модерн


Рубрикатор / Энциклопедический словарь/Архитектура/Архитектурные стили

МОДЕРН (от франц. moderne - современный, новейший), стиль в архитектуре и иск-ве кон. 19 - нач. 20 вв. В СПб. развивался с кон. 1890-х до нач. 1910-х гг. Сторонники М. стремились к созданию новых стилевых форм и средств выразительности, отказываясь от использования ист. стилей. Кардинальное эстетич. обновление предметно-пространственной среды было связано с поисками структурной целостности зданий, органич. взаимосвязи функционально-конструктивного и композиционного решений. Становление петерб. М. проходило под сильным, а на нач. стадии - определяющим влиянием новых течений европ. архитектуры. Наиб. ранние постройки М. в СПб. создали арх. Г. В. Барановский, К. К. Шмидт, В. В. Шауб Р. Ф. Мельцер. Для раннего М. (до сер. 1900-х гг.) характерны преобладание текучих криволинейных форм, декорат.-орнаментальный образный строй, индивидуализация элементов, стилизация природных (в осн. растит.) мотивов. Эти черты ярко проявились в произведениях арх. Ф. Ф. Лумберга (собств. дом в Перекупном пер., 9, 1903), Ф. Ф. фон Постельса (дом на Б. Зелениной ул., 28, 1904-05), М. Ф. Гейслера (особняк М. Г. Савиной, ул. Литераторов, 17, 1905-06). Группа особняков на Каменном о. (арх. В. И. Шене, Мельцер и др.) отличается выразит. пластикой, живописным силуэтом, контрастными сочетаниями материалов и неоромантич. трактовкой образа. Структурные принципы М. - свободное построение плана с перетекающими пространствами помещений, асимметричная разнообъемная композиция с разными по размерам и конфигурации проемами - последовательно реализованы в здании Витебского вокзала (1901-04, арх. С. А. Бржозовский, С. И. Минаш), особняках М. Ф. Кшесинской (1904-06, арх. А. И. фон Гоген, см. Кшесинской особняк) и С. Н. Чаева (1906-07, арх. В. П. Апышков). Большое распространение в СПб. получил северный М., сложившийся под воздействием фин. и швед. нац. романтизма. Его основоположником и лидером был арх. Ф. И. Лидваль, последователями - арх. И. А. Претро (дом на Большом просп. П. С., 44, 1906-07), Н. В. Васильев и А. Ф. Бубырь. М. внес в застройку СПб. пластич. экспрессию, напряженную динамику, активную силуэтность. Естеств. камень, полихромный облицовочный кирпич и плитка, фактурная штукатурка обогатили архит. палитру города. В убранстве фасадов и интерьеров широко применялись скульпт. рельеф, декорат. металл, майолика, мозаика и витражи. В зрелом М. (сер. 1900-х - нач. 1910-х гг.) нарастала тяга к ясной рациональности, геометризации и лаконизму. Развитие рационалистич. тенденций привело к зарождению протоконструктивистского направления М., основанного на принципах функциональной целесообразности, выявлении конструктивной основы сооружений. Примерами эстетич. осмысления металлич. или жел.-бетон. каркасных структур с большими плоскостями остекления являются торг. здания "С. Эсдерс и К. Схейфальс" (наб. р. Мойки, 73/15, 1906-07, арх. К. Н. де Рошефор, В. А. Липский), Торговый дом Гвардейского экономического общества (Б. Конюшенная ул., 21-23, 1908-09, 1912-13, арх. Э. Ф. Виррих, Н. В. Васильев и др.), Новый Пассаж (Литейный просп., 57, 1912-13, арх. Н. В. Васильев). Воздействие формообразующих приемов М. отразилось также в свободной переработке ист. прототипов, характерной гл. обр. для модернизованной неоклассики (арх. Лидваль) и "неорус. стиля" (арх. В. А. Покровский, Д. А. Крыжановский, А. П. Аплаксин). В нач. 1910-х гг. М. был оттеснен неоклассицизмом и др. ретроспективными течениями.

Лит.: 100 лет петербургскому модерну: Материалы науч. конф. СПб., 2000; Кириков Б. М. Архитектура петербургского модерна: Особняки и доходные дома. СПб., 2003.

Б. М. Кириков.

Авторы
Кириков Борис Михайлович

Персоны
Аплаксин Андрей Петрович
Апышков Владимир Петрович
Барановский Гавриил Васильевич
Бржозовский Станислав Антонович
Бубырь Алексей Федорович
Васильев Николай Васильевич
Виррих Эрнест-Фридрих Францевич
Гейслер Михаил Федорович
Гоген Александр Иванович фон
Крыжановский Дмитрий Андреевич
Кшесинская Матильда (Мария) Феликсовна
Лидваль Федор (Иоган Фридрих) Иванович
Липский Владимир Александрович
Лумберг Федор Федорович
Мельцер Роман (Роберт-Фридрих) Федорович
Минаш Сима Исаакович (Семен Исаевич)
Покровский Владимир Александрович
Постельс Федор Федорович (Фридрих Фридрихович) фон
Претро Ипполит Александрович
Рошефор (Рошфор) Констанин Николаевич де, граф
Рошефор (Рошфор) Николай Иванович де, граф
Савина Мария Гавриловна
Схейфальс К.
Чаев Сергей Николаевич
Шауб Василий Васильевич
Шене Василий Иванович
Шмидт Карл Карлович
Эсдерс С.

Адреса
Б. Зеленина ул./Санкт-Петербург, д. 28
Б. Конюшенная ул./Санкт-Петербург, д. 23
Б. Конюшенная ул./Санкт-Петербург, д. 21
Большой пр. П. С./Санкт-Петербург, д. 44
Литейный пр./Санкт-Петербург, д. 57
Литераторов ул./Санкт-Петербург, д. 17
Мойки р. наб./Санкт-Петербург, д. 73/15
Перекупной пер./Санкт-Петербург, д. 9

Библиография
100 лет петербургскому модерну: Материалы науч. конф. СПб., 2000
Кириков Б. М. Архитектура петербургского модерна: Особняки и доход. дома. СПб., 2003

Предметный указатель
Витебский вокзал
Кшесинской особняк
Чаева особняк
Торговый дом Гвардейского экономического общества
Новый Пассаж