Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Предметный указатель / Морской порт

Морской порт


Рубрикатор / Энциклопедический словарь/Городское хозяйство/Транспорт/Морской транспорт

МОРСКОЙ ПОРТ торговый (Межевой кан., 5), один из старейших мор. торг. портов России, самый крупный оператор грузоперевозок в Бол. мор. порту СПб. Первые портовые сооружения заложены в СПб. в 1703 по указу царя Петра I. Пристани возводились по обоим берегам р. Невы, первая из них - Троицкая - располагалась недалеко от Домика Петра I. Позднее М. п. был перенесен на Васильевский о. Мор. суда входили в порт по естеств. фарватерам. После открытия в 1885 Морского канала порт перенесен в юго-зап. часть города, в р-ны Гутуевского, Вольного, Турухтанных о-вов. В 1884-1914 построены юж. и сев. дамбы протяженностью 13 км, причалы длиной св. 1,5 км. В 1930-х гг. М. п. реконструирован. В 1941-45 его терр. подвергалась арт. обстрелам и налетам авиации, св. 2/3 портового х-ва разрушено. В послевоен. годы порт восстановлен, реконструирован, построены новые причалы. Совр. М. п. (Открытое акц. об-во "Мор. порт С.-Петербург") - крупнейший трансп. узел, где тесно взаимодействуют мор., речной, ж.-д. и автомоб. транспорт. Грузооборот в 2002 превысил 23 млн т (53% суммарного грузооборота Бол. мор. порта СПб.), навигация длится круглый год. См. также илл. на с. 483.

Лит.: Борисевич К. К. Ленинградский морской порт. Л., 1966; Попов И. С. Петербургский порт: Из истории стр-ва // Актуальные проблемы профессионального образования и совершенствования гуманитарных знаний. СПб., 1995. С. 194-199; Усанов Б. П. "Ногою твердой стать при море...". СПб., 2003.

И. А. Богданов.

Авторы
Богданов Игорь Алексеевич

Персоны
Петр I, император

Адреса
Межевой кан./Санкт-Петербург, д. 5

Библиография
Борисевич К. К. Ленинградский морской порт. Л., 1966
Шумилова Т. А. Гутуевский остров // Первые открытые слушания «Института Петербурга». СПб., 1994, С. 105-107
Попов И. С. Петербургский порт: Из истории строительства // Актуальные проблемы профессионального образования и совершенствования гуманитарных знаний. СПб., 1995, С. 194-99

Предметный указатель
Домик Петра I, музей

Хронограф
1703 Начато строительство морского порта
1733 Осуществлен перенос порта и таможни с Троицкой площади на стрелку Васильевского острова
1885 Петербургский морской порт переведен на Гутуевский остров


Балтийское морское пароходство

БАЛТИЙСКОЕ МОРСКОЕ ПАРОХОДСТВО (БМП) (Межевой кан., 5), ведет историю от основанного в 1830 С.-Петерб.-Любекского об-ва пароходства, совр. назв. с 1922. К 1941 в БМП 20 судов. В 1941 ему переданы суда Латв. и Эст. пароходств. С нач. Вел. Отеч
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Боклевский К.П., (1862-1928), инженер-кораблестроитель

БОКЛЕВСКИЙ Константин Петрович (1862-1928), инж.-кораблестроитель, ген.-майор Корпуса корабельных инженеров (1914). Окончил Техн. уч-ще мор. ведомства (1884) и Николаевскую мор. академию (1888). Служил на Новом Адмиралтействе, с 1901 пом. гл
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Гутуевская гавань

ГУТУЕВСКАЯ ГАВАНЬ, искусств. прямоугольная в плане гавань (600 на 300 м, глубина 7 м) в сев. части Гутуевского острова (отсюда назв.). После реконструкции 1874-75 при стр-ве Морского канала в Г. г. переведен Морской порт. Открывается в Морской кан
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

ДАМБЫ

ДАМБЫ (от голландского dam – «запирать»), гидротехнические сооружения, представляющие собой валы из земли, дерева, камня, бетона, железобетона, металлоконструкций и других искусственных материалов. Д
Источник: Город и вода

Петербургский транспортный узел

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТРАНСПОРТНЫЙ УЗЕЛ, крупнейший трансп. узел Европ. России. Уникальное геогр. положение СПб., выход к мор., речным и ж.-д. путям и гл. автодорогам позволяют решать важнейшие стратегич
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Торговля

ТОРГОВЛЯ. Благодаря выгодному геогр. положению СПб. играл и играет огромную роль во внеш. торговле страны (см. Морской порт). В жизнеобеспечении самого города ведущая роль отводится внутр. Т. (прежде всего розничной). В 18-19 вв. гл
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

ШКОЛЫ (УЧИЛИЩА) СОЛДАТСКИХ ДОЧЕРЕЙ

В 1819 императрица Мария Федоровна устроила в кавалергардских казармах (Шпалерная ул., 41) первое в своем роде Училище для солдатских дочерей лейб-гвардии, где девочкам давали начальное образование – обучали Закону Божьему, церковному пению, грамоте
Источник: Благотворительность в России