Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Предметный указатель / Итальянская опера

Итальянская опера


Рубрикатор / Энциклопедический словарь/Искусство/Музыка, театр/Театры, концертные организации

ИТАЛЬЯНСКАЯ ОПЕРА, существовала в СПб. в 1733-1914 (с перерывами) как итал. муз. театр на итал. яз. и как итал. оперы, исполняемые рус. труппами на рус. яз. (с 1781 до наших дней). В 1-й пол. 18 в. И. о. была частью светских форм культа монарха. Рос. двор следовал общему обычаю: в 1735 в столицу выписана итал. труппа, представлявшая торжеств. многочасовые оперы-сериа в дни тезоименитств и рождений имп. Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Спектакли посещали участники придворных церемоний - дипломаты, генералитет. Аллегорич. зрелище, непривычное уху пение на непонятном языке оказывали скорее магич., чем худож. воздействие. В ту же эпоху потребность в развлечениях обусловила приглашение ко двору итал. комедиантов, игравших комедии дель'арте, танцевавших балеты и певших комич. "интермеццо". Мало отличаясь от собств. комедий, "интермеццо" породили подражания во всех европ. странах. Благодаря им во 2-й пол. 18 в. формировались жанры нем., франц., англ., исп., и рус. комич. оперы, но итал. муз. комедия продолжала развиваться и оставалась популярной в нек-рых слоях горожан, привыкших к итал. яз. и стилю. В СПб., как и в др. столицах, появились частные итал. антрепризы с репертуаром, состоявшим из комич. шлягеров, имевших коммерч. успех. В кон. 1790-х гг. они постепенно вытеснили придворную И. о. Оперы-сериа сочинялись в виде исключения, комич. жанр господствовал в рус. и итал. муз. театре, причем значит. часть репертуара дублировалась. В 18 в. в придворной И. о. служили выдающиеся композиторы и поэты: Б. Галуппи, Т. Траэтта, Дж. Паизиелло, Д. Чимароза, М. Кольтеллини, Дж. Б. Касти. В труппе было несколько высокооплачиваемых звезд: кастраты Дж. Карестини, Комаскино и Л. Маркези, примадонны К. Габриелли, Р. Л. Тоди. Упразднение придворной труппы и переход И. о. на комиссионно-договорную основу привел к росту ее популярности и стремлению привлечь публику лучшими певцами. В 1796-1806 в СПб. выступала труппа Ж. Астаритты - А. Казасси, в к-рой пели венские и парижские знаменитости. В 1826 успех гастролей труппы Гранари убедил в необходимости возрождения И. о. Матвей Ю. Виельгорский (см. Виельгорские) и Казасси набрали в Италии труппу, выступавшую в 1828-31, представляя петерб. публике новый репертуар: оперы Дж. Россини, Г. Спонтини, В. А. Моцарта, С. Меркаданте. Успех Дж. Б. Рубини заставил Дирекцию имп. театров вернуться к форме субсидируемого гос-вом постоянного театра. В 1843-85 в СПб. выступала Казенная И. о. (в помещении Большого театра, иногда - Мариинского театра), украшенная величайшими именами в истории бельканто: А. Бозио, П. Виардо, А. Каталани, А. Патти, А. Тамбурини и др. Ее репертуар не сходит со сцены и ныне. Спектакли были роскошно оформлены. В 1880-1910-х гг. господствовали частные антрепризы. Самой долговечной оказалась труппа И. о. под управлением князя А. А. Церетели (1905-14). В эту эпоху наблюдалась интенсивная диффузия рус. и итал. репертуара. Итальянцы ставили популярные в СПб. оперы рус. композиторов: "Демон" и "Нерон" А. Г. Рубинштейна, "Русалку" А. С. Даргомыжского, "Евгения Онегина", "Иоланту", "Пиковую даму" П. И. Чайковского и даже "Руслана" и "Жизнь за царя" М. И. Глинки (все - в пер. на итал. яз.). В 20 в. спектакли И. о. давались на сцене Большого зала Консерватории, в Мариинском театре, "Аквариуме", Александринском театре и Нар. доме. Топография свидетельствует о привлекательности И. о. для публики разных сословий.

Лит.: Музыкальный Петербург: Энцикл. слов. Т. 1: XVIII в. СПб., 1996-2001. Кн. 1-4.

Л. М. Золотницкая, А. Л. Порфирьева.

Авторы
Золотницкая Любовь Михайловна
Порфирьева Анна Леонидовна

Персоны
Анна Ивановна, императрица
Астаритта (Астарита) Дженнаро
Бозио Анжела
Виардо-Гарсия Мишель Полина Фернанда
Виельгорский Матвей Юрьевич
Габриелли Катерина
Галуппи Бальдассаре
Глинка Михаил Иванович
Гранари
Даргомыжский Александр Сергеевич
Елизавета Петровна, императрица
Казасси Антонио
Касти Джованни Баттиста (Джамбаттиста)
Каталани Анджелика
Кольтеллини Марко
Комаскино (К.Арнабольди)
Маркези Луиджи
Меркаданте Саверио
Моцарт Вольфганг Амадей
Паизиелло Джованни
Патти Аделина
Россини Джоаккино
Рубини Джованни Баттиста
Рубинштейн Антон Григорьевич
Спонтини Гаспаре
Тамбурини Антонио
Тоди Луиза-Роза
Траэтта Томазо
Церетели А.А.
Чайковский Петр Ильич
Чимароза Доменико

Библиография
Музыкальный Петербург: Энцикл. слов.: Т.1: XVIII в.: В 5 кн. СПб., 1996-2002

Предметный указатель
Дирекция императорских театров
Большой театр (Каменный театр)
Мариинский театр
Консерватория им. Н.А.Римского-Корсакова
Александринский театр
Народный дом императора Николая II