Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Предметный указатель / Императорские театры

Императорские театры


Рубрикатор / Энциклопедический словарь/Искусство/Музыка, театр/Театры, концертные организации

ИМПЕРАТОРСКИЕ ТЕАТРЫ (в 18 в. придворные, в 19 в. также казенные), служили развлечениям имп. семьи, прославлению имп. особ, развлечению и просвещению столичной публики. Институт И. т. на протяжении двух веков эволюционировал от скромной "Италианской кампании" (труппы итал. певцов, комедиантов, музыкантов), к-рую для собств. удовольствия пожелала иметь при дворе имп. Анна Иоанновна, до одного из самых сложных и дорогостоящих звеньев придворного ведомства, включавшего труппы, оркестры, театр., жилые и др. здания, уч. заведения, мастерские, конторы, склады-"магазины", огромные собрания пьес и нотных материалов, управленч. аппарат. Существование И. т. определялось волей и вкусами правившего монарха, влиявшими на все аспекты: от стиля постановок и продвижения любимых артистов до состава трупп, драм. и муз. репертуара. Весь творч. состав относился к категории придворных служащих, состоял в высочайше утвержденом штате, получал жалование от Придворной конторы, к-рой подчинялась Театр. дирекция (с 1842 И. т. в ведении Мин-ва имп. двора), имел чины и носил звание "артиста И. т." (в 18 в. - "придворный артист Е. И. В."), дававшее ряд привилегий; бюджет И. т. складывался из казенных сумм, назначавшихся спец. указами, и (с 1783) поспектакльных сборов, с к-рых взимались налоги. Дирекция И. т. должна была обеспечивать все придворные мероприятия, напр. "высокоторжественные дни", спектаклями и оркестрами для балов. Придворные спектакли были бесплатными. Зрителей собирали повестками от Придворной конторы. Присутствовать на таких зрелищах было и честью, и обязанностью. В праздничные дни бесплатные спектакли играли и "для народа". Указом имп. Екатерины II от 12.7.1783 придворным труппам велено давать определенное число спектаклей в месяц в общедоступных театрах (Каменном и Деревянном) для горожан, покупавших билеты на представления. Со временем эта форма стала основной. Приехавшая в СПб. в 1757 итал. оперно-балетная "кампания" Дж. Б. Локателли получила лицензию на выступления для гор. публики с условием давать спектакли для двора за определенную годовую сумму. До 1860, когда к находившимся в ведении Дирекции И. т. Александринскому театру, Большому и Михайловскому театрам прибавился Мариинский театр, история творч. коллективов И. т. развивалась независимо от того, на каких сценах они выступали. В 18 в. осн. сцены - внутридворцовые, а также: Оперный дом у Невской першпективы в р-не совр. М. Конюшенной ул., 12-17 (1742-49), Оперный дом у Летнего сада (1750, арх. Ф. Растрелли; спектакли давались до 1763), Большой (Каменный) театр (Карусельная, ныне Театральная, пл., 3; арх. Ф. В. фон-Баур, М. А. Деденев, открыт в 1783), Деревянный театр (до 1783 Театр на Царицыном лугу; снесен в 1796), Эрмитажный театр (1783; арх. Дж. Кваренги). К 1809 в штате Театр. дирекции было 7 трупп (балет, 2 рус., 3 франц. и 1 нем.) и не менее 10 театров, включая сцены загородных резиденций. Только во 2-й пол. 19 в. Мариинский театр стал синонимом имп. рус. оперы и балета, Александринский - домом имп. рус. драмы; эти назв. до сих пор символизируют вершины рус. театр. иск-ва. Их оттеняли европ. артисты: Большой театр был полностью предоставлен казенной Итальянской опере, в Михайловском играла франц. муз.-драм. труппа. Многонац. культурная система И. т. формировалась с самого появления этого института. Первой по времени придворной труппой в СПб. была "кампания" итал. комедиантов (1732), в 1735 с новой труппой комедии дель арте приехала итал. опера-сериа. В 1735-90 и в 1843-85 придворная (казенная) итал. оперная труппа была важнейшей и наиб. привилегированной частью И. т. С организации в 1738 Танц. школы началась история петерб. имп. Театрального училища, с 1741 - имп. балета. В 1743 в состав И. т. вошел франц. придворный театр, в 1764 дополненный франц. оперой (существовали до 1812, на новых условиях придворные франц. труппы играли в СПб. с открытия Михайловского театра в 1833 до 1917). В 1759 указом имп. Елизаветы Петровны на основе Русского для представлений трагедий и комедий театра создана рус. придворная имп. труппа, с кон. 1770-х гг. дававшая также оперные представления. В 1803 от нее отделилась имп. рус. оперная труппа, существовавшая до 1917. Традиции рус. драм. и оперно-балетного театров, восходящие к И. т., живы в СПб. и ныне. Разноязыкость петерб. культуры, разнообразие европ. театр. школ, представленных И. т., задали с самого начала высокую ноту развитию рус. театр. иск-ва. Артисты иноземных трупп, музыканты придворных оркестров, набиравшиеся в Европе по принципу, сформулированному имп. Анной Иоанновной: "лутших, каких можно сыскать", становились учителями, а затем коллегами "местных природных". В кон. 18 в. рус. артисты играли почти весь репертуар франц. труппы, 100 лет спустя итал. опера ставила все лучшие рус. оперы - от "Жизни за царя" и "Руслана и Людмилы" М. И. Глинки до "Евгения Онегина" П. И. Чайковского. В 1803-82 И. т. имели монополию (кроме особого разрешения) на печатание афиш, театр. представления и концерты, открытие новых театров, цирков и т. п., что позволяло руководить до изв. степени театр. и духовной жизнью столиц и отчасти провинции. При всех издержках это не препятствовало бурному развитию рус. иск-ва во всех, соприкасавшихся с театром отраслях. В системе И. т. сложились определ. театр. традиции, в труппах И. т. было сосредоточено большое число талантливых рус. и иностр. артистов, режиссеров, балетмейстеров, театр. художников, дирижеров, впервые ставились произв. рус. классиков. Рус. драматургия, классич. рус. опера, балеты М. И. Петипа и М. М. Фокина, "императорские" спектакли В. Э. Мейерхольда появились благодаря театр. культуре, возделанной И. т. Ключевую роль в этом процессе сыграла Дирекция И. т. (в 1766-1842 Дирекция над зрелищами и музыкой, Театр. дирекция и др. назв.), представлявшая к сер. 19 в. ведомство с огромным штатом и возможностью влиять на обществ. жизнь столицы. Осн. док-ты, регламентирующие ее деятельность: "Положение об управлении Имп. театрами" (1827), "Положение об артистах И. т." (1839) и др. На протяжении истории Дирекции И. т. (1766-1917) наиб. выдающуюся роль в ней сыграли директора И. П. Елагин (1766-79), Н. Б. Юсупов (1791-99), А. Л. Нарышкин (1799-1819), И. А. Всеволожский (1881-99), С. М. Волконский (1899-1901), В. А. Теляковский (1901-17). После Февр. рев-ции, в марте 1917, И. т. преобразованы в гос. театры.

Лит.: Теляковский В. А. Воспоминания, 1898-1917. Пб., 1924; Мордисон Г. З. История театрального дела в России: основание и развитие гос. театра в России (XVI-XVIII вв.). СПб., 1994; Петровская И. Ф., Сомина В. В. Театральный Петербург: Нач. XVIII в.- окт. 1917 г.: Обозрение-путеводитель. СПб., 1994.

А. Л. Порфирьева, Ю. Н. Кружнов.

Авторы
Порфирьева Анна Леонидовна

Персоны
Анна Ивановна, императрица
Баур Федор Виллимович
Волконский Сергей Михайлович, князь
Всеволожский Иван Александрович
Глинка Михаил Иванович
Деденев Михаил Алексеевич
Екатерина II, императрица
Елагин Иван Перфильевич
Елизавета Петровна, императрица
Кваренги (Гваренги) Джакомо
Локателли Джованни Баттиста
Мейерхольд Всеволод Эмильевич
Нарышкин Александр Львович
Петипа Мариус Иванович
Растрелли Франческо де
Теляковский Владимир Аркадьевич
Фокин Михаил Михайлович
Чайковский Петр Ильич
Юсупов Николай Борисович, князь

Адреса
М. Конюшенная ул./Санкт-Петербург, д. 12-17
Театральная пл./Санкт-Петербург, д. 3

Библиография
Мордисон Г. З. История театрального дела в России: основание и развитие гос. театра в России (XVI -XVIII вв.). СПб., 1994
Петровская И. Ф., Сомина В. В. Театральный Петербург: Нач. XVIII в. - окт. 1917 г.: Обозрение-путеводитель. СПб., 1994
Теляковский В. А. Воспоминания, 1898-1917. Пб., 1924

Предметный указатель
Придворная контора
Дирекция императорских театров
Министерство императорского Двора
Большой театр (Каменный театр)
Александринский театр
Михайловский театр
Мариинский театр
Эрмитажный театр
Малый (Деревянный) театр
Оперный дом у Летнего сада
Оперный дом у Невской першпективы

Хронограф
1817 Открыт восстановленный после пожара Большой театр


АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ ИНСТИТУТ

В 1765 через год после основания Воспитательного общества благородных девиц (Смольного института) Екатерина II повелела открыть в его составе училище для девочек мещанского звания
Источник: Благотворительность в России

Валберх И.И. (1766-1819), артист балета, балетмейстер

ВАЛБЕРХ Иван Иванович (1766-1819, СПб.), танцовщик, балетмейстер, сценарист, педагог. По окончании Петерб. театр. школы по классу Дж. Канциани (1786) - солист балетной труппы имп. театров. С 1794 преподавал в Петерб. театр. школе. Среди учеников - Е
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Театр драматический

ТЕАТР ДРАМАТИЧЕСКИЙ. Первые попытки организации регулярного публ. театра в СПб. - спектакли театра сестры царя Петра I царевны Натальи Алексеевны (с 1714). В СПб. также гастролировали разл. заруб. труппы, как, напр., труппа И.-К. Эккенберга (с 1719)
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Тозелли А., (?-1826 или 1827), художник

ТОЗЕЛЛИ (Tozelli) Анджело (? - 1826 или 1827), архитектор и живописец. Выходец из Италии. В 1816 приехал в СПб., служил худ.-декоратором в Имп. театрах. Автор уникальной "Панорамы Петербурга" (акварель, гуашь, 0,51 х 6,56 м; 1817-20, ГЭ)
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Шаляпин Ф.И., (1873-1938), певец

ШАЛЯПИН Федор Иванович (1873-1938), артист оперы (бас), нар. арт. Республики (1923). Систематич. образования не получил. В 1890 впервые выступил в партии Стольника в опере С. Монюшко "Галька" в Уфе. Брал уроки пения у Д. А. Усатова в Тифлисе
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга