Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Предметный указатель / Церковь УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (Спасо-Сенновская)

Церковь УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (Спасо-Сенновская)


Рубрикатор / Святыни Петербурга/Приходские церкви

Многие из горожан еще помнят этот темно-зеленый пятиглавый храм с высокой колокольней над входом, взорванный январской ночью 1961, чтобы освободить место для новой станции метро. Сейчас, лишившись архитектурной доминанты, площадь утратила свой неповторимый облик и выглядит уныло и однообразно, даже после недавней реконструкции.
В 1743 у сенновских купцов во главе с И. М. Гроздовым возникла мысль о постройке деревянного храма, но через два года они решили возвести каменную церковь во имя Воздвижения Креста Господня с приделом мч. Харлампия. В 1751 было дано разрешение на постройку трехпридельной Сретенской церкви. Поначалу купцы купили на Выборгской стороне деревянную церковь Спаса Происхождения Честных Древ (см. приходскую церковь СПАСА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕСТНЫХ ДРЕВ, Спасо-Бочаринскую), которую освятили 18 июля 1753 на новом месте. Через два дня архиепископом Сильвестром была заложена каменная церковь, возводившаяся на „порожнем месте“ и в основном на деньги богатого откупщика С. Я. Яковлева. Возможно, ее автором, был знаменитый Б. Растрелли, который построил неподалеку несохранившийся дворец богача.
Через пять лет после закладки храм был готов, но комиссия архитекторов предложила переделать в нем своды, отчего освящение первого Трехсвятительского придела задержалось до 20 июня 1761 года. В склеп под ним Яковлев перенес с Сампсониевского кладбища останки своих родителей. 2 октября 1764 настал черед придела прп. Саввы Освященного, имя которого носил храмоздатель, и, наконец, 5 декабря 1765 – главного, названного вопреки первоначальному намерению Успенским, хотя в народе продолжало бытовать прежнее наименование. Образа в этом приделе исполнил известный живописец М. Л. Колокольников. В память о короновании Екатерины II купол украшала золоченая корона, а колокол, весивший 524 пуда – рельеф Императрицы.
В 1816–1817 Л. Руска несколько переделал колокольню, которая повредилась от неравномерной осадки, и соединил теплый и холодный приделы. Портал храма приобрел такой же вид, как и стоявшая в северном углу площади гауптвахта, которую возвел тот же зодчий. Правда, есть мнение, что дорический портал церкви появился еще в 1790-е годы.
Следующим архитектором, работавшим в храме, был А. И. Мельников, который в 1833–1835 при ремонте переделал купола и своды. Акад. С. А. Безсонов написал на них изображения евангелистов. Еще раньше – 14 января 1822 – был освящен сооруженный тем же Мельниковым южный Спасский придел, а позже – 14 февраля 1835 – северный Михайловский, построенный П. Ф. Воцким на средства сов. ком. Михаила Ивановича Новикова.
В 1850-е арх. А. М. Горностаев подал проект перестройки церкви, но он не был осуществлен. В 1867 Г. И. Карпов начал капитальную переделку верха храма и колокольни: деревянные конструкции были заменены кирпичными, несколько изменена форма глав и переделаны портики. Лепные работы исполнили Сильвестр Косолапов и Иван Балин, роспись и реставрацию икон произвел акад. В. В. Васильев. Фабрика Шопена изготовила красивые бронзовые люстры, канделябры и подсвечники. Хотя работы продолжались до 1873, митрополит Исидор уже 1 октября 1870 освятил обновленный храм.
В 1897–1898 В. В. Виндельбандт пристроил бетонные тамбуры и обил купола золоченой медью. Вскоре прихожане захотели воздвигнуть новое здание храма, но в 1902–1903 им пришлось ограничиться удлинением по проекту И. И. Яковлева боковых приделов, ремонтом и новой реставрацией образов. Три года спустя причт просил дать церкви статус собора, но, увы, безрезультатно, – только в 1923 он был получен.
К церкви было приписано несколько часовен: в Апраксином дворе, в Большой линии – Тихвинская (существовала с 1805; в 1893 по проекту В. Ф. Харламова сделана из чугуна) и Казанская (1800-е, 1847 – по проекту И. Д. Корсини, 1879, тоже из чугуна,– А. Л. Гольм), в Мариинском рынке – Марии Магдалины (1882, А. И. Кракау) и в Михайловском проезде – Ильинская (1850-е) и шатровая, чугунная Всех святых (1916, гражд. инж. Л. М. Харламов). Близ храма находились киоты, сооруженные торговцами рынка: у Демидова переулка с образом Спасителя (1885), против гауптвахты – Божией Матери „Всех скорбящих радости“ (1887), около паперти – с образом в память спасения в Борках (1890).
Кроме замечательного золоченого резного иконостаса в стиле барокко с иконами середины XVIII века, в церкви стоял великолепный престол 1786 с золоченой ротондой, украшенный серебряными барельефами. Временем постройки датировались дарохранительница из золоченого серебра, Евангелия в тяжелых серебряных окладах, напрестольные кресты и потиры. Храмоздатель С. Я. Яковлев подарил плащаницу из малинового бархата, шитую серебром, золотом и жемчугом. Для нее в 1856 известный ювелир Ф. А. Верховцев изготовил новую гробницу из серебра весом в семь пудов, по образцу которой позже была исполнена гробница для Исаакиевского собора.
Более всего в церкви почитались местный образ Успения в золоченой серебряной раме с осыпанной жемчугами ризой, список Тихвинской Божией Матери, который 27 июня после водосвятного молебна выставлялся на паперти для поклонения, и Христа Спасителя, перед которым 18 октября вологодское землячество служило молебен в память избавления в 1605 их города от чумы. Художественной ценностью обладали: большая икона „Погребение Спасителя“, „Прп. Андрей Критский кисти“ В. М. Пешехонова, а также религиозные картины Г. Г. Мясоедова.
4 июля от Казанского собора в память об избавлении столицы в 1848 от холеры к Сенновской церкви шел крестный ход с иконой Казанской Божией Матери, и на паперти при огромном стечении верующих служился торжественный молебен. Другой крестный ход из церкви направлялся в первый Спас на Фонтанку, к Обуховскому мосту, для водосвятия и окропления святой водой домов прихожан. 28 мая в храме на молебен собирались жившие в столице уроженцы Ростова Великого.
Среди служивших в церкви священников известность получили: прот. Иоанн Иоаннович Иванов (служил в 1831–1848) – профессор церковного красноречия в Духовной академии, прот. Константин Тимофеевич Никольский (1848–1905) – доктор богословия, знаток церковной истории и литургики, собравший по этим вопросам библиотеку из 30 тыс. томов, и прот. Александр Васильевич Петровский (1905–1915) – тоже профессор Духовной академии, специалист по древнееврейскому языку. Его на месте настоятеля сменил прот. Василий Николаевич Сперанский, умерший в конце 1917 года.
С 1873 при храме работало благотворительное общество с богадельней и детским приютом-школой, которые были созданы на 500 тыс. руб., пожертвованные А. Д. Водениковым.
После революции все ценности из этой богатейшей церкви, несмотря на сильное сопротивление прихожан, были изъяты. С 1923 обновленческий собор несколько лет возглавлял небезызвестный А. И. Боярский. В апреле 1938 храм закрыли и сняли с охраны, ценные иконы перевезли в Эрмитаж и Музей истории религии. В здании устроили склад. Ныне на этом месте стоит станция метро „Сенная площадь“ 1960-х годов постройки.
10 июня 1991 была зарегистрирована община, и архитектор-реставратор Д. А. Бутырин предложил восстановить храм по обмерным чертежам. В 1995 власти одобрили проект реконструкции площади, который предусматривал это восстановление. Однако технические сложности привели к тому, что на месте бывшего алтаря была возведена довольно бесвкусная часовня из стекла и камня, открытая 22 мая 2003 года.

Архивные источники
РГИА. Ф. 796. Оп. 39. Д. 358; Оп. 183. Д. 1640; Ф. 797. Оп. 17. Д. 40356; Ф. 805. Оп. 1. Д. 1675.
ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 2409; Оп. 16. Д. 88; Ф. 477. Оп. 1. Д. 28; Ф. 513. Оп. 102. Д. 9880; Оп. 127. Д. 134; Ф. 678. Оп. 1. Д. 361.
Литературные источники
Томилин А. С. Исторические труды. СПб., 1854. С. 33–37, 54–70.
Образцов И. Я. Начало обновления Спасо-Сенновской церкви… СПб., 1867.
ИСС. 1878. Т. 6. С. 13–14; 1883. Т. 7. С. 508; 1885. Т. 10. Прил. 1. С. 1–39.
ЛМХ. Вып. 4. С. 103–108.
Черепенина, Шкаровский. 1996. С. 129–135.
Периодика
ПрЦВ. 1910. № 50. С. 2232.
СПбЕВ. 1992. Вып. 6. С. 12; 1996. Вып. 7. С. 16; 2003. Вып. 30–31. С. 186–192.
СПбВ. 1995. 11 нояб.; 2003. 26 июня.

Авторы
Кобак Александр Валерьевич
Антонов Виктор Васильевич

Персоны
Балин Иван
Безсонов Степан Артемьевич
Боярский А. И.
Бутырин Дмитрий Александрович
Васильев Василий Васильевич
Верховцев Федор Андреевич
Виндельбандт Василий Васильевич
Воцкий Павел Федорович
Гольм Александр Львович
Горностаев Алексей Максимович
Иванов Иоанн Иоаннович
Исидор (Иаков Сергеевич Никольский), митрополит
Карпов Григорий Иванович
Корсини Иероним Доминикович
Косолапов Сильвестр
Кракау Александр Иванович
Мельников Авраам Иванович
Мясоедов Григорий Григорьевич
Никольский Константин Тимофеевич
Петровский Александр Васильевич
Пешехонов Василий Макарович
Растрелли Франческо де
Руска Луиджи (Алоизий Иванович)
Сильвестр (Кулябка), архиепископ
Сперанский Василий Николаевич
Харламов Владимир Федорович
Харламов Леонид Михайлович
Шопен
Яковлев Иван Иванович

Адреса
Садовая ул./Санкт-Петербург, д. возле д. 40
Сенная пл./Санкт-Петербург

Предметный указатель
Церковь СПАСА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕСТНЫХ ДРЕВ (Спасо-Бочаринская)
"Сенная площадь", ст. метро
Сампсониевское кладбище
Бронзовая фабрика Шопена
Апраксин двор
Мариинский рынок
Исаакиевский собор
Собор прп. ИСААКИЯ ДАЛМАТСКОГО (кафедральный)
Собор прп. ИСААКИЯ ДАЛМАТСКОГО (кафедральный)
Казанский собор
Собор БОЖИЕЙ МАТЕРИ КАЗАНСКОЙ
Обуховский мост
Духовная академия
Эрмитаж государственный
Эрмитаж государственный
Истории религии музей
Обновленцы
Успенская церковь (Спасо-Сенновская)


ОБЩЕСТВО ВСПОМОЖЕНИЯ ПРИХОДСКИМ БЕДНЫМ ПРИ СПАСО-СЕННОВСКОЙ ЦЕРКВИ

Образовано в 1873 в приходе церкви Успения Пресвятой Богородицы (Садовая ул., 40). Инициатива создания общества принадлежала прихожанке Александре Павловне Шварц (ум
Источник: Благотворительность в России

Сильвестр (Кулябка) (1701-1761), архиепископ С.-Петербургский 1750-1761

СИЛЬВЕСТР (в миру Семен Петрович Кулябка) (1701, по др. данным, 1704-61, СПб.), церк. деятель. По окончании Киевской духовной академии (1726) преподавал в ней, с 1738 ее префект, с 1740 ректор. В 1727 принял монашество с именем С
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Собор БОЖИЕЙ МАТЕРИ КАЗАНСКОЙ

В этом огромном, полукругом распластанном соборе с могучей коринфской колоннадой и величественным куполом хранилась самая чтимая в столице икона – Казанской Божией Матери, перед которой преклоняли колени и царь, и гордый вельможа
Источник: Святыни Петербурга

Упраздненная церковь БОЖИЕЙ МАТЕРИ ТИХВИНСКОЙ во дворце гр. И. Г. Чернышева

По отзыву кн. М. М. Щербатова, известного историка, граф Иван Григорьевич Чернышев (1726–1797) – „человек не столь разумный, сколь быстрый, увертливый и проворный и, словом, вмещающий в себе все нужные качества придворного“
Источник: Святыни Петербурга

Упраздненная церковь БОЖИЕЙ МАТЕРИ „ЗНАМЕНИЕ“ в доме гр. М. А. Румянцевой

Петр I подарил в 1724 большой участок на левом берегу Фонтанки, близ дороги в Царское Село, своему бывшему денщику, позже генерал-аншефу и графу, Александру Ивановичу Румянцеву
Источник: Святыни Петербурга

Упраздненная церковь свт. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА на фабрике С. Ф. Роговикова

Приобретя в 1747 недалеко от Пустого рынка основанную немцами галантерейную позументную фабрику, богатый откупщик Семен Федорович Роговиков (ум. 1767) „своим коштом“ оборудовал в ней – „ради немалого числа мастеровых людей“ – церковь
Источник: Святыни Петербурга

Успенская церковь (Спасо-Сенновская)

УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, ц. Успения Пресвятой Богородицы (нар. назв. - ц. Спаса на Сенной) (Сенная пл.), первая дерев. ц. Спаса Происхождения Честных Древ была перенесена в 1753 на Сенную пл. с Выборгской стороны. Тогда же по соседству заложена кам. У. ц
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Церковь ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА при благотворительных заведениях гр. Апраксина

Когда в 1862 сгорел Апраксин двор, его владелец дал обет по возобновлении этого рынка построить церковь. Получив в 1884 разрешение, генерал-лейтенант гр. Антон Степанович Апраксин начал строить храм
Источник: Святыни Петербурга

Церковь СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ при Фельдъегерском корпусе

Фельдъегерский корпус был учрежден Павлом I в 1799 для передачи военных и государственных сообщений, хотя, начиная с 1716, для этой цели в России использовались „полевые курьеры“. В построенном Ф. И
Источник: Святыни Петербурга