Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Предметный указатель / Неоклассицизм

Неоклассицизм


Наименования альтернатиные
Ретроспективизм

Рубрикатор / Энциклопедический словарь/Архитектура/Архитектурные стили

НЕОКЛАССИЦИЗМ, традиционалистское направление в архитектуре 1-й пол. 20 в., основанное на освоении наследия рус. зодчества 18 - нач. 19 вв. В СПб. Н. возрождал нац. архит. и градостроит. традиции, олицетворял ист. причастность города к общеевроп. классич. культуре. Ретроспективное движение зародилось в нач. 1900-х гг., одной из осн. его предпосылок послужила позитивная переоценка рус. классицизма, "открытие" красоты старого СПб., связанное гл. обр. с деятельностью "Мира искусства" и А. Н. Бенуа. Н. изначально ориентировался на контекст ист. ансамблей, что проявилось в работах арх. Е. С. Воротилова (новый корпус Имп. Публ. б-ки, 1896-1901; ныне пл. Островского, 3), В. Ф. Свиньина (здание Этнографического музея, 1900-11; Инженерная ул., 4а), Ф. И. Лидваля (здание Азовско-Донского банка, 1907-09, 1912-13; Б. Морская ул., 3-5). Вскоре лидером этого течения в архитектуре стал арх. И. А. Фомин (Половцова дача на Каменном о., 1911-13). Стремясь к воссозданию ист. стиля, зодчие в реальной практике были вынуждены приспосабливать классич. формы к новым функционально-пространств. структурам зданий. Линию модернизованного Н. возглавлял арх. Лидваль. Обобщенная трансформация ордерных форм дана в Германского посольства доме. Поборники Н. нач. 20 в. ставили большие градостроит. задачи, направленные на возрождение и развитие ансамблевой и стилевой целостности СПб. Осуществлению этих замыслов, среди к-рых выделялся проект жил. р-на "Новый Петербург" на о. Голодай (1911-12, арх. Фомин и Лидваль), помешала 1-я мировая война 1914-18. До сер. 1920-х гг. классицистич. приемы и идеи градостроит. преемственности преобладали в среде петрогр. зодчих; об этом свидетельствуют немногочисл. постройки той эпохи: Пропилеи Смольного (1923-24, арх. В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх), Кузнечный рынок (1922-27, арх. С. О. Овсянников, А. С. Пронин; Кузнечный пер., 3). В осн. сфере творчества тех лет - проектной графике - усилились героизированная символика и суровая экспрессия: Фомин выдвинул концепцию "красной дорики", а затем "пролетарской классики", предполагавшие отбор, упрощение и реконструкцию ордерного строя. Во 2-й пол. 1920-х гг. Н. уступил позиции конструктивизму, но уже в нач. 1930-х гг. произошел обратный поворот к освоению классич. наследия, закрепленный парт. постановлениями. Монументальный традиционализм, созвучный тоталитарному режиму, призван был воплощать величие сов. эпохи. В Л. получил распространение схематизированный вариант Н., к-рый отличали подчеркнутая мощь и обобщенная трактовка ордера. Арх. Д. П. Бурышкин (здание Ленингр. отдела газ. "Правда", 1933-34; Херсонская ул., 12; уч. здания на Малоохтинском просп., 80 и 82, 1930-е гг. ), Н. А. Троцкий (Дом Советов, 1936-41; Московский просп., 212), Е. И. Катонин (Фрунзенский универмаг, 1934-38; Московский просп., 60/129) опирались на концепции Фомина и в еще большей степени - на приемы композиции дома Герм. посольства. Арх. Е. А. Левинсон и И. И. Фомин (сын) варьировали тему высоких пилонов (Невский райсовет, 1936-39; просп. Обуховской Обороны, 163; застройка Ивановской ул., 1937-40; жил. дом Наркомата ВМФ на Петровской наб., 8, 1938-40). "Сталинский ампир" предвоен. и послевоен. лет характеризовался усилением ретроспективной окраски, помпезности и декоративизма. Заметный вклад в классицистич. застройку Л. внесли также арх. А. И. Гегелло, В. А. Каменский, С. Б. Сперанский, М. Я. Климентов, В. Д. Кирхоглани, О. И. Гурьев и др. В архитектуре кон. 1940-х - нач. 1950-х гг. отразились пафос Победы и послевоен. возрождения города. Финалом ленингр. Н. стали станции метро 1-й очереди (1955). Переориентация сов. архитектуры в сер. 1950-х гг. в сторону экономичности, индустриализации стр-ва и отмена "излишеств" положили конец Н.

Лит.: Ревзин Г. И. Неоклассицизм в русской архитектуре начала ХХ века. М., 1992; Кириков Б. М. Неоклассицизм в архитектуре Петербурга - Петрограда // Краеведческие записки: Исслед. и материалы. СПб., 1993. Вып. 1. С. 140-147.

Б. М. Кириков.

Персоны
Бенуа Александр Николаевич
Бурышкин Давид Петрович
Воротилов Евграф Сергеевич
Гегелло Александр Иванович
Гельфрейх Владимир Георгиевич
Гурьев Олег Иванович
Каменский Валентин Александрович
Катонин Евгений Иванович
Кирхоглани Валериан Дмитриевич
Климентов Михаил Яковлевич
Левинсон Евгений Адольфович
Лидваль Федор (Иоган Фридрих) Иванович
Овсянников Сергей Осипович (Иосифович)
Пронин Арсений Семенович
Свиньин Василий Федорович
Сперанский Сергей Борисович
Троцкий Ной Абрамович
Фомин Иван Александрович
Фомин Игорь Иванович
Щуко Владимир Алексеевич

Адреса
Б. Морская ул./Санкт-Петербург, д. 5
Б. Морская ул./Санкт-Петербург, д. 3
Инженерная ул./Санкт-Петербург, д. 4, лит. л. А
Кузнечный пер./Санкт-Петербург, д. 3
Малоохтинский пр./Санкт-Петербург, д. 80
Малоохтинский пр./Санкт-Петербург, д. 82
Московский пр./Санкт-Петербург, д. 212
Московский пр./Санкт-Петербург, д. 60/129
Обуховской Обороны пр./Санкт-Петербург, д. 163
Островского пл./Санкт-Петербург, д. 3
Петровская наб./Санкт-Петербург, д. 8
Херсонская ул./Санкт-Петербург, д. 12

Библиография
Ревзин Г. И. Неоклассицизм в русской архитектуре начала ХХ века. М., 1992
Кириков Б. М. Неоклассицизм в архитектуре Петербурга - Петрограда // Краеведческие записки: Исслед. и материалы. СПб., 1993, Вып. 1. С. 140-147

Предметный указатель
Российский этнографический музей
Этнографический музей, российский
Азовско-Донской коммерческий банк
Половцова дача
Германского посольства дом
"Новый Петербург"
Кузнечный рынок
"Дом Советов" (Московская пл.)
Фрунзенский универмаг
"Сталинский ампир"

Хронограф
1956 Завершено строительство здания института «Ленниипроект» на площади Революции