Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Предметный указатель / Камень природный

Камень природный


Рубрикатор / Энциклопедический словарь/Архитектура/Строительные материалы и промышленность, реставрация архитектурных памятников

КАМЕНЬ ПРИРОДНЫЙ. С нач. 18 в. в стр-ве использовалась известняковая путиловская плита (добывалась у Путиловской горы близ устья Волхова). С о. Эланд (Швеция) и из Эстляндии доставлялся прочный, ровно окрашенный сургучно-красный и желтый плитняк. С 1-й четв. 18 в. для изготовления садовой скульптуры применялся известняковый туф желтовато-серого цвета - пудостский камень (назв. по с. Пудость под Гатчиной). С 1760-х гг. при отделке зданий и сооружений широко использовался гранит. В 1763-68 облицованы розовым гранитом первые кам. мосты, в 1779-89 - стены Петропавловской крепости. С 1762 "одевались" в камень набережные Невы, малых рек и каналов. Розовый финский гранит рапакиви добывался на о-вах и побережье Финского зал. близ Выборга, Котки и Фридрихсгама (ныне Хамина, Финляндия). Из фридрихсгамского гранита выполнена Александровская колонна. Для СПб. добывался камень особой красивой структуры из карьеров относительно небольшого участка побережья Финского зал.: выборгит (по Выборгу) и питерлит (по бухте Питерлахти, или Питерлакс). В 1997-98 этот гранит закуплен в Финляндии для мощения тротуаров Адмиралтейского просп. и Стрелки В. О. В эпоху классицизма в архит. отделке стали применять сердобольский серый гранит, белый и цветной мрамор, мраморовидные известняки. Сердобольский гранит (камень атлантов Нового Эрмитажа) добывали на берегах и о-вах Ладожского оз. у Сердоболя (ныне Сортавала). Ровная окраска гранита хорошо оттеняет яркие цвета, поэтому он применялся в контрастном сочетании с др. декорат. материалами при стр-ве Мраморного дворца, Михайловского замка, Невских ворот Петропавловской крепости и др. сооружений. Позднее прием контраста гранитной облицовки цоколя и колонн портика с цветом штукатурки стен применен на фасадах Николаевского дворца. В кон. 18 в. началась добыча цветного мрамора близ Онежского и Ладожского озер. Лучшим считался тивдийский мрамор (по с. Тивдия в Прионежье), отличавшийся богатой цветовой гаммой, полупрозрачностью, разнообразием узора: бледно-розовый, красно-бурый, розовый мрамор с темно-красными жилками. Эти разновидности мрамора добывались монолитами до 7-8 м. Для разработки месторождения в 1769 в с. Тивдия отправлены два итал. "каменоломца и камнесечца", а с Урала привезено неск. партий рабочих с семьями. Из тивдийского мрамора изготовлены колонны, пилястры, детали декора фасадов и интерьеров Мраморного дворца, фрагменты декора Исаакиевского собора, Зимнего дворца, Александровского (Мраморного) зала Этногр. музея. В 1807 в с. Тивдия построен з-д с водяной мельницей на 10 камнерезных пил с отделениями для распиловки и шлифовки мрамора и для ручной полировки изделий. От з-да камень в СПб. доставляли по воде. Уникальный черно-белый параллельно-полосчатый камень добывали близ Сердоболя на маленьком сплошь мраморном о. Ювень (Иоенсу), у устья р. Янисъйоки. Его использовали в мелких архит. деталях. У с. Рускеала на р. Русколка добывали рускеальский мрамор пяти сортов, из к-рых особо ценились серо-сиреневатый с серыми и белыми прослоями, серый с желтыми и зелеными лучистыми включениями, полосчатый серо-белый (ныне карьер музеефицирован). Впервые этот мрамор использован для облицовки юж. фасада Михайловского замка, позднее применялся для облицовки стен Исаакиевского собора (как светлый фон, на к-ром выделялись розовые гранитные колонны). Во времена раннего классицизма сочетание гранита и мрамора было характерно для малых архит. форм (верстовые столбы, обелиски, постаменты памятников). В 1-й трети 19 в. в стр-ве использовался преимущественно пудостский камень и розовый финский гранит. Из пудостского камня, близкого по природе травестину, созданы колонны и стены Казанского собора, скульптуры в ансамбле Стрелки В. О., а цоколь здания Биржи, постаменты Ростральных колонн и парапеты спуска к Неве облицованы розовым и серым финским гранитом. К. И. Росси, создавая ансамбль министерских зданий на Дворцовой пл., использовал граниты разных оттенков в облицовке цоколей Гл. штаба и Воен. мин-ва (серый цвет) и Мин-ва финансов и Мин-ва иностр. дел (розовый цвет). Мощные блоки финского гранита пошли на сооружение стилобата и 104 наружных колонн Исаакиевского собора. Последними значит. примерами использования традиционных для СПб. 18 - 1-й пол. 19 вв. видов камня стали Николаю I памятник (сердобольский гранит, каррарский мрамор, шокшинский кварцит) и т. н. Малый мраморный дворец (особняк графа Н. А. Кушелева-Безбородко) на Гагаринской ул., 3 (тивдийский и рускеальский мрамор). С постройкой сети жел. дорог стали доступны сорта камня, традиционно использовавшиеся в Зап. Европе (пр-во специально понизило тарифы на доставку камня в СПб.). Бременским песчаником отделан фасад Юсуповой особняка на Литейном просп., 42. Резным песчаником из Германии и Польши облицованы фасады Рус. для внешней торговли и Рус.-Азиат. банков, Музея при Уч-ще техн. рисования барона А. Л. Штиглица. Радомский песчаник из Польши использован в облицовке Кельха особняка. Розовый полосчатый гранит с мыса Гангут пошел на облицовку фасада дома Фаберже фирмы на Б. Морской ул., 24. Стены костела Лурдской Божией Матери в Ковенском пер. и Буддийского храма в Старой Деревне декорированы двумя видами розового гранита из Приладожья. Серый гранит из-под Ништадта использован в отделке фасада здания Рус. торг.-пром. банка. Талько-хлоритовый сланец (горшечный, или мыльный камень) из разработок у с. Нуннанлахти в Финляндии стал излюбленным декорат. материалом мастеров сев. модерна: из него исполнены рельефы дома И. Б. Лидваль на Каменноостровском просп., 1-3, дома М. Б. Воейковой на Невском просп., 72, дома А. Ф. Бубыря на Стремянной ул., 11 и мн. др.

Лит.: Зискинд М. С. Декоративно-облицовочные камни. Л., 1989; Булах А. Г., Абакумова Н. Б. Каменное убранство главных улиц Ленинграда. СПб., 1993.

А. Ф. Векслер.

Авторы
Векслер Аркадий Файвишевич

Персоны
Бубырь Алексей Федорович
Воейкова М.В.
Кушелев-Безбородко Николай Александрович, граф
Лидваль И.Б.
Николай I, император
Штиглиц Александр Людвигович, барон

Адреса
Б. Морская ул./Санкт-Петербург, д. 24
Гагаринская ул./Санкт-Петербург, д. 3
Дворцовая пл./Санкт-Петербург
Каменноостровский пр./Санкт-Петербург, д. 3
Каменноостровский пр./Санкт-Петербург, д. 1
Ковенский пер./Санкт-Петербург
Литейный пр./Санкт-Петербург, д. 42
Невский пр./Санкт-Петербург, д. 72
Стремянная ул./Санкт-Петербург, д. 11

Библиография
Зискинд М. С. Декоративно-облицовочные камни. Л., 1989
Булах А. Г., Абакумова Н. Б. Каменное убранство главных улиц Ленинграда. СПб., 1993

Предметный указатель
Петропавловская крепость
Петропавловская крепость
Александровская колонна
Александру I (Александровская колонна), памятник
Новый Эрмитаж
Мраморный дворец
Михайловский замок
Николаевский дворец
Исаакиевский собор
Зимний дворец
Российский этнографический музей
Этнографический музей, российский
Казанский собор
Биржи здание
Ростральные колонны
Министерства финансов здание
Министерство иностранных дел
Юсуповой особняк (Литейный просп., 42)
Русский для внешней торговли банк
Русско-Азиатский банк
Центральное училище технического рисования А.Л.Штиглица
Кельха особняк
Католическая церковь БОЖИЕЙ МАТЕРИ (ЛУРДСКОЙ)
Буддийский храм
Русский Торгово-промышленный банк
Лидваль дом
Воейковой дом
Бубыря дом