Указатели
|
Энциклопедический словарь
Памятники Петербурга
Мемориальные доски
Скульптура на рубеже XXI века
Декабристы в Петербурге
Храмы Петербурга
Новый Художественный Петербург
Благотворительность
Город и вода
Хронограф
Литература о Петербурге
Царское Село
Все справочники
Статьи
/
АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЕ ОБЩЕСТВО ТРЕЗВОСТИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЕ ОБЩЕСТВО ТРЕЗВОСТИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕОдной из форм деятельности Александро-Невского общества было убеждение пьющих дать зарок – срочное обещание воздержаться от употребления спиртных напитков, произнесенное в торжественной обстановке богослужения. Регистрация зарока сопровождалась уплатой взноса, что, наряду с членскими взносами (10 коп. в месяц), выручкой от продажи антиалкогольных и религиозно-просветительских изданий и благотворительных пожертвований, составляло источник финансирования общества. Основным средством убеждения служили проповеди, беседы и поучения. Они проводились в Воскресенской церкви, где утренняя и вечерняя проповедь трезвости стали частью богослужения, и в иных помещениях с привлечением специалистов – врачей и патологоанатомов. За год церковь посещало до миллиона человек. Проповедовали А. А. Дернов, А. И. Маляревский, П. А. Миртов, Е. П. Лукин, П. Я. Поляков, А. А. Карцев, П. Г. Клименов, В. П. Тарасов и др. Ежегодно 9 декабря в день св. Вонифатия – покровителя трезвенников, происходили торжественные архиерейские богослужения. За первые 10 лет существования общества было зарегистрировано 598 000 трезвенных обещаний, проведено более 11 650 бесед и поучений, как церковных, так и внецерковных, организовано около 30 религиозных процессий, в каждой из которых участвовало не менее 100 000 человек, устроено около 3 000 чтений для народа, в том числе с «туманными картинами» (диапозитивами). На мероприятия общества было израсходовано около 500 000 руб. С 1906 число регистраций, сопровождавшихся уплатой взноса, стало уменьшаться, но росло количество трезвенников, давших обещание, но не плативших членские взносы. В 1911–1914 ежегодно в общество записывалось более 35 000 человек; трезвенников же, дававших обет, но не делавших взноса, насчитывалось в год до 40 000. Одной из форм организации досуга прихожан стало привлечение их к хоровому пению. При обществе были образованы Церковно-любительский хор (около 60 мужчин и женщин; при хоре был учрежден Комитет по выдаче пособий) и Церковно-народный хор для общенародного пения «за ранними литургиями в воскресения и праздничные дни и всенощным бдением в вечер воскресных и праздничных дней». Руководил хорами регент Г. В. Романов. Были устроены также вечерние Певческие курсы для ознакомления с нотной грамотой, которые посещало около 60 человек. обществом было открыто 7 библиотек с общим фондом, превышавшим 16 000 томов, которыми воспользовалось 160 000 читателей. Ведущая, Воскресенская библиотека-читальня в доме при церкви с фондом более 13 000 книг работала ежедневно, кроме суббот. В год ее посещало до 9 000 читателей; заведующим был П. А. Миртов. Общество выработало и новый тип библиотек – уличных, стенных листовок, а также новый тип детских журналов трезвенной пропаганды в семье и школе. Общество открыло 5 школ и детский сад, через которые в год проходило около 1100 мальчиков и девочек. Непосредственно при Вознесенской церкви работали: – одноклассная школа (основана 1897) на 155 мальчиков и девочек (в основном – дети рабочих и служащих Варшавской железной дороги). Заведующим школой был П. А. Миртов. В ней преподавало три учительницы, из которых наибольшую известность приобрела А. Е. Агапитова. Школа субсидировалась Варшавской железной дорогой (2 800 рублей в год). Преподавался и специальный курс трезвости: демонстрировались модели печени, почек, сердца, поврежденных алкоголем; – два рукодельных класса для девочек, рассчитанные на 46 учениц (помимо специальных занятий проходили и общеобразовательный курс); – воскресная школа для взрослых на 360 лиц. Заведовал ей так же П. А. Миртов; учителями были кандидаты богословия и студенты семинарии А. И. Оранский, К. А. Сборовский, Н. Н. Азбукин, А. Н. Адрианов, Г. С. Окулов, Д. И. Синайский; – двухгодичные миссионерские курсы во главе с П. А. Миртовым. Преподавал на них Д. В. Дьяковский (среди слушателей были в основном женщины; тема миссионерства– борьба с сектантством и «разными лжеучениями»); С целью социальной поддержки было создано Бюро рекомендации трезвенников на места, которое удовлетворяло по возможности просьбы безработных трезвенников. Оно же организовывало пароходные экскурсии на Валаам. Периодически устраивались бесплатные столовые и чайные для взрослых и детей. Общество развернуло значительную по размаху издательскую деятельность. За первые 10 лет существования было издано 265 названий книг и брошюр и 3 журнала: «Отдых Христианина» (1900–1917), «Трезвая Жизнь» (1901–1917), «Воскресный Благовест» (1903–1917). Общий тираж изданий составил 2 712 000 экземпляров. В 1908 открылась собственная типография Общества (Литейный пр., 58). В дальнейшем в год издавалось около 100 наименований книг и брошюр общим тиражом не менее 500 000 экземпляров. Некоторое количество изданий рассылалось бесплатно организациям и лицам по всей России. Для удовлетворения нужд в наглядном материале Обществом был организован Склад «туманных картин», который обслуживал в год до 90 разных просветительских учреждений и деятелей народного просвещения. Чтения с «туманными картинами» в зале Воскресенской библиотеки были платными, вся выручка поступала на содержание детской столовой при церкви. Со временем у общества возникли отделения в разных районах столицы и ее окрестностях: Литейное (оно славилось своими Детским садом и школой, в которых бесплатно содержалось около 100 детей от 3-х до 12 лет; у школы была дача в Луге, где летом дети проповедовали трезвость путем концертов), Некрасовское (Балтийская ул., 11; первоначально – Некрасовская ул., 18, откуда и пошло название; оно содержало церковную школу, где училось 47 девочек; ее попечителем и содержателем был К. М. Крусанов), Царскосельское (при Софийском храме в Царском Селе), Василеостровское, Путиловское, Кронштадтское, Ораниенбаумское, Мартышкинское, Котловское, Новодеревенское, Сестрорецкое. Наряду с ними существовали отделения общества и вне пределов С.-Петербургской губернии – Днепровское, Волговицкое, Чухломское, Покровско-Ушаковское, Питиримовское и др. В 1912 император Николай II пожаловал обществу императорскую яхту «Марево» для устройства на ней плавучей церкви и подвижного противоалкогольного музея. Члены общества собрали средства на постройку нового каменного здания храма Воскресения Христова взамен старого деревянного. На эти цели Николай II дал 25 000 руб. Церковь на 4 000 человек была заложена 25 июля 1904 и к осени 1906 вчерне построена по проекту Г. Д. Гримма и Г. Г. фон Голи (отделка продолжалась до 1914). 11 мая 1906 на ее шатровую колокольню был поднят 1000-пудовый колокол, названный «Отец Александр» в память об умершем основателе общества. Его главой с этого времени был настоятель храма известный церковный публицист прот. П. А. Миртов. Главный придел храма был освящен 14 декабря 1908 митрополитом Антонием. В 1914 общество было преобразовано во Всероссийское Александро-Невское братство трезвости и получило храм Воскресения Христова во временное пользование. Устав братства был утвержден 16 октября 1914, вскоре после введения «сухого закона». Его председателем был избран член Государственного Совета и Св. Синода архиепископ Новгородский Арсений, членами стали епископ Гдовский Вениамин, министр финансов П. Л. Барк, министр путей сообщения С. В. Рухлов, обер-прокурор Св. Синода В. К. Саблер, секретарь императрицы Александры Феодоровны гр. Я. Н. Ростовцев, протопресвитер военного и морского духовенства о. Г. И. Шавельский, бывший прокурор Св. Синода, член Государственного Совета С. М. Лукьянов, духовник императорской четы прот. А. П. Васильев. Братство, однако, не успело широко развернуть свою деятельность, и она была не столь подвижнической, как у предшествовавшего ему общества. Намеченные планы создания Дома трезвости с музеем, институтом, залом для лекций и чтения, а также устройство приюта алкоголиков и соответствующей ночлежки, остались неосуществленными. Братство было ликвидировано в 1918, в 20-ю годовщину своего существования; его имущество было конфисковано, капитал аннулирован. Лит.: Десятилетие деятельности Александро-Невского общества трезвости в С.-Петербурге. 1898–1908. СПб., 1909; Очерк деятельности Александро-Невского общества трезвости в С.-Петербурге. СПб., 1911; К истории Всероссийского Александро-Невского братства трезвости. Пг., 1916; Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга: Историко-церковная энциклопедия в 3-х т. Т. 1. СПб., 1994. С. 170-172. А. П. Керзум Авторы
Керзум Андрей Павлович
Персоны
Адрианов А. Н.
Азбукин Н. Н. Антоний (Александр Васильевич Вадковский), митрополит Арсений (Авксентий Георгиевич Стадницкий) Барк П. Л. Васильев Александр Петрович Вениамин (Василий Павлович Казанский), митрополит Голи Густав Густавович фон Гримм Герман Давидович Дернов Александр Александрович Дьяковский Д.В. Карцев А.А. Климентов П.Г. Крусанов К. М. Лукин Е.П. Лукьянов С. М. Маляревский Александр Иоаннович Миртов Петр Алексеевич Николай II, император Окулов Г.С. Оранский А.И. Поляков П.Я. Рождественский Александр Васильевич Романов Г.В. Рухлов Сергей Васильевич Саблер Владимир Карлович Сборовский К.А. Синайский Д.И. Тарасов В.П. Шавельский Георгий Иоаннович Адреса
Балтийская ул./Санкт-Петербург, д. 11
Литейный пр./Санкт-Петербург, д. 58 Обводного кан. наб./Санкт-Петербург, д. 116 Предметный указатель
Александро-Невское братство трезвости
Церковь ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА Всероссийского Александро-Невского братства трезвости Варшавский вокзал Варшавская железная дорога «Отдых Христианина» (1900–1917), журнал «Трезвая Жизнь» (1901–1917), журнал «Воскресный Благовест» (1903–1917), журнал Типография Александро-Невского общества трезвости |
|