Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Статьи / ГРИБОЕДОВА КАНАЛ

ГРИБОЕДОВА КАНАЛ


Рубрикатор / Город и вода/Водоемы, водотоки, экологическая ситуация

ГРИБОЕДОВА КАНАЛ (в 1766-1923 – Екатерининский канал). Длина – 5,0 км, наиб. ширина – 32 м, наиб. глубина – 3,2 м. Средний расход воды – 3,1 куб. м/с. Отличается извилистым, зигзагообразным руслом. Отходит от р. Мойки в районе Конюшенной пл. у Марсова поля, впадает в р. Фонтанку в нижнем ее течении у Мало-Калинкина моста (пересекает Крюков канал). Был сооружен на месте р. Кривуши (она же Глухой проток, Глухая, Черная), которая вытекала из болотистой местности между совр. Конюшенной площадью и пл. Искусств. В 1737 Комиссия о С.-Петербургском строении приняла решение соединить рр. Кривушу и Мойку каналом. В 1739 в ходе работ по осушению местности построен Конюшенный канал между Кривушей и Мойкой (впоследствии участок Г. к.). Строительство канала (в т. ч. работы по расчистке и углублению р. Кривуши, естественные изгибы которой были в основном сохранены) происходило в 1764-90. Работами по проведению канала, устройству набережных и мостов в разные годы занимались А. Н. Вильбуа (первый начальник строительства, разработчик доклада «Об очищении Глухой речки на пользу и украшение столицы»), И. М. Голенищев-Кутузов (автор проекта «О проведении канала для предотвращения жителей столицы от гибельных последствий наводнения», представленном еще имп. Елизавете Петровне), И. Н. Борисов, Ф.-В. Баур. Набережные канала были выложены тесаным камнем, ограждены чугунными решетками. Название получил в честь правящей имп. Екатерины II; 6 октября 1923 присвоено совр. название в честь писателя А.С. Грибоедова, жившего в 1816-18 в д. 104/25 на набережной канала. Первоначально являлся важной транспортной артерией СПб. Летом 1882 по каналу открылось пароходное движение от Марсова поля до Никольского рынка. В 1869 был разработан проект засыпки канала и устройства на его месте проспекта с двумя железно-конными путями и бульваров для прогулок (отвергнут городской думой в 1872). Вторично проект ликвидации канала и устройства нового проспекта с трамвайным движением выдвигался в 1904. В 1954-56 набережные от Мойки до Итальянской ул. облицованы гранитом. Через Г. к. перекинут 21 мост, в т. ч.: Театральный, Новоконюшенный, Итальянский, Казанский, Банковский, Мучной, Каменный, Демидов, Сенной, Кокушкин, Вознесенский, Подьяческий, Львиный, Харламов, Ново-Никольский, Красногвардейский, Пикалов, Могилевский, Аларчин, Коломенский, Мало-Калинкин. Для набережных Г. к. характерно чередование открытых и озелененных (напр., у Банковского и Львиного мостов) пространств.
Лит.: Кудашев Б. М. По каналу Грибоедова: Путеводитель. СПб., 1997; Зуев Г. И. Вдоль канала Грибоедова. М.; СПб., 2006.
А. Ю. Чистяков

Авторы
Чистяков Антон Юрьевич

Персоны
Баур Федор Виллимович
Борисов Иван Никифорович
Вильбуа (Вильбоа) Александр Никитич
Голенищев-Кутузов Илларион Матвеевич
Грибоедов Александр Сергеевич
Екатерина II, императрица

Адреса
Грибоедова кан./Санкт-Петербург
Искусств пл./Санкт-Петербург
Итальянская ул./Санкт-Петербург
Конюшенная пл./Санкт-Петербург
Крюков кан./Санкт-Петербург
Марсово поле/Санкт-Петербург
Мойка р./Санкт-Петербург
Фонтанка р./Санкт-Петербург

Библиография
Кудашев Б. М. По каналу Грибоедова: Путеводитель. СПб., 1997
Зуев Г. И. Вдоль канала Грибоедова. М.; СПб., 2006.

Предметный указатель
Комиссия о Санкт-Петербургском строении
Калинкины мосты
Никольский рынок
Театральный мост
Конюшенные мосты
Итальянский мост
Казанский мост
Банковский мост
Каменный мост
Демидов мост
Сенной мост
Кокушкин мост
Вознесенский мост
Львиный мост
Харламов мост
Никольские мосты
Пикалов мост
Аларчин мост