Указатели
|
Энциклопедический словарь
Памятники Петербурга
Мемориальные доски
Скульптура на рубеже XXI века
Декабристы в Петербурге
Храмы Петербурга
Новый Художественный Петербург
Благотворительность
Город и вода
Хронограф
Литература о Петербурге
Царское Село
Все справочники
Статьи
/
Петру I (Медный всадник), памятник
Петру I (Медный всадник), памятникРубрикатор / Памятники Санкт-Петербурга/1770 - 1859 Адрес: Декабристов пл. Скульпторы: Фальконе Этьен Морис (1716-1791), Колло Мари-Анн (1748-1821), Гордеев Федор Гордеевич (1744-1810) Архитектор: Фельтен Юрий Матвеевич (1730-1801) Открыт 7 августа 1782 г. Материалы: бронза – скульптура, литеры; гранит серый, кованый – постамент. Подписи: на складке плаща слева: Fecet et fudit / Stephanus Falcone parisiensis / MDCC / LXXVIii Надписи: на постаменте накладными литерами с правой стороны: Рetro Primo / Сatharina Secunda / МDCCLXXXI; с левой стороны: Петру Перъвому / Екатерина Вторая / лета 1782 Памятник Петру I, названный А.С. Пушкиным «Медным всадником», занимает исключительное место в истории русской монументальной скульптуры. Это первый скульптурный памятник в Петербурге и вообще в России. Французский скульптор Э.М. Фальконе прибыл в Россию по приглашению Екатерины II осенью 1766 г. Вместе с Фальконе прибыла его ученица Мари-Анн Колло. Фальконе заранее продумал программу монумента «благодетелю, преобразователю и законодателю» России, выполненного в новаторской для своего времени, предельно лаконичной и глубокой по символическому значению форме. Работа над конной скульптурой продолжалась 12 лет. В создании статуи Петра I принимала участие М.-А. Колло, выполнившая портрет императора. Одновременно решался вопрос о выборе места для установки памятника, велись поиски исполинского камня для постамента. Так называемый «Гром-камень» удалось найти в окрестностях поселка Лахта. Для перевозки камня весом более 1000 т были использованы оригинальные конструкции, приспособления, построены специальные баржа и корабли. Под руководством и при участии Фальконе отливку конной статуи в бронзе осуществлял мастер-литейщик Е. М. Хайлов. В августе 1775 г. состоялась первая, не совсем удачная отливка скульптуры. Из-за прорыва литейной формы и пожара в мастерской пострадала верхняя часть бронзовой отливки, и она была «срезана». Окончательная отливка недостающей верхней части статуи выполнена Фальконе в 1777 г. Летом 1778 г. полностью завершены работы по отливке и чеканке скульптуры. В память об этом автор выгравировал на складке плаща всадника надпись по латыни, которая в переводе гласит: «Лепил и отливал Этьен Фальконе, парижанин, 1778». В сентябре того же года скульптор покинул Петербург. В создании памятника принял участие скульптор Ф.Г. Гордеев, по модели которого отлита змея под копытами коня. Наблюдение за ходом работ по сооружению монумента после отъезда Э.Фальконе из России вел архитектор Ю.М. Фельтен. Торжественное открытие памятника состоялось в год 100-летия восхождения Петра I на престол, в день попразднования Преображения Господня. С этого времени площадь, на которой стоит памятник, называлась площадью Императора Петра Великого (с 1925 г. – площадь Декабристов). В 1872 г. по инициативе петербургской городской Думы по случаю празднования 200-летия со дня рождения Петра I у памятника установлены 4 фонарных столба с канделябрами, исполненные на заводе Шопена. По замыслу Э. Фальконе ограды вокруг монумента не предусматривалось. В письме к Д. Дидро скульптор писал на этот счет следующее: «Кругом Петра Великого не будет никакой решетки, зачем сажать его в клетку?» Вопреки идее автора к открытию памятника ограда, исполненная мастером Стефаном Вебером, была установлена. В 1903 г. в связи с 200-летием основания Петербурга ограда, как искажающая первоначальный авторский замысел, была снята, «благодаря чему монумент, в идею которого вложена мысль о безудержном движении вперед, впервые предстал во всей своей красоте». В 1908 г. Академией художеств создана специальная комиссия по изучению состояния памятника, а в следующем — 1909 г. — памятник впервые подвергся серьезной реставрации, включая вскрытие люка в крупе коня, когда было удалено свыше 150 ведер воды, проникшей внутрь через многочисленные трещины. Под руководством скульптора И. В. Крестовского в 1935—1936 гг. проведены исследовательские и реставрационные работы на памятнике. Современные исследования памятника и комплекс реставрационных работ осуществлены Государственным музеем городской скульптуры в 1976 г. К этому времени серьезные опасения вызывали трещины на опорных ногах коня, причину которых предстояло выяснить. Впервые в истории монумента была разработана и выполнена обширная программа исследований по составу бронзы, состоянию защитной окисной пленки — патины, по прочности внутреннего каркаса конной статуи. В исследовании принимали участие ученые Политехнического института, лабораторий Кировского и Ижорского заводов, НИИ им. Ефремова и других предприятий. С помощью специальной аппаратуры проведено гаммаграфирование, вследствие чего выяснилось, что причиной трещин стал «пережог» металла, когда для повторной отливки верха скульптуры Фальконе разогрел ее низ до высокой температуры. Определен состав бронзы, в котором более 90 процентов меди. Трещины были заделаны вставками, отлитыми из специально выплавленной бронзы. Обследован и усилен опорный каркас. Исследования дали полную картину конструктивных особенностей памятника. Высота скульптуры — 5,35 м, высота постамента — 5,1 м, длина постамента — 8,5 м. Персоны
Алексей Михайлович, царь
Гордеев Федор Гордеевич Гордеев Федор Гордеевич Екатерина II, императрица Колло Мари Анн Крестовский Игорь Всеволодович Нарышкина Наталья Кирилловна, царица Петр I, император Пушкин Александр Сергеевич Фальконе Этьен Морис Фельтен Юрий (Георг Фридрих) Матвеевич Хайлов Емельян Михайлович Адреса
Декабристов пл./Санкт-Петербург
Предметный указатель
Городская дума
Академия художеств Академия художеств Городской скульптуры музей Государственный музей городской скульптуры Политехнический университет СПб гос. "Кировский завод" Ижорские заводы Электрофизической аппаратуры им. Д.В.Ефремова НИИ (пос. Металлострой, Советский пр., 1)
|
|