Указатели
|
Энциклопедический словарь
Памятники Петербурга
Мемориальные доски
Скульптура на рубеже XXI века
Декабристы в Петербурге
Храмы Петербурга
Новый Художественный Петербург
Благотворительность
Город и вода
Хронограф
Литература о Петербурге
Царское Село
Все справочники
Статьи
/
Николаю Николаевичу, великому князю (Русско-турецкой войне 1877 — 1878 гг.), памятник
Николаю Николаевичу, великому князю (Русско-турецкой войне 1877 — 1878 гг.), памятникСкульптор: Каноника П. Открыт 12 января 1914 г. Надписи: на постаменте с лицевой стороны: Генерал-фельдмаршалу Великому князю Николаю Николаевичу Старшему; с тыльной стороны: Незабвенному главнокомандующему в освободительной войне. Памятник был сооружен в сквере на углу Манежной площади и Караванной улицы, боком по отношению к Михайловскому манежу, лицом к пересечению Итальянской и Малой Садовой улиц. Бронзовая конная скульптура на высоком, отделанном бронзой гранитном постаменте с горельефными группами на четырех сторонах. На горельефах — изображения всадников, среди которых великий князь Николай Николаевич, наследник цесаревич Александр Александрович, генералы М.Д. Скобелев, И.В. Гурко и др. Представлены эпизоды боев под Шипкой и Плевной. На тыльной стороне — группа воинов с полковыми знаменами. Великий князь Николай Николаевич Старший (1831 — 1891), младший брат Императора Александра II, был главнокомандующим Дунайской армией в русско-турецкой войне за освобождение Болгарии от турецкого ига. В 1912 г. “в увековечение памяти покойного фельдмаршала с Высочайшего соизволения объявлена всенародная подписка на сооружение в Петербурге памятника войне 1877 — 1878 гг. с изображением великого князя Николая Николаевича, победоносно приведшего нашу славную Дунайскую армию к стенам Царьграда”. Особый комитет по сооружению памятника и военный министр поддержали предложение Городской управы поставить монумент в “центре Новоманежного садика, против Михайловского манежа”. Это место было утверждено Городской думой 21 сентября 1912 г. С установкой памятника решалась важная архитектурно-планировочная, градостроительная задача. Журнал “Старые годы” отмечал, что “постановка памятника фельдмаршалу на площади перед Михайловским манежем должна приветствоваться всеми, кому дорог старый и планомерный облик Петербурга: с открытием памятника связывается предстоящее восстановление Кленовой аллеи, раскрывающей чудесную перспективу этой площади на Михайловский замок, на конный памятник Петру I, работы Растрелли”. Для создания памятника Николаю Николаевичу был приглашен итальянский скульптор П. Каноника, известный в Европе, много работавший по заказам русской императорской фамилии. Сразу вслед за торжественным открытием монумента стали раздаваться голоса о недостаточной художественности и выразительности памятника. Выражалось недовольство тем, что не был объявлен конкурс, и в создании памятника не принимала участие Академия художеств. Критика писала, что “в сущности, новый памятник не что иное, как бронзовая статуэтка, увеличенная до размеров памятника”. Эта вкусовая оценка сохранялась в сознании старых петербуржцев и после уничтожения памятника. На основании декрета “О памятниках республики” 12 апреля 1918 г. Коллегия ИЗО Народного комиссариата просвещения определила перечень тех памятников в Петрограде, снятие которых предполагалось в первую очередь. Среди них был назван памятник на Манежной площади. Бронзовая скульптура весом 500 пудов была демонтирована в ноябре 1918 г. и “отвезена в Академию художеств для переплавки на бюсты деятелей революции”. Постамент демонтировали в январе 1919 г. Персоны
Александр II, император
Гурко Иосиф Владимирович Каноника Пьетро Николай Николаевич (Старший), вел. кн. Скобелев Михаил Дмитиевич Адреса
Итальянская ул./Санкт-Петербург
Караванная ул./Санкт-Петербург М. Садовая ул./Санкт-Петербург Манежная пл./Санкт-Петербург Предметный указатель
Академия художеств
Академия художеств
|
|