Указатели
|
Энциклопедический словарь
Памятники Петербурга
Мемориальные доски
Скульптура на рубеже XXI века
Декабристы в Петербурге
Храмы Петербурга
Новый Художественный Петербург
Благотворительность
Город и вода
Хронограф
Литература о Петербурге
Царское Село
Все справочники
Статьи
/
Церкви ВОЗДВИЖЕНИЯ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ (Ямская Иоанно-Передтеченская), БОЖИЕЙ МАТЕРИ ТИХВИНСКОЙ и равноапп. КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ
Церкви ВОЗДВИЖЕНИЯ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ (Ямская Иоанно-Передтеченская), БОЖИЕЙ МАТЕРИ ТИХВИНСКОЙ и равноапп. КИРИЛЛА И МЕФОДИЯВ 1718–1719 сгоревшую часовню сменила церковь Рождества Иоанна Предтечи с Никольским приделом, тоже деревянная, но и она простояла недолго – до пожара в ноябре 1730, после чего ямщики перенесли с Пороховых небольшую Ильинскую часовню (см. приходские церкви ИЛИИ и вмц. ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ при Охтинском пороховом заводе), освященную 25 февраля 1731 как церковь. Через три года появился Никольский придел, которым с 1743 пользовался лейб-гвардии Кирасирский полк. Церковь быстро обветшала – хотя действовала до 1756 – и служба в ней шла „с немалым опасением“. Потому в 1739 под смотрением И. Я. Шумахера началось возведение каменного храма размером 20 на 10 саж., и 24 июня 1749 архиепископ Феодосий освятил его главный, а в июне 1751 – боковые приделы. Этот храм был выстроен в традициях позднего барокко. Прошло много лет, и в 1820 храм отремонтировали, но в 1840 его все же было решено снести, чтобы по проекту В. Е. Моргана выстроить новый на 2500 человек „в греческом стиле… согласно со стилем существующей колокольни“. Проект, однако, вышел чересчур дорогим, и, начиная с 1848, арх. Е. И. Диммерту пришлось заняться расширением старого здания, возвести на нем купола и заново отделать интерьер. После этого митрополит Никанор 2 декабря 1851 освятил главный придел, тогда как освящение двух боковых – свт. Николая и Рождества Иоанна Предтечи – состоялось в июне 1852. Иконостасы в них поставили прежние, образа в главном исполнил иконописец Коротков. Лепку сделал Т. Дылев, бронзовое паникадило – Нерике. Так как прежняя Воздвиженская церковь была холодной, то 20 июня 1764 позади нее была заложена в стиле барокко теплая Тихвинская, освященная 14 декабря 1768 и украшенная небольшим куполом. На свои средства купец Иван Ильич Меньшой позже устроил в ней дополнительный придел свт. Иоанна Златоуста – он освящен 18 февраля 1800. Вышеупомянутый Морган, начиная с 1842, расширил это здание, создав освященные 24 июня 1844 приделы свт. Николая и благ. кн. Александра Невского. Образа в них написал В. А. Фаддеев. Стройная ампирная колокольня ансамбля, выходящая на проспект, строилась целых семь лет (1805–1812) по проекту А. И. Постникова. В нишах стояли статуи апп. Петра и Павла, Веры и Надежды. Дорическая колоннада соединяет колокольню с угловыми часовнями. На ее нижнем ярусе 8 февраля 1873 митрополит Исидор освятил устроенную за несколько месяцев небольшую церковь равноапп. Кирилла и Мефодия, деньги для которой дал староста купец Иван Ильич Шигалев. Через два года И. И. Демин „возобновил и добавил“ колокольню. В 1878–1880 Тихвинская церковь и ограда с часовнями были капитально отремонтированы. Слева от Воздвиженской церкви в 1902 было сооружено особое деревянное здание на 2000 человек, где служили по праздникам и в Пасху. Кроме часовен в ограде, у храма были еще две: первая – в ампирном стиле на Лиговке, около Расстанной улицы, выстроенная по проекту В. Ф. Пруссака купцом Н. Алексеевым в 1893–1894 в память спасения Цесаревича в Отсу, перед которой в Егорьев день кропили святой водой ямщицких лошадей, и вторая – в 2 верстах, около железной дороги, куда 25 июня шел крестный ход. Ее возвели в 1895–1896 крестьяне Ямской слободы, чтобы отметить спасение Александра III в Борках. Другой крестный ход с водосвятием направлялся в первый Спас на Лиговку, а после ее засыпки – к Обводному каналу. Ежегодно на семик (четверг перед Троицей) у церквей происходило традиционное полуязыческое гулянье местных жителей, на котором, по преданию, любила бывать Екатерина II. „В Семик вся Ямская представляла разгульный праздник: почти в каждом из домов, – писал очевидец, – сооружались беседка из березок, где ставились разные угощения, непременно яичница с драченой. Молодые девушки толпами ходили по улицам с песнями и носили разукрашенную листами и лоскутами разных цветов березку; на головах девиц были венки из цветов березок“. Старинными обрядами сопровождались также праздники Троицы и Иванова дня. В трех церквах, кроме нескольких старинных икон (Воздвижения, Тихвинской, Смоленской Божией Матери и свт. Николая), было также четыре креста с мощами и частицами Животворящего Древа Господня, серебряная дарохранительница XVIII века и образ „Свв. Константин и Елена“ акад. Т. А. Неффа, подаренный в 1851 вел. кн. Еленой Павловной. В 1880 фирма С. Ф. Верховцева сделала под плащаницу серебряную гробницу. С 1875 в приходе действовало благотворительное общество с богадельней, двумя сиротскими приютами и воскресной школой, с 1909 – детский кружок. В 1843–1854 настоятелем в церкви служил о. Иоанн Константинович Яхонтов, духовный писатель и проповедник, издатель журнала „Духовная беседа“, а с 1883 – прот. Василий Григорьевич Гуляев, видный пастырь и законоучитель, занимавший это место более 30 лет, до самой революции. Тихвинская церковь была закрыта в феврале 1932 и отдана под школу; Крестовоздвиженская – 15 июля 1938 и в следующем году перестроена внутри под фильмохранилище. В 1991 храмы возвращены верующим из казачьей общины, летом того же года в церкви свв. Кирилла и Мефодия возобновилось богослужение, а 7 января 1992 первая литургия прошла в Крестовоздвиженской церкви, которая в 2000 получила статус Казачьего собора. 6 июля 1993 службы начались и в Тихвинском храме. 19 мая 2002 перед храмом поставлен бронзовый бюст царя-мученика Николая II работы С. Алипова. Здания охраняются государством как памятники архитектуры. Архивные источники РГИА. Ф. 796. Оп. 153. Д. 1653; Ф. 797. Оп. 11. Д. 29205. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 4216; Оп. 2. Д. 3416; Оп. 32. Д. 65; Оп. 34. Д. 28; Ф. 38. Оп. 1. Д. 45. Литературные источники Томилин А. С. Исторические труды. СПб., 1854. С. 20–32. ОИАХ. 1874–1875. С. 56. ИСС. 1878. Т. 6. С. 13; 1883. Т. 7. С. 143–163. Петров. С. 212–213. ЛМХ. Вып. 4. С. 125–130. ПАЛ. С. 454–455. Черепенина, Шкаровский. 1999. С. 30–32. Периодика ВД. 1864. № 86. С. 163; 1870. № 24. С. 374. ЦЛДБ. 1873. № 1. С. 11–13. НС. 1894. № 46. С. 235. ВКГ. 1932. № 28. СПбЕВ. 1993. Вып. 10. С. 5; 1994. Вып. 12. С. 64. Авторы
Кобак Александр Валерьевич
Антонов Виктор Васильевич Персоны
Александр III, император
Алипов Сергей Юрьевич Верховцев Сергей Федорович Гуляев Василий Григорьевич Демин Игнатий Игнатьевич Диммерт Егор Иванович Дылев Тимофей Екатерина II, императрица Елена Павловна, вел. кн. Исидор (Иаков Сергеевич Никольский), митрополит Коротков Морган Василий Егорович Нерике Мартин Нефф Тимофей Андреевич Никанор (Клеменьтевский), митрополит Петр I, император Постников Александр Иванович Пруссак Владимир Федорович Фаддеев Владимир Александрович Феодосий (Янковский), архиепископ Шумахер Иван Яковлевич Яхонтов Иоанн Константинович Адреса
Лиговский пр./Санкт-Петербург, д. 128
Обводного кан. наб./Санкт-Петербург, д. 55 Предметный указатель
Церкви прор. ИЛИИ и вмц. ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ при Охтинском пороховом заводе
Ювелирная мастерская С. Ф. Верховцева Кирасирский л.-гв. Ее вел. полк Крестовоздвиженская церковь Николаю II, памятник (2002 г. скульптор С. Ю. Алипов) |
|