Энциклопедический словарь
Памятники Петербурга
Мемориальные доски
Скульптура на рубеже XXI века
Декабристы в Петербурге
Храмы Петербурга
Новый Художественный Петербург
Благотворительность
Город и вода
Хронограф
Литература о Петербурге
Царское Село
Все справочники
Статьи
/
Церковь БОЖИЕЙ МАТЕРИ ВЛАДИМИРСКОЙ
Церковь БОЖИЕЙ МАТЕРИ ВЛАДИМИРСКОЙВ 1756 было дано разрешение на возведение на „торговой площади“ большого каменного храма. Подготовка началась через три года и 26 августа 1761 состоялась закладка. Выдержанный в переходных от барокко к классицизму формах двухэтажный храм строился в несколько этапов, вероятно, по проекту П. А. Трезини. В теплом нижнем храме архиепископ Коломенский Гавриил освятил 8 ноября 1768 главный придел прп. Иоанна Дамаскина, после чего настала очередь двух боковых – сщмч. Харлампия (22 февраля 1769) и прор. Илии (20 июля 1769); освящение же верхней церкви задержалось до 9 апреля 1788. В нее в 1809 из Аничкова дворца (см. церковь благ. вел. кн. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО при Аничковом дворце) был перенесен замечательный барочный иконостас, сделанный, очевидно, по эскизу Б. Растрелли. Когда шла отделка верхней церкви, Д. Кваренги завершил по своему проекту возведение отдельно стоящей колокольни (ее в 1848 надстроил Ф. И. Руска). На этом история строительства не закончилась. С западной стороны в 1830–1831 А. И. Мельников возвел притвор с лестницей, а в 1850–1853 Ф. И. Руска – угловые часовни и ограду. При переделке верхней церкви в теплую, в ней в 1868 был устроен придел Божией Матери „Всех скорбящих радости“, а в 1872, в южной части, – придел свв. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Чтобы облегчить доступ в эти приделы, А. Л. Гольм пристроил в 1883 лестницы, оформленные снаружи в стиле всего здания. Большая реставрация была произведена в 1887–1888, ибо в храме проходила часть торжеств по случаю 900-летия крещения Руси. Видимо, в это время в нижней церкви появился иконостас „в старинном греческом вкусе“. В 1890 на колокольню подняли колокол весом в 665 пудов, отлитый на охтинском заводе Орлова. В 1892 по проекту Г. И. Карпова была возведена еще одна угловая часовня. Главной святыней церкви была привезенная из Москвы икона Владимирской Божией Матери в списке середины XVIII века, украшенная замечательной золоченой ризой с драгоценными камнями. В серебряном ампирном ковчеге хранились 150 частиц мощей святых угодников. Выдающийся столичный ювелир А. Помо сделал в 1809–1810 из четырех пудов серебра прекрасную дарохранительницу с изображением сада Иосифа Аримафейского. Чеканные пудовые оклады из серебра украшали два Евангелия елизаветинской эпохи. В XVIII веке дочь фельдмаршала кн. П. Б. Шереметева подарила шитые жемчугом воздухи. Из Дрездена, по преданию, поступили в 1814 три картины школы Рубенса: „Святое семейство“, „Тайная вечеря“ и „Снятие с креста“. Из Аничкова дворца попала в храм икона св. Алексия Человека Божия, принадлежавшая ранее гр. А. Г. Орлову. В Ильин день с крестным ходом – одним из самых торжественных в столице – из Казанского собора приносили чудотворную икону Казанской Божией Матери, и перед ней служился молебен. С 1863 при церкви существовало благотворительное общество, содержавшее детский приют и женскую богадельню, действовало „Общество любителей Слова Божиего“. В последние годы жизни прихожанином церкви был живший рядом Ф. М. Достоевский, памятник которому поставлен неподалеку. В 1828 в церкви отпевали няню Пушкина – Арину Родионовну, жившую на углу Кузнечного переулка и Николаевской улицы. Долго (1860–1898) в храме служил священником, а затем настоятелем прот. Николай Михайлович Вирославский, его историк. Последним настоятелем перед 1917 был прот. Александр Алексеевич Владимирский. Церковь закрыта 22 июня 1932; часть имущества вывезена в Знаменскую церковь (см. церковь ВХОДА ГОСПОДНЯ В ИЕРУСАЛИМ, Знаменскую); в здание переведено антирелигиозное отделение Публичной библиотеки. Охраняемое государством как памятник архитектуры здание долгое время было занято фабрикой „Ленмашучет“. В народе ходили рассказы, что внутри временами являлся призрак старого священника, своим видом укорявший осквернителей церкви. В августе 1989 церковь возвращена верующим и уже 7 апреля 1990 освящена митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием. Верхний храм полностью отреставрирован, в 2000 начата реставрация нижнего. В том же году старинная церковь стала собором. Архивные источники РГИА. Ф. 218. Оп. 3. Д. 1255; Ф. 797. Оп. 3. Д. 12075. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 4206. Ф. 513. Оп. 102. Д. 4696. Литературные источники Вирославский Н. М. Описание церкви во имя Божией Матери Владимирской иконы… СПб., 1876. ИСС. 1876. Т. 5. С. 351–372; 1878. Т. 6. С. 11–13. ЛМХ. Вып. 3. С. 120–124. ПАЛ. C.298–299. Черепенина, Шкаровский. 1999. С. 21–24. Периодика ВПГ. 1888. № 142. ВИ. 1890. № 1112. С. 341. ПЛ. 1892. № 203. СПбВ. 2000. № 141. ЦВ. 2000. № 5. С. 15–16. Авторы
Кобак Александр Валерьевич
Антонов Виктор Васильевич Персоны
Алексий (Алексей Михайлович Ридигер), патриарх
Вирославский Николай Михайлович Владимирский Александр Алексеевич Гавриил (Кременецкий), архиепископ Гольм Александр Львович Достоевский Федор Михайлович Карпов Григорий Иванович Кваренги (Гваренги) Джакомо Мельников Авраам Иванович Орлов Алексей Григорьевич, граф Помо А. Растрелли Франческо де Руска (Руско) Франц Иванович Трезини Пьетро Антонио Феодосий (Янковский), архиепископ Шереметев Петр Борисович, граф Яковлева Арина Родионовна Адреса
Владимирский пр./Санкт-Петербург, д. 20
Предметный указатель
Собор прп. СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО всей артиллерии
Церковь благ. вел. кн. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО при Аничковом дворце Церковь ВХОДА ГОСПОДНЯ В ИЕРУСАЛИМ Аничков дворец Охтинский литейный завод Орлова Казанский собор Собор БОЖИЕЙ МАТЕРИ КАЗАНСКОЙ Общество любителей Слова Божиего Российская национальная библиотека "Ленмашучет", фабрика механизированного счета Владимирская церковь |
|