Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Статьи / Церковь ПОСЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ на Выборгском католическом кладбище

Церковь ПОСЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ на Выборгском католическом кладбище


Рубрикатор / Святыни Петербурга/Инославные храмы/Римско-католические церкви

Хотя католический приход в Петербурге официально существовал с 1724, своего кладбища у местных католиков до середины XIX века не было, и они пользовались протестантскими: Сампсониевским, Смоленским и Волковским, где католических часовен или храмов не было. В 1830 х попытку устроить кладбище для католиков предпринял приор о. Доминик Лукашевич, но успеха она не имела.
В 1848 отставной подполковник Леонтий Баранович начал долголетнюю переписку с властями о разрешении открыть кладбище и построить на нем „по обету храм во имя Спасителя Иисуса Христа“. В конце 1850 он обратился со своей просьбой к герцогу Максимилиану Лейхтенбергскому, католику, но лишь его вдове – вел. кн. Марии Николаевне – удалось исходатайствовать 26 января 1856 у Императора Александра II дозволение выделить под кладбище девять десятин казенной земли на Куликовом поле Выборгской стороны.
Н. Л. Бенуа еще весной 1853 разработал проект кладбищенской часовни, выдержанный в романском стиле, двух домов при ней и ограды вокруг кладбища. Закладка часовни состоялась 2 июля 1856, строительством руководил автор проекта. Ровно через три года митрополит Вацлав Жилинский освятил эту часовню во имя Успения Пресвятой Девы Марии. На ее постройку пошло около 150 тыс. руб. Первым настоятелем был назначен о. Доминик Лукашевич, возглавлявший комитет по устройству Мариинского кладбища.
После того как часовню решено было превратить в храм, тот же Бенуа пристроил к ней в 1878 высокую башню-колокольню с часами и построил кладбищенские ворота.
Роспись интерьера исполнил А. И. Шарлемань. Новый костел с шестью алтарями, который служил только для отпеваний, был освящен в 1879 во имя Посещения Пресвятой Девы Марии, чтобы его не путали с Успенским митрополитским собором.
В 1885 в доме при кладбище открыли приют для 33 бедных и больных женщин, который опекала генеральша К. Войницкая, жена военного инженера.
2 июля – престольный праздник – отмечался архиерейским богослужением и народным гуляньем. В 1902 костел стал приходским.
В склепах храма были погребены местные католические архиереи: архиепископ Игнатий Головинский, митрополиты Фиалковский, Гинтовт, Дмоховский и Клопотовский. На кладбище покоились около 40 000 католиков, среди которых были многие известные в Петербурге люди: гр. Потоцкие, художники Ф. А. Бруни, Л. О. Премацци, представители семьи Шарлеманей, психиатр И. П. Мержеевский, певица А. Бозио, генерал К. К. Данзас и др. Здесь же находилась усыпальница известной в русской культуре семьи Бенуа.
В 1912 захоронения были прекращены и переведены на Успенское кладбище. С этого года в костеле служил ксендз Петр Янукович, в 1937 расстрелянный большевиками.
В 1929 решено было проложить через кладбище новую улицу, а в следующем году рядом с ним началось строительство чугунолитейного завода. Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 7 сентября 1938 храм был закрыт. Когда через год кладбище стали уничтожать, часть захоронений наиболее известных людей перенесли в музейные некрополи лавры и на Успенское кладбище.
Долгие годы в перестроенном здании костела размещалась промышленная лаборатория. В апреле 2002 оно возвращено католикам.

Архивные источники
РГИА. Ф. 218. Оп. 4. Д. 745; Ф. 826. Оп. 1. Д. 732; Оп. 3. Д. 50. Л. 25.
ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д. 2489; Ф. 1822. Оп. 4; Ф. 1921. Оп. 1.
Литературные источники
ОИАХ. 1877–1878. С. 67.
Бeнya A. H. Мои воспоминания. Т. 1. М., 1980. С. 324–325.
Бартенева М. И. Николай Бенуа. Л., 1985. С. 137–138.
ИК. С. 560–562.
Черепенина, Шкаровский, Шикер. С. 85–88.
Периодика
ВКГ. 1929. № 232.
Издания на иностранных языках
Charitas. Ksiкega zbiorova. Petersburg. 1894. Str. 138–139.

Авторы
Кобак Александр Валерьевич
Антонов Виктор Васильевич

Персоны
Бенуа Николай Леонтьевич
Бруни Федор (Фиделис) Антонович
Гинтовт
Головинский Игнатий, католический архиепископ
Дмоховский
Жилинский Вацлав
Клопотовский Болеслав
Лукашевич Доминик
Премацци Людвиг Осипович
Фиалковский Антоний
Шарлемань Адольф Иосифович
Янукович Петр

Адреса
Минеральная ул./Санкт-Петербург, д. 23

Предметный указатель
Успенское кладбище


Бенуа Н.Л.(1813-1898), арх.

БЕНУА (Benois) Николай Леонтьевич (1813, СПб. - 1898, там же), архитектор и художник-прикладник, действит. статский советник (1873). Из семьи выходца из Франции. Отец Альб. Н. Бенуа, Л. Н. Бенуа, А. Н. Бенуа. Окончил АХ (1836). Акад. (1847), проф
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Инославные конфессии

ИНОСЛАВНЫЕ КОНФЕССИИ, христианские неправославные церкви. С нач. 18 в. СПб. был центром И. к. в России. Наиболее многочисленной инославной общиной была община Римско-католич. церкви. Первый католич. храм появился в СПб. в 1706
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Каплица БОЖИЕЙ МАТЕРИ ОСТРОБРАМСКОЙ

При сооружении женской тюрьмы в главном корпусе, где имелась православная церковь (см. церковь ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ при женской тюрьме), было устроено также помещение для католической каплицы. Она была освящена 6 января 1913 о
Источник: Святыни Петербурга

Католическая церковь св. АЛЕКСЕЯ при Охтинских пороховых заводах

В начале XX века на Охтинских пороховых заводах работало и в их окрестностях проживало около 500 католиков, выходцев из западных областей. Они в декабре 1909 подали ходатайство о разрешении создать каплицу во имя св
Источник: Святыни Петербурга

Католическая церковь св. СЕРДЦА ИИСУСОВА на Успенском кладбище

В начале века Выборгское католическое кладбище стало тесным, а в 1912 оно было закрыто для новых захоронений. Поэтому еще в 1908 католики просили выделить им для погребений участок на загородном Успенском (ныне Северном) кладбище (см
Источник: Святыни Петербурга

Католическая церковь св. ФРАНЦИСКА АССИЗСКОГО

Лесное и Удельная – северо-западные окраины столицы – с начала XX века быстро заселялись католиками из Польши и Литвы. Для них в мае 1911, по проекту гражд. инж. А. А
Источник: Святыни Петербурга

Кладбищенские церкви

КЛАДБИЩЕНСКИЕ ЦЕРКВИ, строились на общегор. кладбищах с сер. 18 в. В 1759-60 возведена дерев. ц. Смоленской Божией Матери на Смоленском правосл. кладб. (см. Смоленские кладбища), в 1756-59 - дерев. ц. Спаса Нерукотворного на Волковском правосл
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО

Приходское общество при храме св. Екатерины Александрийской (Невский пр., 32-34, сооружен в 1783). Было зарегистрировано 10 января 1884 в Министерстве внутренних дел после двухлетнего рассмотрения (власти с осторожностью относились к обществам при
Источник: Благотворительность в России

ЮРЕВИЧ Болеслав Казимирович (1887, с. Горбачево-Обытоки Полоцкого у. Витебской губ. – 3.11.1937, Сандармох, Карелия)

ЮРЕВИЧ Болеслав Казимирович (1887, с. Горбачево-Обытоки Полоцкого у. Витебской губ. – 3.11.1937, Сандармох, Карелия), римско-католический священник. Окончил нелегальную Духовную семинарию (1923)
Источник: Политические репрессии