Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Статьи / Старообрядческая церковь ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА федосеевской общины новоженов

Старообрядческая церковь ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА федосеевской общины новоженов


Рубрикатор / Святыни Петербурга/Старообрядческие храмы и молельни/Беспоповцы

Старообрядцы жили в столице с момента ее основания и, процветая в царствование Екатерины II и Александра I, в конце царствования Николая I подверглись притеснениям. В 1883 они были уравнены в гражданских правах с православными, им разрешено было возводить молитвенные здания, однако, без куполов и крестов. В 1905 все ограничения со старообрядцев были сняты.
Перед революцией в Петербурге насчитывалось около 10 000 старообрядцев - поповцев (беглопоповцы и Белокриницкое согласие) и беспоповцев (поморцы, федосеевцы, филипповцы). Большевики вначале к ним благоволили, но затем тоже подвергли гонениям, отчего число старообрядцев в городе сократилось во много раз.

Старообрядцы-федосеевцы были самой многочисленной в столице и богатой беспоповской общиной, насчитывавшей на рубеже XIX–XX веков около 6000 человек. Название община получила от имени дьячка Феодосия (кн. Урусова), знатока древней философии, который в царствование Анны Иоанновны отделился от поморцев, отказавшись поминать за богослужением Императрицу.
От федосеевцев затем откололись признававшие брак новожены, которые за венчанием обращались в православные или единоверческие церкви. Их число в Петербурге колебалось от 800 до 900 человек. Моленная новоженов долго находилась на Воронежской улице, в доме Самодурова. После того как купец Ф. С. Степанов купил в начале этой улицы отдельный участок для общины, арх. В. А. Липский составил утвержденный в 1909 проект двухэтажного храма, выходившего в соседний переулок.
В следующем году храм был окончен и, очевидно, освящен. Здание было выдержано в псевдороманском стиле и оформлено большими арочными окнами. Апсиду украшала небольшая главка. Молитвенный зал занимал второй этаж, в нем стоял иконостас со старинными образами. Нереализованным оказался другой проект Липского – застройка всего участка с устройством молельни внутри пятиэтажного дома в стиле модерн.
После смерти Степанова молитвенный дом остался без средств, но вскоре на помощь пришла возникшая в августе 1916 белокриницкая община. Время закрытия и сноса храма не установлено. Сейчас на этом месте высится средняя школа.

Архивные источники
ЦГИА СПб. Ф. 569. Оп. 13. Д. 1504.
Литературные источники
Животов. С. 72–77.
Периодика
ПЛ. 1913. № 20; 1916. № 267.
Вечерний Петербург. 1995. № 11.

Авторы
Кобак Александр Валерьевич
Антонов Виктор Васильевич

Персоны
Липский Владимир Александрович

Адреса
Константина Заслонова ул./Санкт-Петербург, д. 6