Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Статьи / Церкви СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ, БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ и прор. ИЛИИ на Волковском единоверческом кладбище

Церкви СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ, БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ и прор. ИЛИИ на Волковском единоверческом кладбище


Рубрикатор / Святыни Петербурга/Единоверческие церкви

После того как Павел I разрешил старообрядцам иметь церкви, беспоповцы-федосеевцы в 1799 на своем кладбище на правом берегу Волковки выстроили деревянную часовню, которую единоверцы, ее новые хозяева, вскоре расширили, пристроив алтарь и колокольню.
27 января 1801 эта небольшая постройка, где в основном служили панихиды, была освящена как Сретенская церковь. Она мало изменилась в последующие годы (хотя в 1804 и 1813 ее пытались заменить на каменную) и считалась домовой при местной богадельне. В трехъярусном иконостасе особенно выделялись старинные иконы: местный образ св. Седьмицы, св. Отечества и прп. Авраамия Галичского 1694 года.
Богаче и величественнее выглядела другая – Благовещенская церковь, первый проект которой сочинил в 1809 известный Тома де Томон. Однако этот проект показался чересчур дорогим и осуществлен был более скромный, составленный В. И. Беретти, по которому 29 июля 1813 церковь была заложена. 5 мая 1818 состоялось ее освящение, но в первоначальном виде здание простояло недолго. В 1835–1836 его перестроил А. И. Мельников.
Украшенный большим куполом и легкой двухъярусной колокольней храм хранил много икон XVII–XVIII веков (среди них особым почитанием пользовалась Казанская Божия Матерь, носимая по домам), старинных антиминсов и более новых художественных произведений: сработанный в 1862 серебряный престол и серебряную плащаницу с бронзовой сенью, исполненную в 1872 в мастерской известного ювелира С. Ф. Верховцева. Роспись интерьера принадлежала кисти М. С. Пешехонова.
На средства купца М. А. Леонтьева под колокольней был устроен освященный 3 июня 1843 Ильинский придел, где находилась икона „Достойно есть“ XVI века, а на деньги старосты П. В. Васильева, по проекту П. И. Буланова, – придел Поклонения честным веригам ап. Петра, освящение которого состоялось 15 июля 1890.
Приход содержал на кладбище мужскую и женскую богадельни им. П. Ф. Филиппова, которые занимали возведенный арх. И. П. Володихиным в 1900–1903 трехэтажный дом. Здесь 25 февраля 1901, в центре второго этажа, была освящена небольшая домовая церковь прор. Илии, которой купец Копейкин подарил два ценных паникадила. Вероятно, в нее перенесли убранство Ильинского придела.
Единоверческие учреждения соседствовали с православной (см. церковь УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ при Волковской Александровской богадельне) и старообрядческой (см. моленную Волковской федосеевской общины) богадельнями. Сильно пострадав при конфискации церковных ценностей, единоверческие церкви были в период гонений закрыты (Ильинская в 1931, другие – в 1930) и разобраны. На их месте находятся промышленные предприятия.

Архивные источники
РГИА. Ф. 797. Оп. 1. Д. 2611.
ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 14. Д. 181; Оп. 23. Д. 81; Ф. 513. Оп. 102.. Д. 301.
Литературные источники
ИСС. 1883. Т. 7. С. 401–402.
Петербургская Волковская Сретенская единоверческая церковь. СПб., 1888.
ЛМХ. Вып. 4. С. 169.
Простосердов А. И. Волковское единоверческое кладбище. Пг., 1916.
Тубли М. А. Архитектор Мельников. Л., 1980. С. 120–121.
Шуйский В. К. Тома де Томон. Л., 1981. С. 120–121.

Авторы
Кобак Александр Валерьевич
Антонов Виктор Васильевич

Персоны
Беретти Викентий Иванович
Буланов Петр Иудович
Верховцев Сергей Федорович
Володихин Иван Петрович
Мельников Авраам Иванович
Пешехонов Макар С.
Тома де Томон Жан-Франсуа

Адреса
Волковки р. наб./Санкт-Петербург, д. 7

Предметный указатель
Церковь УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ при Волковской Александровской богадельне
Моленная Волковской федосеевской общины
Старообрядцы
Единоверцы
Ювелирная мастерская С. Ф. Верховцева
ВОЛКОВСКАЯ АЛЕКСАНДРОВСКАЯ БОГАДЕЛЬНЯ (ВОЛКОВО-ГОРОДСКАЯ БОГАДЕЛЬНЯ)


Единоверцы

ЕДИНОВЕРЦЫ, верующие-православные, сохранившие "старые" (дониконовские) обряды, но подчиненные иерархии Рус. правосл. церкви. Основателем единоверия стал в кон. 18 в. монах-старообрядец Никодим. Название дано моск
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Кладбищенские церкви

КЛАДБИЩЕНСКИЕ ЦЕРКВИ, строились на общегор. кладбищах с сер. 18 в. В 1759-60 возведена дерев. ц. Смоленской Божией Матери на Смоленском правосл. кладб. (см. Смоленские кладбища), в 1756-59 - дерев. ц. Спаса Нерукотворного на Волковском правосл
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Моленная Волковской федосеевской общины

Старообрядцы жили в столице с момента ее основания и, процветая в царствование Екатерины II и Александра I, в конце царствования Николая I подверглись притеснениям
Источник: Святыни Петербурга

Старообрядческие церкви УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ и ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ на Громовском кладбище

Старообрядцы жили в столице с момента ее основания и, процветая в царствование Екатерины II и Александра I, в конце царствования Николая I подверглись притеснениям
Источник: Святыни Петербурга

Церковь УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ на Волковском кладбище

В 1901 пот. поч. гражд. Татьяна Васильевна Колобова, вдова табачного фабриканта, пожертвовала 83,5 тыс. руб. на постройку трехпридельного храма с хорами. Его решили поставить справа от входа, перед Спасской и Всесвятской церквями
Источник: Святыни Петербурга