Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Статьи / Церковь ДВУНАДЕСЯТИ АПОСТОЛОВ при Министерстве почт и телеграфов

Церковь ДВУНАДЕСЯТИ АПОСТОЛОВ при Министерстве почт и телеграфов


Рубрикатор / Святыни Петербурга/Церкви в государственных учреждениях

После того как в центре города был построен почтамт, директор почт граф А. А. Безбородко разрешил устроить в своем близлежащем особняке – творении Д. Кваренги – церковь для почтовых служащих, которая была освящена 26 февраля 1795 и разместилась на верхнем этаже дворового флигеля. Здесь церковь пробыла три года, а затем была перенесена в дом, стоявший на другой стороне Почтамтской улицы, заняв в нем выходивший во двор третий этаж. В 1813 образа для этой церкви написал А. И. Иванов.
После покупки в казну дворца Безбородко храм вернулся в него, но уже в бывший танцевальный зал с хорами, который арх. В. А. Глинка, не меняя отделки, приспособил для богослужений. Этот зал, вмещающий 2000 человек, является одним из лучших интерьеров русского классицизма. Он оформлен коринфскими колоннами искусственного мрамора с золочеными капителями, потолок богато расписан.
Освящение храма произошло 15 февраля 1830. Через пятнадцать лет при очередном ремонте иконостас в нем заменили на более подходящий – ампирный в два яруса. Образа для него написали видные живописцы: акад. П. М. Шамшин, В. К. Сазонов, П. Т. Борисполец. После ремонта 30 ноября 1845 последовало новое освящение.
К 100-летнему юбилею храму была поднесена икона Христа Спасителя, написанная на фарфоре В. А. Лорис-Меликовой. На стенах висели также картины, некогда находившиеся в знаменитой коллекции Безбородко, в том числе „Христос в Эммаусе“ и „Страсти Христовы“, приписываемые Рубенсу.
В 1911 в церкви был проведен последний реставрационный ремонт.
Треть века (1856–1888) в храме настоятельствовал прот. Иоанн Симеонович Цветков, в 1905–1910 – прот. Михаил Иоаннович Горчаков, известный канонист, профессор церковного права в университете. При нем и его преемнике – прот. Аркадии Андреевиче Виноградове храм сделался популярным у высшего света.
В 1880 регент А. А. Архангельский создал при храме, отличавшемся прекрасной акустикой, хор, который со временем стал одним из самых известных в столице и пел попеременно в нескольких домовых церквах, а также выступал в концертах.
В январе 1922 власти храм закрыли, отклонив ходатайство коллектива почтового ведомства оставить его в качестве приходского. При конфискации в том же году церковных ценностей большевики изъяли из церкви 17 пудов серебра. Через два года иконостас был вывезен в Музей отжившего культа.
Поскольку здание, занятое Центральным музеем связи им. А. С. Попова, находилось под охраной государства как памятник архитектуры, пострадавший в последнюю войну церковный зал был в 1947–1951 тщательно отреставрирован и отведен под музейную экспозицию. В 2001 началась новая полная реставрация всего здания.

Архивные источники
ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 16832
Литературные источники
ИСС. 1878. Т. 6. С. 349–350.
ЛМХ. Вып. 6. С. 15–16.
Самусьев Г. Е. С.-Петербургский почтамт и его строители. Пг., 1923. С. 23, 29–30.
ПАЛ. С. 246.
Черепенина, Шкаровский. 1999. С. 141
Периодика
ИПЕ. 1911. № 21. С. 8.

Авторы
Кобак Александр Валерьевич
Антонов Виктор Васильевич

Персоны
Борисполец Платон Тимофеевич
Виноградов Аркадий Андреевич
Глинка Василий Алексеевич
Горчаков Михаил Иванович
Иванов Андрей Иванович
Кваренги (Гваренги) Джакомо
Лорис-Меликова В. А.
Рубенс Питер Пауэл
Сазонов Василий Кондратьевич
Цветков Иоанн Симеонович
Шамшин Петр Михайлович

Адреса
Почтамтская ул./Санкт-Петербург, д. 7
Почтамтский пер./Санкт-Петербург, д. 4

Предметный указатель
Почтамт
Университет С.-Петерб. гос. (СПбГУ)
Музей отживающего культа
Музей связи