Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Статьи / Нотоиздательское дело

Нотоиздательское дело


Рубрикатор / Энциклопедический словарь/Литература. Книжное дело/Издательства

НОТОИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО. В 18 - 1-й пол. 19 в. печатные ноты были дороже переписанных от руки, первонач. их издавали по особым случаям, позднее - рассчитывая на огранич. круг любителей. Печатать ноты светской музыки в виде "подносных листов" или сборников пьес, посвященных имп. Анне Иоанновне, начала типография АН, в 1730 выпустившая кантату В. К. Тредиаковского. До 1770-х гг. типография АН сохраняла монополию на печатание нот способом ручной гравировки, издала неск. сборников сонат итал. придворных музыкантов, первые сборники песен: "Между делом безделье" сенатора Г. Н. Теплова (1751) и "Собр. простых рус. песен с нотами" В. Ф. Трутовского (4 вып., 1776-95). В 1789-91 таким же способом печатала ноты типография Горного уч-ща, в 1790 вышло "Собр. нар. рус. песен с их голосами на музыку положил Иван Прач", в 1791 - шедевр. рус. нотно-полиграф. иск-ва: вокально-инстр. партитура музыки к пьесе имп. Екатерины II "Начальное управление Олега". В 1783 издан указ о вольных типографиях, а в 1785 открылось изд-во Б. Т. Брейткопфа. Его типография (угол Б. Мещанской ул. и Вознесенского просп.) способом нотного набора печатала клавиры балетов из репертуара придворной балетной труппы, романсы петерб. авторов, в т. ч. Д. С. Бортнянского, княгини Н. И. Куракиной, в 1795-98 издавала по подписке "Муз. журнал итал. театра в СПб." (назв. на итал. яз.). В 1793-1809 заметную роль сыграло изд-во И. Д. Герстенберга, с 1796 - Герстенберга и А. Ф. Дитмара "в Готе и СПб."; оно печатало венских и петерб. комп.: Й. Гайдна, В. А. Моцарта, К. Диттерсдорфа, И. Плейеля, О. А. Козловского, И. Е. Хандошкина, А. Ф. Тица, издавало сборники нар. песен, нотные и муз. журналы. С нач. 19 в. кол-во нотоиздателей увеличилось. Открывались пр-тия Ж. Дальмаса (1800), И. К. Пеца (1810), К. Лиснера, К. Ф. Рихтера (1825), наиб. крупное в этот период - изд-во М. И. Бернарда (1829-85), пианиста, комп., ученика Дж. Филда. Укрупнение муз. изд-в в 19 в. обусловлено тем, что они наследовали или покупали дело своих предшественников, получая гравиров. доски, с к-рых разными способами можно было продолжать печатать ноты в течение длит. времени. Бернард приобрел фирму Дальмаса и в 1840-50 стал ведущим нототорговцем России, его издания продавались и в Европе. Он первым опубликовал мн. романсы М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. А. Алябьева, А. Л. Гурилева, П. П. Булахова, с 1842 издавал нотный журнал "Нувеллист". В 1830 открылось изд-во Ф. Т. Стелловского, а вслед за ним на рынок вышли нотоиздатели Л. К. Снегирев, П. И. Гурскалин, В. Д. Деноткин, пр-тия к-рых Стелловский позднее скупил. В его изд-ве был сосредоточен выпуск нот рус. комп.: Глинки. Даргомыжского, А. Н. Верстовского, А. Н. Серова. В 1885 фирма Бернарда перешла к моск. изд-ву П. И. Юргенсона, а фирма Стелловского - к моск. изд-ву А. К. Гутхейля. В 1869 в СПб. открыто крупное муз. изд-во "В. В. Бессель и К°", специализировавшееся на издании оперных партитур с голосами. Бессели выпустили мн. опер А. Г. Рубинштейна, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, издавали журналы "Муз. листок" (1872-77) и "Муз. обозрение" (1885-88). В 1875-1915 успешно работало изд-во Ю. Г. Циммермана, в 1885-1917 - "М. П. Беляев в Лейпциге". Во 2-й пол. 19 в. изобретен получивший повсеместное распространение способ перевода старых досок на цинковые пластины, позволявший печатать ноты на скоростных станках. В нач. 20 в. лидером Н. д. стала Москва. Декретом 1918 Н. д. национализировано. В 1921 все нотопечатни и нотоиздательства объединены в Муз. сектор Госиздата. В 1930 Муз. сектор реорганизован в самостоят. изд-во Музгиз с отделением в Л. Помимо него, в Л. активно действовало кооп. изд-во "Тритон" (1925-35), печатавшее легкую музыку. В 1957 осн. изд-во "Сов. композитор" (с отделением в Л.), предназначенное для популяризации совр. музыки. В 1960-80 эти изд-ва печатали ноты с графич. листов; по качеству, красоте текста, номенклатуре они отставали от европейских и не полностью удовлетворяли спрос, покрывавшийся благодаря ввозу большого кол-ва дешевых нот из Польши. Венгрии и ГДР. В СПб. (2003) действуют муз. изд-ва "Композитор" (Б. Морская ул., 45) и "Музыка" (ул. Рылеева, 17). Ноты печатаются с помощью компьютерного набора. Продукция ориентирована гл. обр. на пед. нужды. В огранич. кол-ве печатается совр. музыка.

Лит.: Вольман Б. Л. Русские печатные ноты XVIII века. Л., 1957; Его же. Русские нотные издания ХIX - начала ХХ века. Л., 1970; Иванов Г. К. Нотоиздательское дело в России: Ист. справка. М., 1970.

А. Л. Порфирьева.

Авторы
Порфирьева Анна Леонидовна

Персоны
Алябьев Александр Александрович
Анна Ивановна, императрица
Беляев Митрофан Петрович
Бернард Матвей Иванович
Бессель Василий Васильевич
Бортнянский Дмитрий Степанович
Брейткопф Б.Т.
Булахов Петр Петрович
Верстовский Алексей Николаевич
Гайдн Франц Йозеф
Герстенберг Иоганн Даниэль
Глинка Михаил Иванович
Гурилев Александр Львович
Гутхейль А.К.
Дальмас Ж.
Даргомыжский Александр Сергеевич
Деноткин В.Д.
Дитмар А.Ф.
Диттерсдорф Карл
Екатерина II, императрица
Козловский Осип (Иосиф) Антонович
Лиснер К.
Моцарт Вольфганг Амадей
Мусоргский Модест Петрович
Пец И.
Плейель Игнац Йозеф
Римский-Корсаков Николай Андреевич
Рихтер К.Ф.
Рубинштейн Антон Григорьевич
Серов Александр Николаевич
Снегирев Л.К.
Стелловский Федор Тимофеевич
Теплов Григорий Николаевич
Тиц Антон Фердинанд
Тредиаковский Василий Кириллович
Трутовский Василий Федорович
Филд (Фильд) Джон
Хандошкин Иван Евстафьевич
Циммерман Юлий Генрихович
Чайковский Петр Ильич
Юргенсон Петр Иванович

Адреса
Б. Морская ул./Санкт-Петербург, д. 45
Вознесенский пр./Санкт-Петербург
Казанская ул./Санкт-Петербург
Рылеева ул./Санкт-Петербург, д. 17

Библиография
Вольман Б. Л. Русские печатные ноты XVIII века. Л., 1957
Иванов Г. К. Нотоиздательское дело в России: Ист. справка. М., 1970
Вольман Б. Л. Русские нотные издания ХIX - начала ХХ века. Л., 1970