Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Статьи / Комиссаржевской театр

Комиссаржевской театр


Рубрикатор / Энциклопедический словарь/Искусство/Музыка, театр/Театры, концертные организации

КОМИССАРЖЕВСКОЙ ТЕАТР ("Драматич. театр. Дирекция В. Ф. Комиссаржевской", "Драматич. театр В. Ф. Комиссаржевской"), частный театр. Осн. в 1904 В. Ф. Комиссаржевской. В 1904-06 работал в помещении "Пассажа" на Итальянской ул., 19 (мем. доска), в 1906-09 - на Офицерской (ныне Декабристов) ул., 39. Гл. партнерами Комисаржевской в "Пассаже" были близкие ей по сценич. специализации актеры-"неврастеники" К. В. Бравич и П. В. Самойлов. Основу репертуара составляли пьесы М. Горького и драматургов-"знаньевцев" (С. А. Найденова и Е. Н. Чирикова). Представления горьковских пьес "Дачники" (1904) и "Дети солнца" (1905) вызывали острые реакции зала. Пост. пьес Г. Ибсена, Г. Гауптмана, А. Стриндберга, А. П. Чехова не стали значит. худож. событиями. В лучшем случае Комиссаржевская солировала (напр., Нора в "Кукольном доме" и Гильда в "Строителе Сольнесе" Ибсена), исчерпывая худож. значение спектаклей индивидуальной игрой. Постановочная практика театра (реж. Н. А. Попов, И. А. Тихомиров, Н. Н. Арбатов, А. П. Петровский) была эпигонской по отношению к внеш. бытовой стороне спектаклей раннего МХТ. С переездом театра на Офицерскую ул. и приглашением в качестве гл. реж. В. Э. Мейерхольда худож. практика изменилась. Мейерхольд продолжил символистские стилизаторские искания, начатые им в 1905 в Театре-студии МХТ, усилил труппу своими соратниками по "Т-ву новой драмы", привлек чл. худож. объединения "Голубая роза" (Н. Н. Сапунова, С. Ю. Судейкина и др.), переориентировал театр на символистскую драматургию (гл. обр. М. Метерлинка), ужесточил требования к декорат. образности всех выразит. средств, выдвинул задачу синтеза единого худож. целого спектакля. Новаторская деятельность режиссера противоречила премьерству Комиссаржевской и психологич. природе ее игры, что и обусловило увольнение Мейерхольда хозяйкой театра (1907). Лучшие постановки этого периода либо вообще не включали Комиссаржевскую ("Балаганчик" по пьесе А. А. Блока, 1906; "Жизнь человека" Л. Н. Андреева, 1907), либо являлись режиссерской стилизацией ее экстатич. игры в декорат. раме спектакля (Беатриса - "Сестра Беатриса" Метерлинка, 1906). После увольнения Мейерхольда спектакли ставили молодые реж. Н. Н. Евреинов и Ф. Ф. Комиссаржевский, еще не способные выдвинуть зрелую худож. программу. Театр утратил свою актуальность и был закрыт хозяйкой в 1909.

Лит.: Рудницкий К. Л. Русское режиссерское искусство, 1898-1907. М., 1989; Громов П. П. Ранняя режиссура В. Э. Мейерхольда // Громов П. П. Написанное и ненаписанное. М., 1994. С. 13-117.

А. А. Кириллов.

Авторы
Кириллов Андрей Александрович

Персоны
Андреев Леонид Николаевич
Арбатов (наст. фам. Архипов) Николай Николаевич
Блок Александр Александрович
Бравич Казимир Викторович
Гауптман Герхарт
Горький Максим (Алексей Максимович Пешков)
Евреинов Николай Николаевич
Ибсен Генрик
Комиссаржевская Вера Федоровна
Комиссаржевский Федор Федорович
Мейерхольд Всеволод Эмильевич
Метерлинк Морис
Найденов (наст. фам. Алексеев) Сергей Александрович
Петровский Андрей Павлович
Попов Николай Александрович
Самойлов Павел Васильевич
Сапунов Николай Николаевич
Стриндберг Юхан Август
Судейкин Сергей Юрьевич
Тихомиров Иосафат Александрович
Чехов Антон Павлович
Чириков Евгений Николаевич

Адреса
Декабристов ул./Санкт-Петербург, д. 39
Итальянская ул./Санкт-Петербург, д. 19

Библиография
Рудницкий К. Л. Русское режиссерское искусство, 1898-1907. М., 1989
Громов П.П. Ранняя режиссура В.Э.Мейерхольда // Громов П.П. Написанное и ненаписанное. М., 1994, с. 13 - 117

Предметный указатель
"Пассаж", универмаг
Товарищество новой драмы
"Голубая роза", художественное объединение

Хронограф
1904 Основан театр В.Ф.Комиссаржевской



Андреев Л.Н. (1871-1919), писатель

АНДРЕЕВ Леонид Николаевич (1871-1919, д. Нейвола, близ Мустамяки, Финляндия; ныне пос. Горьковское Ленинградской обл.), писатель, драматург. В 1891 поступил на юрид. ф-т Петерб. ун-та (отчислен за неуплату), в 1893 перевелся на юрид. ф-т Моск
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Анисфельд Б.И. (1878-1973), художник

АНИСФЕЛЬД Борис Израилевич (1878-1973), живописец, театр. художник. Учился в Одесской рисовальной школе (1895-1900) и в АХ (1901-09) у И. Е. Репина и Д. Н. Кардовского (1901-09). Чл
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Гардин В.Р., (1877-1965), актер и режиссер

ГАРДИН Владимир Ростиславович (1877-1965), актер, режиссер, сценарист, нар. артист СССР (1947). С 1898 в театре. В 1904-05 актер Комиссаржевской театра в СПб. В 1907 организовал в Териоках (ныне Зеленогорск) Свободный театр, где ставил пьесы
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Добужинский М.В., (1875-1957), художник

ДОБУЖИНСКИЙ Мстислав Валерьянович (1875-1957), график, живописец, театр. художник. Учился в Рисовальной школе ОПХ (1884-85), школе А. Ашбе в Мюнхене (1899-1901) и на юрид. ф-те Петерб. ун-та (1895-99). Преподавал в худож. школе Е. Н
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Евреинов Н.Н., (1879-1953), режиссер

ЕВРЕИНОВ Николай Николаевич (1879-1953), драматург, режиссер, теоретик и историк театра. В СПб. жил в 1892-1925. Окончил Уч-ще правоведения (1901), учился по классу теории композиции у Н. А. Римского-Корсакова в Консерватории (с 1901)
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Итальянская ул.

ИТАЛЬЯНСКАЯ УЛИЦА (в 1871-1919 Б. Итальянская ул., в 1919-91 ул. Ракова), между кан. Грибоедова и р. Фонтанкой. Названа по Итал. дворцу, находившемуся в 18 в. в этом р-не, др. назв. получила в память участника рев. движения А. С. Ракова (1885-1919)
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Комиссаржевская В.Ф., (1864-1910), актриса

КОМИССАРЖЕВСКАЯ Вера Федоровна (1864, СПб. - 1910), актриса. Cестра Ф. Ф. Комиссаржевского. Училась в Москве у отца, оперного певца и педагога Ф. П. Комиссаржевского, в оперном классе при Об-ве иск-ва и лит-ры, участвовала в оперных и драм
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Комиссаржевский Ф.Ф. (1882-1954), актер, режиссер

КОМИССАРЖЕВСКИЙ Федор Федорович (1882-1954), режиссер, театр. педагог. Сын оперного певца и педагога Ф. П. Комиссаржевского, брат актрисы В. Ф. Комиссаржевской. В СПб. жил с раннего детства до 1910. Окончил архит. отделение АХ
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Корчагина-Александровская Е.П., (1874-1951), актриса

КОРЧАГИНА-АЛЕКСАНДРОВСКАЯ (урожд. Корчагина, по мужу Александровская, до 1895 по сцене Ольгина) Екатерина Павловна (1874-1951, Л.), актриса, нар. арт. СССР (1936). Дочь провинциальных актеров, с 9 лет выступала в театре, начав проф. сценич
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Мейерхольд В.Э., (1874-1940), режиссер

МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод Эмильевич (до крещения в православие в 1895 - Карл Казимир Теодор Мейергольд) (1874-1940), режиссер, актер, педагог, театр. деятель, нар. арт. Республики (1923). Окончил Драм. курсы Муз.-драм. уч-ща Моск. филармонич. об-ва (1898)
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Самойлов П.В., (1866-1931), актер

САМОЙЛОВ Павел Васильевич (1866, СПб. - 1931, там же), актер, засл. арт. РСФСР (1923). Сын В. В. Самойлова. Окончил петерб. Коммерч. уч-ще (1886). Сценич. деятельность начал в 1888 в провинции под фам. Споров (театр. псевд
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Санин А.А. (1869-1956), актер, режиссер

САНИН (наст. фам. Шенберг) Александр Акимович (1869-1956), актер и режиссер. Окончил ист.-филол. ф-т Моск. ун-та (1895). С 1888 актер и реж. Об-ва иск-ва и лит-ры, в 1898-02 - МХТ. В СПб. в 1902-11. Актер и реж
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Театр драматический

ТЕАТР ДРАМАТИЧЕСКИЙ. Первые попытки организации регулярного публ. театра в СПб. - спектакли театра сестры царя Петра I царевны Натальи Алексеевны (с 1714). В СПб. также гастролировали разл. заруб. труппы, как, напр., труппа И.-К. Эккенберга (с 1719)
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Театры-кабаре

ТЕАТРЫ-КАБАРЕ, широко распространились в СПб. с 1908, став значит. явлением жизни и иск-ва предрев. десятилетия. Создавались по образцу зап.-европ. Т.-к. с использованием нек-рых форм отеч. артистич. быта и досуга (напр., "капустников")
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга