Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Статьи / Фокин М.М., (1880-1942), балетмейстер

Фокин М.М., (1880-1942), балетмейстер


Рубрикатор / Энциклопедический словарь/Искусство/Музыка, театр/Персоналия

ФОКИН Михаил Михайлович (1880, СПб. - 1942), танцовщик, балетмейстер, педагог. С 1898, по окончании Петерб. театр. уч-ща по классу Н. Г. Легата, 1-й танцовщик, с 1910 балетм. Мариинского театра. Исполнял гл. партии в "Дон Кихоте" А. А. Горского, "Баядерке", "Раймонде", "Пахите" М. И. Петипа, а также в собств. пост. Создал балеты: "Умирающий лебедь" на музыку К. Сен-Санса (1907), "Египетские ночи" А. С. Аренского и "Шопениана" на музыку Ф. Шопена, (оба 1908), "Половецкие пляски" в опере А. П. Бородина "Князь Игорь" (1909), "Карнавал" на музыку Р. Шумана (1910), "Прелюды" на музыку Ф. Листа (1913), "Арагонская хота" на музыку М. И. Глинки (1916) и др. В 1901-11 преподавал в Петерб. театр. уч-ще. В 1909-12 и 1914 худож. рук., балетм., танцовщик Рус. сезонов за границей (с 1913 труппа "Рус. балеты") С. П. Дягилева. Поставил "Шехеразаду" на музыку Н. А. Римского-Корсакова, "Жар-Птицу" (1910) и "Петрушку" (1911) И. Ф. Стравинского, "Видение Розы" на музыку К. М. Вебера (1911) и др. С 1918 в эмиграции. Реформатор балетного театра 20 в., Ф. предложил отказаться от стереотипов и создавать для каждого спектакля новую форму, неповторимый хореогр. образ. Опирался на практику театра и живописи, использовал симф. музыку, не предназначенную для балета. В его творчестве преобладали драм. напряженные сюжетные пост. Одноврем. Ф. создал жанр бессюжетного балета, построенного по законам муз.-хореогр. разработки. Ведущие исполнители: А. П. Павлова, Т. П. Карсавина, В. Ф. Нижинский, А. Р. Больм, В. П. Фокина, Е. М. Люком. Жил на наб. Екатерининского кан., 109.

Соч.: Умирающий лебедь. Л., 1961; Против течения: Воспоминания балетмейстера. Сценарии и замыслы балетов. Ст., интервью и письма. 2-е изд. Л., 1981.

Лит.: Светлов В. Я. Современный балет. СПб., 1911; Красовская В. М. Русский балетный театр начала XX века: В 2 ч. Л., 1971. Ч. 1; Horwitz D. L. Michel Fokine. Boston, 1985.

Г. Н. Добровольская.

Авторы
Добровольская Галина Николаевна

Персоны
Аренский Антон Степанович
Больм Адольф Рудольфофич
Бородин Александр Порфирьевич
Вебер Карл Мария фон
Глинка Михаил Иванович
Горский Александр Алексеевич
Дягилев Сергей Павлович
Карсавина Тамара Платоновна
Легат Николай Густавович
Лист Ференц
Люком Елена Михайловна
Нижинский Вацлав Фомич
Павлова Анна Павловна
Петипа Мариус Иванович
Римский-Корсаков Николай Андреевич
Сен-Санс Камиль
Стравинский Игорь Федорович
Фокин Михаил Михайлович
Фокина Вера Петровна
Шопен Фридерик
Шуман Роберт

Адреса
кан. Грибоедова наб./Санкт-Петербург, д. 109

Библиография
Светлов В. Я. Современный балет. СПб., 1911
Horwitz D. L. Michel Fokine. Boston, 1985
Красовская В. М. Русский балетный театр начала XX века: В 2 ч. Л., 1971, Ч. 1
Умирающий лебедь. Л., 1961
Против течения: Воспоминания балетмейстера. Сценарии и замыслы балетов. Статьи, интервью и письма. 2-е изд. Л., 1981

Предметный указатель
Театральное училище
Мариинский театр
"Русские балеты" С.П.Дягилева, антреприза