Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Статьи / Даргомыжский А.С., (1813-1869), композитор

Даргомыжский А.С., (1813-1869), композитор


Рубрикатор / Энциклопедический словарь/Искусство/Музыка, театр/Персоналия

ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич (1813-1869, СПб.), композитор. В СПб. с 1817. Получил домашнее (в т.ч. муз.) образование. Фп. игрой занимался с композитором и пианистом Ф. Шоберлехнером. Пению и теории музыки учился у тенора петерб. Нем. оперы Б. Л. Цейбиха. В 1830 уже известен в столичном обществе как "сильный пианист", играл на скрипке и альте, пел собств. романсы, участвовал в любит. концертах, издавал свои соч. В 1833 познакомился и коротко сошелся с М. И. Глинкой, чей пример заставил Д. заняться "композиторскими науками" и сочинением опер. "Эсмеральда" (либретто В. Гюго, написана в 1837-41) и "Русалка" (либретто Д. по драм. поэме А. С. Пушкина, 1843-55), поставленные Имп. рус. оперой (1851 и 1856), приняты холодно и быстро сошли со сцены. Только возобновление "Русалки" в 1865 по настоянию Ю. Ф. Платоновой принесло Д. "невероятный, загадочный успех". К этому времени авторитет Д. (б. ч. жизни пользовавшегося репутацией салонного завсегдатая, одного из бесчисл. сочинителей романсов) в петерб. муз. мире существенно вырос. С сер. 1850-х гг. с ним сблизились А. Н. Серов, М. А. Балакирев и взраставшая под его крылом "маленькая, но могучая кучка", первой откликнувшаяся на новаторство Д.-композитора. В 1867 А. Г. Рубинштейн попросил его стать дир. Петерб. отделения Русского музыкального общества. Одноврем. с М. П. Мусоргским ("Женитьба") в 1868 Д. задумал декламационную оперу на основе полного текста драм. соч. "Каменный гость" по "маленькой трагедии" А. С. Пушкина (не завершена). По завещанию Д., опера окончена Н. А. Римским-Корсаковым и Ц. А. Кюи. Поставленный в Мариинском театре (1872) "Каменный гость" был принят холодно, показался слишком сухим и сложным. При жизни публика ценила Д. за его романсы. Их обаяние, утонч. "интонац. реализм", к-рым дышат в музыке Д. стихи его современников - Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова, поэтов-"искровцев" - донесли до нас мелодию петерб. речи 19 в., нюансы и подтексты ее эмоц. ауры. Д. бывал во всех петерб. муз. салонах, с 1840 и до конца жизни (с перерывами) устраивал собств. муз. четверги (на Московском просп., 13, с 1843 в доме А. К. Есакова на Моховой ул., 30). Принимал участие в разных формах музицирования. Напр., для традиц. дачного увеселения - "муз. катания" на лодках по Черной речке и М. Невке к Островам - написал цикл вокальных ансамблей "Петерб. серенады". С 1843 жил на Моховой ул., 30, где и скончался. Погребен в Некрополе мастеров иск-в.

Лит.: А. С. Даргомыжский (1813-1869): Автобиография. Письма. Воспоминания современников / Ред. и примечания Н. Финдейзена. 2-е изд. Пб., 1922; Тарасов Л. М. Даргомыжский в Петербурге. Л., 1988.

А. Л. Порфирьева.

Авторы
Порфирьева Анна Леонидовна

Персоны
Балакирев Милий Алексеевич
Глинка Михаил Иванович
Гюго Виктор Мари
Даргомыжский Александр Сергеевич
Есаков Д.С.
Кольцов Алексей Васильевич
Кюи Цезарь Антонович
Лермонтов Михаил Юрьевич
Мусоргский Модест Петрович
Платонова Юлия Федоровна
Пушкин Александр Сергеевич
Римский-Корсаков Николай Андреевич
Рубинштейн Антон Григорьевич
Серов Александр Николаевич
Цейбих Б. Л.
Шоберлехнер Франц

Адреса
Московский пр./Санкт-Петербург, д. 13
Моховая ул./Санкт-Петербург, д. 30

Библиография
А. С. Даргомыжский (1813-1869): Автобиография. Письма. Воспоминания современников / Ред. и примеч. Н. Финдейзена. 2-е изд. Пб., 1922
Тарасов Л. М. Даргомыжский в Петербурге. Л., 1988

Предметный указатель
Русское музыкальное общество
Мариинский театр
Некрополь мастеров искусств

Хронограф
1856 Первое исполнение оперы А.С.Даргомыжского «Русалка» в Театре-цирке на Театральной площади