Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Статьи / "Бродячая собака", кабаре

"Бродячая собака", кабаре


Рубрикатор / Энциклопедический словарь/Искусство/Музыка, театр/Эстрада, кабаре, варьете

"БРОДЯЧАЯ СОБАКА", лит.-артистич. ка6ape. Открыто 31.12.1911 в подвале 2-го двора дома на Михайловской пл. (ныне пл. Искусств, 5). Учредители: писатель А. Н. Толстой, художники М. В. Добужинский, Н. Н. Сапунов, С. Ю. Судейкин, театр. деятель Н. Н. Евреинов, арх. И. А. Фомин и др., гл. вдохновитель и организатор - реж. и актер Б. К. Пронин (1875-1946). Название восходит к пародийно-романтич. образу одинокого художника - "бесприютной бродячей собаки". Создатели "Б. с." пытались осуществить одну из кардинальных идей нач. 20 в. - синтез иск-в (поэзии, музыки, живописи и театра), объединить художников новых направлений. В "Б. с." устраивались длившиеся всю ночь поэтич., муз. и театр. вечера, лекции по вопросам иск-ва, чествования рус. и заруб. деятелей иск-ва. Среди пост. посетителей: поэты - А. А. Ахматова, Н. С. Гумилев, М. А. Кузмин, О. Э. Мандельштам, Г. В. Иванов, К. Д. Бальмонт, В. В. Маяковский; актеры, музыканты и композиторы - В. Г. Каратыгин, И. А. Сац, М. Ф. Гнесин, Ю. А. Шапорин, С. С. Прокофьев, Ю. М. Юрьев, Е. И. Тиме, Т. П. Карсавина; арх. В. А. Щуко. Посетителей объединяло осознанно-игровое поведение, готовность принять участие в любой спонтанно возникавшей игровой ситуации (от скандала до чтения стихов и пения романсов). Любимым жанром в "Б. с." была пародия. Стремление богатой публики (пост. посетители назвали их "фармацевтами") приобщиться к артистич. миру несколько изменило дух кабаре, однако конфликт между "буржуа" и "художником" носил в "Б. с." во многом игровой, пародийный характер. В 1915 из-за финанс. трудностей "Б. с." закрыта, ее преемником стал "Привал комедиантов".

Лит.: Парнис А. Е., Тименчик Р. Д. Программы "Бродячей собаки" // Памятники культуры: Новые открытия: Ежегодник, 1983. Л., 1985. С. 160-257; Шульц С. С., Склярский В. А. "Бродячая собака": Век нынешний - век минувший. СПб., 2003.

Ю. Н. Кружнов.

Авторы
Кружнов Юрий Николаевич

Адреса
Искусств пл./Санкт-Петербург, д. 5

Библиография
Тименчик Р. Д., Парнис А. Е. Программы "Бродячей собаки" // Памятники культуры: Новые открытия: Ежегодник, 1983. Л., 1985, С. 160-257
Шульц С. С. "Бродячая собака". СПб., 1997

Предметный указатель
"Привал комедиантов", кабаре

Хронограф
1912 Открылось литературно-артистическое кабаре «Бродячая собака»
1912 Первое публичное выступление В.В.Маяковского с манифестом футуристов «Пощечина общественному вкусу»


Евреинов Н.Н., (1879-1953), режиссер

ЕВРЕИНОВ Николай Николаевич (1879-1953), драматург, режиссер, теоретик и историк театра. В СПб. жил в 1892-1925. Окончил Уч-ще правоведения (1901), учился по классу теории композиции у Н. А. Римского-Корсакова в Консерватории (с 1901)
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Иванов Г.В. (1894-1958), поэт

ИВАНОВ Георгий Владимирович (1894-1958), поэт, мемуарист. Учился в СПб. во 2-м кадетском корпусе (не окончил). В 1911 познакомился с А. А. Блоком, входил в круг эгофутуристов, тогда же выпустил первый поэтич. сб. "Отплытие на о
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Искусств пл.

ИСКУССТВ ПЛОЩАДЬ [в 1834-1918 Михайловская пл., в 1918-40 - пл. Лассаля, в память герм. социалиста Ф. Лассаля (1825-64)], между Инженерной и Итальянской улицами, создана в связи с постройкой Михайловского дворца
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Кабаре

КАБАРЕ (франц. cabaret - кабачок), в нач. 20 в. - лит.-артистич. кабачки, места встреч поэтов, музыкантов, актеров, художников и др. деятелей культуры. В СПб. создавались по образцу парижских К. кон. 19 - нач. 20 вв. Первыми в 1908 открыты К
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Кульбин Н.И. (1868-1917), художник

КУЛЬБИН Николай Иванович (1868, СПб. - 1917, П.), живописец, график, теоретик иск-ва; действит. статский советник (1915), приват-доцент ВМА (с 1907), врач Гл. штаба (с 1903). Вдохновитель и организатор выставок, диспутов и изданий лит.-худож
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Лурье А.С. (1892-1966), композитор

ЛУРЬЕ (Louriй) Артур Сергеевич (Артур Винцент) (1892-1966), композитор, пианист, муз. писатель. Учился в Петерб. консерватории у А. К. Глазунова. В нач. 1910-х гг. сблизился с Н. И. Кульбиным и футуристами, участвовал в их сб-ках "Пощечина обществ
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Мандельштам О.Э. (1891-1938), поэт

МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич (1891-1938), поэт. Семья М. переехала в СПб. в 1897 (до того с 1894 жили в Павловске С.-Петерб. губ.); нек-рые адреса: ул. Офицерская (ныне Декабристов), 17, затем - ближе к Тенишевскому уч-щу, в к-ром М
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Маяковский В.В. (1893-1930), поэт

МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович (1893-1930), поэт. Учился в Кутаисской гимназии и в МУЖВЗ. В СПб. - П. - Л. многократно бывал в 1912-30, постоянно жил в 1915-19 (ул. Жуковского, 7 - в кв. О. М. и Л. Ю. Брик; ул. Надеждинская, 52, мем
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

"Привал комедиантов", кабаре

"ПРИВАЛ КОМЕДИАНТОВ" ("Звездочет"), лит.-артистич. театр-кабаре. Открыт в 1916 в подвале Адамини дома (Марсово поле, 7). Был преемником лит.-артистич. кабаре "Бродячая собака". В правление вошли М. А. Кузмин, Н. Н. Евреинов, Н. В. Петров, В. А
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Салоны, кружки и собрания литературные

САЛОНЫ, КРУЖКИ, СОБРАНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫЕ. Регулярные писательские объединения в СПб. 18 в. были немногочисленны, но типологически различными. В лит. кругу Феофана (Прокоповича) кон. 1720-х гг., куда входили А. Д. Кантемир, В. Н
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Северянин И.В. (1887-1941), поэт

СЕВЕРЯНИН Игорь (наст. имя и фам. Игорь Васильевич Лотарев) (1887, СПб. - 1941), поэт. До 9 лет жил в СПб. Учился в реальном уч-ще в Череповце. С 1904 вновь в СПб. В 1905 дебютировал в журнале "Досуг и дело". В нач. 1910-х гг
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Театры-кабаре

ТЕАТРЫ-КАБАРЕ, широко распространились в СПб. с 1908, став значит. явлением жизни и иск-ва предрев. десятилетия. Создавались по образцу зап.-европ. Т.-к. с использованием нек-рых форм отеч. артистич. быта и досуга (напр., "капустников")
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Увеселительные заведения

УВЕСЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ. В нач. 18 в. прообразом У. з. были "садовые затеи" в Летнем саду с музыкой и танцами. "Увеселит. места" с выступлениями оркестра, балета и пр. были в Павловске и Гатчине. C кон. 18 в
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга