Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Статьи / Духовная музыка

Духовная музыка


Рубрикатор / Энциклопедический словарь/Искусство/Музыка, театр

ДУХОВНАЯ МУЗЫКА (церковная музыка), в 1-й пол. 18 в. развивалась в СПб. в тесной связи с моск. традициями. Из Москвы в 1703 переведен хор государевых певчих дьяков, положивший в 1763 начало Придворной певч. капелле (см. Капелла им. М. И. Глинки), в 1721 - быв. Патриарший (Синодальный) хор, к-рый с 1733 пел в Петропавловском соборе. Существовал также архиерейский (позже митрополичий) хор. Под итал. влиянием в сер. 18 в. в Д. м. возник придворно-концертный стиль, ориентированный на светскую оперу и духовный концерт. Этому стилю были присущи барочная пышность и подчеркнутая эмоциональность. Ему следовали работавшие в СПб. итал. (Ф. Арайя, Дж. Сарти, Б. Галуппи) и отчасти рус. (Д. С. Бортнянский, А. Л. Ведель, М. С. Березовский) композиторы. Последние создали классич. тип рус. Д. м. С нач. 19 в. центром церк.-муз. творчества стала Капелла, во главе к-рой стояли комп. А. Ф. Львов, Н. И. Бахметев, М. А. Балакирев. При ней было организовано обучение регентов, осуществлялась цензура сочинений на богослужебные тексты. В это же время возрос интерес к др.-рус. церк. распевам и их возрождение на основе гармонизации (Бортнянский, П. И. Турчанинов, Львов), что привело к усилению в Д. м. нац. начал. Кроме Капеллы, церк. пению обучали в 19 в. в Духовной семинарии и Духовной академии, приходских уч-щах и соборах; учителя нотного пения имелись также в каждом благочинии или уезде. Из светских комп. выделяются Н. А. Римский-Корсаков, к-рый создал св. 30 оригинальных произв. и обработок Д. м., и его ученик А. С. Аренский. В кон. 19 в. центр Д. м. окончательно переместился в Москву, кратковрем. (1901-03) управление Капеллой москвича С. В. Смоленского не предотвратило ее упадок. В исполнит. мастерстве с Капеллой стали соперничать частные хоры А. Д. Шереметева, А. А. Архангельского, митрополичий и хоры нек-рых петерб. храмов. В сов. время Д. м. развиваться не могла, хотя продолжалось ее науч. изучение. Возрождение началось в 1970-х гг., ныне в СПб. работают неск. композиторов Д. м., как классич. традиционного (Г. И. Римша, А. Н. Захаров, Г. Н. Шумилов), так и модернисткого (В. А. Успенский, А. А. Кнайфель) направлений.

Лит.: Романов Л. Н. Музыкальное искусство и православие. Л., 1989; Чудинова И. А. Пение, звоны, ритуал: Топография церков.-муз. культуры Петербурга. СПб., 1994.

В. В. Антонов.

Авторы
Антонов Виктор Васильевич

Персоны
Арайя Франческо
Аренский Антон Степанович
Архангельский Александр Андреевич
Балакирев Милий Алексеевич
Бахметев Николай Иванович
Березовский Максим Созонтович
Бортнянский Дмитрий Степанович
Ведель Артемий Лукьянович
Галуппи Бальдассаре
Глинка Михаил Иванович
Захаров А.Н.
Захаров Алексей Николаевич
Кнайфель Александр Аронович
Львов Алексей Федорович
Римский-Корсаков Николай Андреевич
Римша Вячеслав Евгеньевич
Сарти Джузеппе
Смоленский Степан Васильевич
Успенский Владислав Александрович
Шереметев Александр Дмитриевич, граф
Шумилов Геннадий Н.

Библиография
Романов Л. Н. Музыкальное искусство и православие. Л., 1989
Чудинова И. А. Пение, звоны, ритуал: Топография церков.-муз. культуры Петербурга. СПб., 1994

Предметный указатель
Придворная певческая капелла
Петропавловский собор
Духовная академия
Духовная семинария
Патриарший (Синодальный) хор
Шереметева А.Д. хор
Архангельского А.А. хор
Митрополичий хор
Собор апп. ПЕТРА и ПАВЛА (Придворный)
Капелла им. М.И.Глинки