Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Статьи / "Русский стиль"

"Русский стиль"


Рубрикатор / Энциклопедический словарь/Архитектура/Архитектурные стили

РУССКИЙ СТИЛЬ, направление в рус. архитектуре 19 - нач. 20 вв., основанное на использовании приемов и форм древнерус. зодчества и нар. иск-ва. Возникновение Р. с. связано с эстетикой романтизма. Первые примеры - обращение к фольклорной традиции: д. Глазово под Павловском (1815, арх. К. И. Росси), павильоны в Екатерингофе (1824, арх. А. А. Монферран, не сохр.), Никольский домик в Петергофе (1834, арх. А. И. Штакеншнейдер). Родонач. Р. с. в церк. архитектуре периода эклектики - арх. К. А. Тон, творчество к-рого служило воплощением норм "офиц. народности", сформулированной в триаде "самодержавие, православие, народность". В ранних работах архитектор обратился к типу моск. 5-главых храмов 15-16 вв. (ц. Св. Екатерины, Старо-Петергофский просп., 6, 1831-37; Введенский собор, Загородный просп., 45а, 1837-42; обе не сохр.; церкви в Царском Селе и Петергофе). В дальнейшем Тон использовал формы шатровых храмов 16-17 вв. (Благовещенская ц., пл. Труда, 1844-49; ц. Св. Мирония, наб. Обводного кан., 99/16, 1849-55; обе не сохр.). Среди последователей Тона - арх. Н. Е. Ефимов (Воскресенский Новодевичий мон., Московский просп., 100, 1849-61; завершен Л. Л. Бонштедтом и Н. А. Сычевым). Неофиц. линию Р. с. представляло творчество арх. А. М. Горностаева: постройки на Валааме, в Троице-Сергиевой пустыни под СПб., комплекс Троице-Сергиева подворья (наб. р. Фонтанки, 44, 1856-57). Последователями Горностаева стали арх. В. А. Гартман и И. П. Ропет, ориентировавшиеся на традиц. нар. иск-во. К этому же течению примыкали арх. И. С. Богомолов (доходный дом Н. Н. Зайцевой, Фурштатская ул., 20, 1875-76, 1883), Н. П. Басин (см. Басина дом) и др. Параллельно "нац." направлению Р. с. развивался "визант. стиль", ориентированный на памятники визант. зодчества. У истоков этого течения стоял арх. Д. И. Гримм. Первым образцом "визант. стиля" в СПб. была Греческая церковь Св. Димитрия Солунского. Поворот к творч. освоению наследия древнерус. зодчества 17 в. связан с конкурсами проектов Воскресения Христова храма ("Спаса на крови") в нач. 1880-х гг. В кон. 19 в. этот вариант Р. с. стал доминировать в церк. и гражд. зодчестве (произведения арх. Н. В. Султанова, А. И. фон Гогена, Н. Н. Никонова, Вас. А. Косякова - см. в ст. Косяковы). В 1900-х гг. под влиянием стиля модерн Р. с. трансформировался в т.н. неорус. стиль, отличавшийся свободной интерпретацией древнерус. зодчества, преим. древних Новгорода и Пскова. Лидерами этого направления выступали арх. В. А. Покровский и А. В. Щусев (Феодоровский Государев собор в Царском Селе).

Лит.: Кириченко Е. И. Русский стиль: Поиски выражения нац. самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерус. и нар. искусства в рус. искусстве XVIII - нач. XX в. М., 1997; Лисовский В. Г. "Национальный стиль" в архитектуре России. М., 2000.

Б. М. Кириков.

Авторы
Кириков Борис Михайлович

Персоны
Басин Николай Петрович
Богомолов Иван Семенович
Бонштедт Любим (Людвиг) Любимович
Гартман Виктор Александрович
Гоген Александр Иванович фон
Горностаев Алексей Максимович
Горностаев Василий Максимович
Гримм Давид Иванович
Ефимов Николай Ефимович
Зайцева-Богомолова Надежда Николаевна
Косяков Василий Антонович
Монферран Август Августович (Анри Луи Огюст Леже Рикар) де
Никонов Николай Никитич
Ольга Константиновна, вел. кн., королева
Покровский Владимир Александрович
Ропет (Петров) Иван Павлович (Николаевич)
Росси Карл Иванович (Карло Джованни)
Султанов Николай Владимирович
Сычев Николай Александрович
Тон Константин Андреевич
Штакеншнейдер Андрей Иванович
Щусев Алексей Викторович

Адреса
Загородный пр./Санкт-Петербург, д. 45, лит. л. А
Московский пр./Санкт-Петербург, д. 100
Обводного кан. наб./Санкт-Петербург, д. 99/16
Старо-Петергофский пр./Санкт-Петербург, д. 6
Труда пл./Санкт-Петербург
Фонтанки р. наб./Санкт-Петербург, д. 44
Фурштатская ул./Санкт-Петербург, д. 20

Библиография
Кириченко Е. И. Русский стиль: Поиски выражения нац. самобытности. Народность и национальность. традиции древнерус. и нар. искусства в рус. искусстве XVIII - нач. XX в. М., 1997
Лисовский В. Г. "Национальный стиль" в архитектуре России. М., 2000

Предметный указатель
Введенский собор
Благовещенская церковь (пл. Труда)
ВОСКРЕСЕНСКИЙ НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ
Новодевичий монастырь
Басина дом
Греческая церковь
Феодоровский Государев собор



Архитектурные стили (общая статья)

АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ, узнаваемые совокупности композиц. приемов, форм и декора зданий, различия к-рых обусловлены социокультурной ситуацией, эстетич. предпочтениями и характером архит. культуры эпохи. Периодизация и наименования эпох петерб
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Воскресения Христова церковь

ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА ЦЕРКОВЬ (наб. Обводного кан., 116), пам. архитектуры. Возведена Обществом распространения религиозно-нравственного просвещения в 1904-08 по проекту арх. Г. Д. Гримма при участии арх. Г. Г. фон Голи и А. Л. Гуна в "рус
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Гоген фон А.И. (1856-1914), арх.

ГОГЕН Александр Иванович фон (1856-1914, П.), архитектор, акад. архитектуры (1895). Окончил АХ (1883). Среди ранних произведений - особняки Н. К. Вадбольской (9-я линия В. О., 10, 1886-88), Ф. Г. Козлянинова (ныне ул. Писарева, 12, 1891-92), К. А
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Горностаев А.М. (1808-1862), арх.

ГОРНОСТАЕВ Алексей Максимович (1808-1862, СПб.), архитектор, педагог, представитель "рус. стиля", акад. (1838), проф. АХ (с 1849), коллежский советник (1859). С 1825 в СПб., работал у В. П. Стасова в Царском Селе
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Некрополь мастеров искусств

НЕКРОПОЛЬ МАСТЕРОВ ИСКУССТВ (в 1823-76 Новое Лазаревское кладбище, в 1876-1937 Тихвинское кладбище), музейный парк-некрополь, с 1937 в составе Городской скульптуры музея. Пл. 1,2 га. Кладбище создано в 1823, названо по соседнему Лазаревскому кладб
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Никонов Н.Н., (1849-1918), арх.

НИКОНОВ Николай Никитич (1849-1918), архитектор, мастер "рус. стиля". В СПб. с 1860-х гг. Учился и работал на гор. стройках; пом. арх. И. А. Монигетти. В 1893-1906 епархиальный архитектор. Автор мн. культовых и жил. зданий в СПб
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Султанов Н.В. (1850-1908), арх.

СУЛТАНОВ Николай Владимирович (1850, СПб. - 1908), архитектор, реставратор, историк архитектуры, акад. архитектуры (1893), представитель "рус. стиля". Окончил Строит. уч-ще со званием гражд. инженера (1873), служил в Техн.-строит
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга