Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Статьи / Адмиралтейские верфи

Адмиралтейские верфи


Наименования альтернатиные
Адмиралтейский судостроительный з-д Адмиралтейское объединение Ленинградское Адмиралтейское объединение Новое Адмиралтейство Скампавейный двор Галерный двор

Рубрикатор / Энциклопедический словарь/Экономика/Промышленность

"АДМИРАЛТЕЙСКИЕ ВЕРФИ" (наб. р. Фонтанки, 203), гос. судостроит. пр-тие. Ведет историю от основанной в 1704 Адмиралтейской верфи. В 1800 часть мастерских перенесена на Адмиралтейский о., расположенный ниже по течению р. Б. Невы, близ устья р. Мойки, где с 1712 также велось стр-во гребных судов для нужд флота. Первонач. пр-тие на Адмиралтейском о. именовалось Скампавейным двором, с 1713 - Галерным двором, с 1721 - Галерной верфью; в кон. 18 в. приспособлено для стр-ва крупных судов, с 1800 именовалось Новым адмиралтейством, куда постепенно были перенесены все судостроит. работы (в 1843 Адмиралтейская верфь закрыта). В 1724 стр-во судов (сначала гребных и небольших парусных, а позже и фрегатов) началось на Галерном островке, расположенном в устье р. Фонтанки. Во время Крымской войны 1853-56 здесь строились канонерские лодки, обеспечившие защиту столицы от неприятельского флота. В нач. 1860-х гг. верфи Галерного островка и Нового адмиралтейства переоборудованы для стр-ва броненосных судов. В 1873 со стапелей Галерного островка спущен первый рос. мореходный броненосец "Петр Великий" - один из наиболее мощных воен. кораблей своего времени; в 1885 - первый в России стальной корабль - крейсер "Рында". В 1908 Новое адмиралтейство объединено с верфью Галерного островка в единое пр-тие - Адмиралтейский судостроит. з-д. В кон. 19 в. он приступил к сооружению эскадренных броненосцев, позднее - линейных кораблей (дредноутов), а также крейсеров и др. кораблей. В 1-ю мир. войну 1914-18 на пр-тии, кроме судостроит. работ, осуществлялся ремонт кораблей и автомобилей, выпускались боеприпасы. В 1917 произ-во резко сократилось, а затем остановилось. Работа возобновлена в 1921: проводилось переоборудование судов для речных воен. флотилий, а также их ремонт. В 1922 пр-тие получило имя А. Марти (в 1957 возвращено прежнее название - Адмиралтейский судостроит. з-д). В 1926 с принятием 1-й сов. судостроит. программы з-д получил заказ на стр-во торпедных катеров, к-рые стали основой легких сил ВМФ страны. Первоначально судостроение возродилось на быв. верфи Галерного островка. Быв. Новое адмиралтейство выделено из состава з-да с целью ликвидации, к-рая не была осуществлена; с нач. 1930-х гг. здесь также возобновлено судостроение. Вскоре пр-тие стало специализироваться на произ-ве подводных лодок. З-д получил название "Судомех" (с 1966 Ново-Адмиралтейский з-д). В Вел. Отеч. войну 1941-45 з-д частично эвакуирован, на оставшемся оборудовании выпускались боеприпасы, бронеплатформы, корпуса дотов, осуществлялся ремонт кораблей. Здесь же проектировались и строились бронированные малые охотники и мор. бронекатера (несли охрану коммуникаций, участвовали в высадке десантов), тендеры и баржи для "Дороги жизни". В послевоен. годы гл. продукция пр-тия - легкие крейсеры и подводные лодки (в 1970-90-х гг. - с атомными энергетич. установками). Интенсивно развивалось и гражд. судостроение, начавшееся в довоен. время. Строились ледоколы разл. назначения (в т.ч. первый атомный ледокол "Ленин"), танкеры, плавучие рыбоперерабатывающие з-ды и ремонтные доки, исследоват. суда. Выпускались предметы нар. потребления - мебель и спорттовары. В 1972 оба з-да вновь стали единым пр-тием - Ленингр. адмиралтейским объединением (ЛАО), с 1992 - совр. назв. В 1980-х гг. оборонный заказ доходил до 94%. в 1991-95 осуществлена программа конверсии.

Лит.: Адмиралтейские верфи: [В 2 т.]. СПб., 1994-1996; Александров В. Л. "Адмиралтейские верфи" в новом тысячелетии: (Состояние и развитие) // Наука, промышленность, сельское хозяйство и культура в Санкт-Петербурге и Ленинградской области на пороге XXI века. СПб., 2000. Т. 2. С. 147-155.

В. С. Соломко.

Авторы
Соломко Валентина Степановна

Адреса
Фонтанки р. наб./Санкт-Петербург, д. 203

Библиография
Адмиралтейские верфи: [В 2 т.]. СПб., 1994-1996
Александров В. Л. "Адмиралтейские верфи" в новом тысячелетии: (Состояние и развитие) // Наука, промышленность, сельское хозяйство и культура в Санкт-Петербурге и Ленинградской области на пороге XXI века. СПб., 2000, Т. 2. С. 147-155

Предметный указатель
Адмиралтейская верфь
"Дорога жизни"

Хронограф
1843 Закрыта Адмиралтейская верфь, судостроительные работы перенесены в Новое адмиралтейство


"Аврора", крейсер-музей

"АВРОРА", крейсер 1-го ранга, заложен в 1897 на верфи "Новое Адмиралтейство", с 1903 в составе Балт. флота. Водоизмещение св. 6,7 тыс. т (в 1917 - 7,6 тыс. т), дл. 126,8 м, шир
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Адмиралтейский район

АДМИРАЛТЕЙСКИЙ РАЙОН, адм.-терр. единица СПб. (Терр. управление на Измайловском просп., 10), один из центр. р-нов города. Образован в 1994 путем слияния Ленинского и Октябрьского р-нов. Назван по быв. Адмиралтейской полиц. части и Гл. Адмиралтейству
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Адмиралтейство

АДМИРАЛТЕЙСТВО, в 18-19 вв. - место стр-ва и ремонта воен. кораблей, имеющее необходимые сооружения (верфи, стапели, эллинги, склады, мастерские и пр.). В СПб. в 18 - нач. 19 вв. действовали т. н. Новое А., А. на Галерном острове, А
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

АНТИПОВ Николай Кириллович (3.12.1894, дер. Лисичкино Старорусского у. Новгородской губ. – 29.07.1938, г. Москва)

АНТИПОВ Николай Кириллович (3.12.1894, дер. Лисичкино Старорусского у. Новгородской губ. – 29.07.1938, г. Москва), политический и государственный деятель. После окончания технического училища работал слесарем на Адмиралтейском заводе в Петербурге
Источник: Политические репрессии

Блюхеру В. К., мемориальная доска

«Здесь, на бывшем Франко-русском заводе, в 1905 году работал слесарем Василий Константинович Блюхер, герой Гражданской войны, выдающийся организатор и полководец Красной Армии» 1982. Арх. Милорадович Т. Н. Гранит, латунь. Лоцманская ул., 19
Источник: Мемориальные доски Санкт-Петербурга. Справочник

Боклевский К.П., (1862-1928), инженер-кораблестроитель

БОКЛЕВСКИЙ Константин Петрович (1862-1928), инж.-кораблестроитель, ген.-майор Корпуса корабельных инженеров (1914). Окончил Техн. уч-ще мор. ведомства (1884) и Николаевскую мор. академию (1888). Служил на Новом Адмиралтействе, с 1901 пом. гл
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Большая Нева, р.

БОЛЬШАЯ НЕВА, крупнейший левый рукав дельты Невы, продолжение р. Нева ниже Дворцового моста. Впадает в Невскую губу Финского зал. между Васильевским, Гутуевским и Канонерским о-вами. Дл. 3,62 км, шир
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Галерного двора каналы

ГАЛЕРНОГО ДВОРА КАНАЛЫ, прорыты в нач. 18 в. на зап. оконечности Адмиралтейского о., где располагался Галерный двор. В 1711 и 1716 прорыты два Поперечных канала между Б. Невой и Мойкой, а в 1716-17 - безымянный канал вдоль Б
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Галерный остров

ГАЛЕРНЫЙ ОСТРОВ, в устье р. Фонтанки, пл. ок. 10 га. В кон. 18 в. расширен в сев. направлении за счет сужения правого рукава Фонтанки. В 1-й пол. 19 в. на о-ве размещена верфь для постройки гребных судов - галер (отсюда назв.). В сер. 20 в
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

ГОЙКИНС Павел Густавович (20.10.1889, г. Сосновец Бендинского у. Петраковской губ. – 21.03.1961, г. Ленинград)

ГОЙКИНС Павел Густавович (20.10.1889, г. Сосновец Бендинского у. Петраковской губ. – 21.03.1961, г. Ленинград), инженер-кораблестроитель. Окончил Морское инженерное училище в Кронштадте (1911) и Морскую академию (1918)
Источник: Политические репрессии

Дмитриев А.И. (1879-1959), арх.

ДМИТРИЕВ Александр Иванович (1878-1959, Л.), архитектор и архит. критик, д-р архитектуры (1947), д. ч. Академии архитектуры (1939), поч. ч. Академии стр-ва и архитектуры СССР (1956). В СПб. с 1895. Окончил ИГИ (1900) и АХ (1903)
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Колонна Славы, памятник

Адрес: Измайловский пр., 7, перед восточным фасадом Троицко-Измайловского собора Архитектор: Гримм Давид Иванович (1823-1808) Скульптор: Шварц П.И. Архитектор проекта воссоздания: Шереметьев Георгий Анатольевич Скульптор: Церетели Зураб
Источник: Памятники Санкт-Петербурга. Справочник.

Ленину В.И., мемориальная доска

«Здесь 25 (12) мая 1917 г. выступал на митинге петроградских рабочих Владимир Ильич Ленин» 1957. Мрамор. Фонтанки реки наб., 203. Адмиралтейские верфи.
Источник: Мемориальные доски Санкт-Петербурга. Справочник

Лоцманская ул., 19, Адмиралтейские верфи, мемориальная доска

«Со стапеля этого завода в 1957 г. на воду спущен первый в мире атомный ледокол “Ленин”» 1967. Арх. Пасиков Б. В. Латунь.
Источник: Мемориальные доски Санкт-Петербурга. Справочник

Лоцманская ул., 19. Адмиралтейские верфи, в здании, мемориальная доска

«На нашем заводе построен и в 1900 году спущен на воду легендарный крейсер “Аврора”» 1960-е гг. Арх. Пассиков Б. В. Металл.
Источник: Мемориальные доски Санкт-Петербурга. Справочник

Лоцманская ул., 19. Адмиралтейские верфи, в здании, мемориальная доска

«25 мая 1917 г. после выступления В.И. Ленина здесь была создана первая ячейка РКСМ» 1968. Арх. Пасиков Б. В. Металл.
Источник: Мемориальные доски Санкт-Петербурга. Справочник

Лоцманская ул., 19. Адмиралтейские верфи, монтажный цех, мемориальная доска

[Памяти сотрудников Великую Отечественную войну 1941-1945 гг.] 1965.
Источник: Мемориальные доски Санкт-Петербурга. Справочник

Матисов остров

МАТИСОВ ОСТРОВ, между реками Б. Невой, Мойкой и Пряжкой. Пл. 26 га, дл. 0,7 км, шир. 0,5 км. В нач. 18 в. наз. Каласаари (фин. - покатый). Совр. наим. известно с кон. 18 в
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Ново-Адмиралтейский остров

НОВО-АДМИРАЛТЕЙСКИЙ ОСТРОВ, между реками Б. Нева, Мойка и Ново-Адмиралтейским кан. До нач. 18 в. входил в состав о. Усадище. Образовался в 1720 после прокладки Адмиралтейского канала. С нач. 18 в
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Ново-Адмиралтейского канала наб.

НОВО-АДМИРАЛТЕЙСКИЙ КАНАЛ, от слияния р. Мойки с Адмиралтейским каналом до Б. Невы, прорыт в 1-й четв. 18 в., с 1738 наз. Галерный кан. (по Галерной верфи), с 1828 - 1-й Адмиралтейский кан., совр. назв. с 1836 (по Н. Адмиралтейству). Отделял терр
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Подзорный остров

ПОДЗОРНЫЙ ОСТРОВ, исчезнувший остров, находился в устье р. Фонтанки, имел пл. ок. 2 га. Назван от размещавшегося на острове в нач. 18 в. Подзорного дворца (дома), из к-рого просматривался гл. корабельный фарватер из Б. Невы в Финский зал. В сер
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Промышленная архитектура

ПРОМЫШЛЕННАЯ АРХИТЕКТУРА. Стр-во сооружений пром. назначения изначально во многом определяло облик СПб. и его окрестностей: Адмиралтейская, Партикулярная верфи, Канатный, Литейный дворы, Арсенал, Пороховые, Сестрорецкий, Ижорский з-ды и др
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

РАЗУМОВ Владимир Васильевич (15.06.1890, г. Екатеринослав – 4.09.1967, г. Ленинград)

РАЗУМОВ Владимир Васильевич (15.06.1890, г. Екатеринослав – 4.09.1967, г. Ленинград), инженер-конструктор. Учился на физико-математическом факультете Петербургского университета, окончил Морское инженерное училище в Кронштадте (1913)
Источник: Политические репрессии

"Спас-на-водах", церковь

"СПАС-НА-ВОДАХ" (наб. Ново-Адмиралтейского кан., угол Английской наб.), нар. назв. храма Спасителя Христа, сооруженного в память моряков, павших в Цусимском мор. сражении в ходе рус.-япон. войны 1904-05
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Судостроение

СУДОСТРОЕНИЕ. С нач. 18 в. СПб. - центр и школа отеч. С. 5.11.1704 здесь заложена первая верфь (см. Адмиралтейская верфь), в 1710 на ней работали 4,7 тыс. чел., в 1715 - 10 тыс., в 1725 - 15 тыс. чел. В 1709 началось стр-во линейных кораблей
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

"Трехсотлетию Адмиралтейских верфей", памятник

Открыт к З00-летнему юбилею предприятия. Изготовлен по эскизам инженера-гидротехника Адмиралтейских верфей А. Григорьева. Монумент в форме подковы украшают шрифтовые композиции, отлиты корабли, якоря
Источник: Городская скульптура на рубеже XX-XXI веков

Флоту российскому, памятник

Открыт 26 июля 1996 г. Скульпторы А.Г. Дема, А.А. Пальмин. Архитектор С.Л. Михайлов. Гранит, бронза, медь, кованный металл. Высота памятного знака 1125 см. Высота гранитного пьедестала 220 см
Источник: Городская скульптура на рубеже XX-XXI веков

Фольгопрокатный завод

ФОЛЬГОПРОКАТНЫЙ ЗАВОД (Перевозная ул., 1), открытое акц. об-во (с 1992), единств. в Европ. России пр-тие по произ-ву алюминиевой фольги. Осн. в 1792 К. Н. Бердом на базе мастерской, открытой в 1789 на Матисовом о. его тестем - англ
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

ФОНТАНКА

ФОНТАНКА, река в СПб. Вытекает из Невы у Летнего сада и впадает в Большую Неву севернее Гутуевского о-ва. Длина – 6,7 км, наиб. ширина – 70 м, наиб. глубина – 3,5 м., средний расход воды – 34,0 куб. м/с. В нач. XVIII в
Источник: Город и вода

Фонтанки реки наб., 203. «Адмиралтейские верфи», в здании, мемориальная доска

«Здесь, на площади у памятника В.И. Ленину, коллективу адмиралтейцев за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. вручено на постоянное хранение знамя Государственного Комитета Обороны
Источник: Мемориальные доски Санкт-Петербурга. Справочник

Фонтанки реки наб., 203. Адмиралтейские верфи, на территории, мемориальная доска

«Отсюда, от достроечной стенки, в ночь на 25 октября 1917 года отплыл в свой исторический рейс крейсер “Аврора”, выстрел которого возвестил всему миру о начале новой эры — эры коммунизма» 1982. Арх. Броваренко В. П. Латунь.
Источник: Мемориальные доски Санкт-Петербурга. Справочник

Церковь ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ в память Гефсиманского борения и свт. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА (Спас-на-водах)

Постройкой храмов в России отмечались не только победы, но и поражения, дабы народ не забывал о павших на поле боя. Потому не прошло и двух месяцев после Цусимского боя, как в Гавани, в деревянном манеже Дерябинских казарм
Источник: Святыни Петербурга