Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Персоны / Растрелли Франческо де
1 2
Растрелли Ф.Б., (1700-1771), арх.

РАСТРЕЛЛИ (Rastrelli) Франческо де (Варфоломей Варфоломеевич) (1700-1771), архитектор, художник-декоратор и график, крупнейший зодчий эпохи барокко. Сын Б. К. Растрелли. В 1716-25 работал в СПб
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

1748 год

Руководителем строительных работ в Царском Селе становится архитектор Б.-Ф.Растрелли.
Источник: Царское село

1750 год

27 августа. По приглашению императрицы Елизаветы Петровны Царское Село посещает Михаил Васильевич Ломоносов. Свои впечатления он отразил в большом поэтическом произведении
Источник: Царское село

1752 год

10 мая. Указ Елизаветы Петровны о переустройстве Царскосельского ансамбля и реконструкции дворца архитектором Ф.- Б. Растрелли.
Источник: Царское село

1756 – 1762 годы

Сооружаются Большая оранжерея и корпуса Нижних конюшен на Садовой улице по проектам С.И.Чевакинского и Ф.-Б.Растрелли.
Источник: Царское село

Академии художеств музей

АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ МУЗЕЙ научно-исследовательский (Университетская наб., 17), старейший худож. музей России. Осн. И. И. Шуваловым в 1757 как собрание образцов для копирования учениками рисовального и скульпт. классов АХ. Первонач
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Аничков дворец

АНИЧКОВ ДВОРЕЦ (Невский просп., 39), пам. архитектуры барокко. Построен в 1741-54 (арх. М. Г. Земцов, Г. Д. Дмитриев, Ф. Растрелли) близ Аничкова моста (отсюда назв.). Парадный фасад обращен к р. Фонтанка, от к-рой к дворцу шел канал с гаванью
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Арсенал (Монбижу) (ансамбль Александровского парка)

Павильон Арсенал (Монбижу) расположен в Александровском парке г. Пушкина. В 1747–1750 гг. в центре Зверинца архитекторы С. И. Чевакинский и Ф.-Б. Растрелли возвели один из лучших парковых павильонов в стиле елизаветинского барокко – охотничий
Источник: Царское село

Архитектурные стили (общая статья)

АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ, узнаваемые совокупности композиц. приемов, форм и декора зданий, различия к-рых обусловлены социокультурной ситуацией, эстетич. предпочтениями и характером архит. культуры эпохи. Периодизация и наименования эпох петерб
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Бани

БАНИ. Первые Б. в СПб. строились близ рек и др. водоемов отдельно от жил. домов. В 1720 на Мойке за счет казны сооружено ок. 30 т. н. торг. (платных) Б. С 1720-х гг. в СПб. стали появляться т. н. бадерские ("лечебные") Б. В нояб. 1763 на М
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

БАНИ

БАНИ, специально оборудованные помещения, предназначенные для мытья теплой и горячей водой с одновременным воздействием горячего воздуха или пара. Уже в первый год после основания СПб. строить Б. было дозволено всем желающим. Пошлин за постройку Б
Источник: Город и вода

Барокко

БАРОККО, худож. стиль, формы к-рого генетически связаны с иск-вом поздней античности и Возрождения (в первую очередь - ордерные элементы, виртуозно сочетаемые с такими декорат. мотивами, как драпированные торсы атлантов или акантовые листья)
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Больница Всех Скорбящих

Конец 1750-х – начало 1760-х, арх. Ф.– Б. Растрелли; 1828 – 1832, пристроены флигели, арх. Д. Квадри; 1836 – 1838, расширены флигели, арх. П. С. Плавов; 1950-е, реконструирована, арх. Л. Л. Шретер, Ю. А. Визенталь Адрес: Стачек пр-кт, 158
Источник: Декабристы в Петербурге

Большая оранжерея с садом

Здание было построено в 1750-е гг. по проекту Ф. -Б. Растрелли в формах архитектуры барокко. Строительством руководил архитектор С. И. Чевакинский. В 1820-1828 гг. В. П. Стасов перестроил здание в стиле классицизма
Источник: Царское село

Большой гостиный двор

БОЛЬШОЙ ГОСТИНЫЙ ДВОР (Невский просп., 35), крупнейшее торг. пр-тие СПб. Первый проект Гостиного двора на Невском просп. разработан в кон. 1750-х гг. арх. А. Ринальди (не осуществлен). В 1757 утвержден проект 2-этажного здания Б. Г. д
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Воронцова дворец

ВОРОНЦОВСКИЙ ДВОРЕЦ (Садовая ул., 26), пам. архитектуры барокко. Сооружен в 1749-57 (арх. Ф. Растрелли) для графа М. И. Воронцова (см. Воронцовы). Монументальное здание усадебного типа отделено от улицы парадным двором и ажурной чугунной оградой
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Воскресения Словущего собор

ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО СОБОР, Воскресенский собор, Смольный собор, Собор всех учебных заведений (пл. Растрелли, 1), пам. архитектуры барокко. Возведен в 1748-57 как соборный храм Смольного мон. (арх. Ф. Растрелли), в 1762 начата отделка (арх. Ю. М
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Главная гауптвахта в Императорском Зимнем дворце

1754 – 1762, арх. Ф.– Б. Растрелли, ск. И. Ф. Дункер; 1762 – 1795, интерьеры, арх. Ж.– Б. Валлен–Деламот, Ю. М. Фельтен, Д. Кваренги; 1818 – 1837, интерьеры, арх. К. И. Росси, В. П. Стасов, О. Монферран, А. П
Источник: Декабристы в Петербурге

«Грот», павильон (ансамбль Екатерининского парка)

Грот с пристанью, рисующийся на темном фоне зелени Старого сада, с зеркальным отражением в воде Большого пруда, принадлежит к хрестоматийным видам Екатерининского парка
Источник: Царское село

Декоративно-монументальная скульптура

ДЕКОРАТИВНО-МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА. Иск-во монументальной скульптуры ведет историю со времени Петра I, первые его образцы появились в СПб. (Летний сад, пригородные резиденции). Эти произв., выполненные итал., голл., нем. мастерами, носили преим
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

ЕГОРОВ Петр Егорович

ЕГОРОВ Петр Егорович (1731-1789), архитектор. В СПб. с 1755. Учился в архитектурной школе Канцелярии от строений у С. А. Волкова. Работал с Ф. Растрелли, Ю. М. Фельтеном, А. Ринальди и др. В числе самостоятельных построек Е
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Екатерининский дворец

ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ДВОРЕЦ (г. Пушкин), пам. архитектуры барокко, композиц. центр и архит. доминанта дворцово-паркового ансамбля Царское Село. В 1717-23 на этом месте построен небольшой кам. дворец имп. Екатерины I (арх. И. Ф. Браунштейн), одноврем
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Екатерининский парк

ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК (г. Пушкин), пам. садово-паркового иск-ва, центр. часть дворцово-паркового ансамбля Царское Село. Пл. 107 га. Состоит из регулярной и пейзажной частей, разделенных Большим прудом, образованным запрудой на р. Вангази
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Зверинец (ансамбль Александровского парка)

Самый ранний парковый район, основанный как Зверинец, составляет более половины территории Александровского парка. Место для него выбрали еще в 1710 г., что совпадает с первым посещением Сарской мызы Петром I и Екатериной
Источник: Царское село

Зимние дворцы

ЗИМНИЕ ДВОРЦЫ. 1-й З. д. - "маленький домик голл. архитектуры" - построен в марте 1708 для царя Петра I на левом берегу Невы в ряду домов служащих адмиралтейского ведомства, селившихся по набережной выше Гл. Адмиралтейства
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Зимний дворец

ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ, Большой Зимний дворец (Дворцовая наб., 38), пам. архитектуры барокко (1754-62, арх. Ф. Б. Растрелли). До 1917 гл. имп. резиденция в СПб., предназначенная для офиц. церемоний гос
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

"Зодчие нашего города", серия изданий

"ЗОДЧИЕ НАШЕГО ГОРОДА", серия книг о выдающихся архитекторах СПб. - Л., выпускалась Лениздатом с 1971. В серии - книги о жизни и деятельности С. И. Чевакинского, М. Г. Земцова, Ф. Растрелли, А. Ринальди, Ю. М. Фельтена, А. Н. Воронихина, Л. Руска, И
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Императорские театры

ИМПЕРАТОРСКИЕ ТЕАТРЫ (в 18 в. придворные, в 19 в. также казенные), служили развлечениям имп. семьи, прославлению имп. особ, развлечению и просвещению столичной публики. Институт И. т
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

ИМПЕРАТОРСКОЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО БЛАГОРОДНЫХ ДЕВИЦ (СМОЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БЛАГОРОДНЫХ ДЕВИЦ)

Первое в России закрытое женское учебное заведение для дворянского сословия, положившее начало женскому образованию. Основано по инициативе И.И. Бецкого в соответствии с указом Екатерины II от 5 мая 1764
Источник: Благотворительность в России

Итальянским архитекторам (Антонио Ринальди, Карло Росси, Джакомо Кваренги и Франческо Бартоломео Растрелли) памятники

Скульптор В.Э. Горевой, архитектор В.В. Попов. Открыт 28 мая 2003 г. Бюсты четырех итальянских архитекторов Антонио Ринальди, Карло Росси, Джакомо Кваренги и Бартоломео Растрелли. Материал: бронза - бюсты, коричневый полированный гранит - постаменты
Источник: Городская скульптура на рубеже XX-XXI веков

Кантемир А.Д. (1708-1744), поэт

КАНТЕМИР Антиох Дмитриевич (1709-1744), князь, поэт, переводчик, дипломат, тайный советник (1741). Сын молдавского господаря Д. К. Кантемира. Получил блестящее домашнее образование, учился в Академич. ун-те (1726-27). В СПб. в 1719-22, 1724-28
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Катальная горка с павильоном

Катальная гора с двумя скатами (не сохранилась) была возведена в 1754–1756 гг. по проекту Ф.-Б. Растрелли. Третий деревянный форс или скат в 1765г. пристроил В. И. Неелов. Конструктивное решение принадлежало известному изобретателю и ученому А. К
Источник: Царское село

Катальные горы

КАТАЛЬНЫЕ ГОРЫ, увеселит. сооружения, один из гл. элементов праздничных гуляний народных (в особенности - масленичных гуляний) в 18-19 вв. К. г. представляли собой дерев. башни-беседки выс. до 18 м со скатом дл
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Кладбища

КЛАДБИЩА. Еще до основания СПб. на его терр. существовал ряд некрополей: в источниках нач. 18 в. упоминается финско-швед. К. на Еловом (Аптекарском) о. (упразднено в 1756). Основанное в 1722 Старое Большеохтенское К
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Константиновский дворец (Стрельна)

КОНСТАНТИНОВСКИЙ ДВОРЕЦ в Стрельне (Березовая аллея, 3), пам. архитектуры 18-19 вв. Заложен летом 1720 арх. Н. Микетти, с 1723 стр-вом руководил арх. М. Г. Земцов. Вчерне готовое здание в 1730 было законсервировано, достроено в 1747-55 (арх. Ф. Б
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Концертный зал «на острову» Большого пруда

Первый в Царскосельском саду увеселительный парковый павильон Люстгауз в виде восьмиугольной брусчатой деревянной галереи соорудил в 1723 г. архитектор И. К. Ферстер именно здесь, на искусственном островке Большого пруда
Источник: Царское село

Летние дворцы (общая статья)

ЛЕТНИЕ ДВОРЦЫ, летние имп. резиденции 1-й пол. 18 в. в СПб. 1) Л. д. имп. Петра I, пам. архитектуры петровского барокко. Построен в 1710-14 (арх. Д. Трезини, А. Шлютер, Н. Микетти) в сев.-вост
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Летний сад

ЛЕТНИЙ САД (Дворцовая наб.), памятник садово-паркового иск-ва 18-19 вв. Старейший гор. сад (пл. 11,7 га) в центр. части СПб., на левом берегу Невы, на о-ве, образуемом рр. Фонтанкой и Мойкой и Лебяжьим кан. Заложен в 1704 по повелению и первонач
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Манежная пл.

МАНЕЖНАЯ ПЛОЩАДЬ, на пересечении Итальянской и Караванной улиц. Названа в 1866 по зданию Михайловского манежа (1798-1800, арх. В. Ф. Бренна; 1823-24, арх. К. И. Росси). По сторонам фасада манежа с 5-арочными дверными проемами и аттиком с воен
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Миллионная ул.

МИЛЛИОННАЯ УЛИЦА [до 1738 Немецкая слобода, до сер. 18 в. Б. Немецкая ул., в 1740-1800-х гг. Б. Миллионная ул., в 1918-91 ул. Халтурина, в память рабочего-революционера С. Н. Халтурина (1856-1882)], между Дворцовой пл. и Лебяжьим кан
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Монплезир, дворец (Петергоф)

МОНПЛЕЗИР (от франц. mon plaisir - мое удовольствие), дворец в Нижнем парке Петергофа - одноэтажный кирпичный "голл. домик", соединенный остекленными галереями с боковыми корпусами (1714-23, арх. И. Ф. Браунштейн, Ж. Б. Леблон, Н
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Невский просп.

НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ (до 1738 Большая першпективная дорога, или Большая першпектива, в 1738-1780-х гг. Невская проспективая ул., или Невская перспектива, в 1918-44 просп. 25-го Октября, в память Окт. рев-ции 1917), гл. магистраль СПб
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Нееловы В.И., И.В., П.В., арх.

НЕЕЛОВЫ, семья архитекторов, представители раннего классицизма и романтизма. Василий Иванович (1722-82), учился у С. И. Чевакинского и М. Г. Земцова, с 1744 работал с ними и с Ф. Б
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Нижний конюшенный двор

Нижние конюшни с фуражным двором, оградами и флигелем с жилыми покоями для конюшенных служителей построили в 1756–1762 гг. по проекту Ф.-Б. Растрелли и под руководством С. И. Чевакинского. Фасады в формах барокко сохранили свой нарядный облик
Источник: Царское село

Нижний парк (Петродворец)

НИЖНИЙ ПАРК, осн. часть дворцово-паркового ансамбля Петергофа, расположен ниже берегового уступа (отсюда назв.), простирается до берега Финского зал. Пл. 102,5 га. Один из лучших образцов регулярного паркостроения России
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Ограды (общая статья)

ОГРАДЫ. В СПб. имеется ряд уникальных металлич. О., созданных на протяжении трех веков. Для стиля барокко характерны кованые О. из прутьев с накладными (иногда позолоч.) декорат. фигурами из полосного железа (ограда Екатерининского дворца по рис. Ф
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Ораниенбаум, дворцово-парковый ансамбль

ОРАНИЕНБАУМ, дворцово-парковый ансамбль (г. Ломоносов), начал складываться в 1-й четв. 18 в., когда на берегу Финского зал. в 44 км. от СПб. появилась загородная резиденция А. Д. Меншикова. В 1710-25 на краю приморской гряды возведен кам
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Пантелеймоновский мост

ПАНТЕЛЕЙМОНОВСКИЙ МОСТ (в 1824-27 Цепной, в 1828-91 Пантелеймоновский цепной, в 1915-23 Гангутский, в 1920-х гг. Декабриста Пестеля, с кон. 1920-х гг. до 1991 мост Пестеля), через р. Фонтанка, в створе ул. Пестеля (быв. Пантелеймоновская ул
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Первостроителям Петербурга, памятник

Скульптор М.М. Шемякин. Архитектор В.Б. Бухаев. Открыт 17 октября 1995 г. Материалы: гранит розовый, полированный - архитектурный объем; бронза - накладные рельефы, скульптурная композиция; латунь - накладные текстовые доски. Высота - 500 см
Источник: Городская скульптура на рубеже XX-XXI веков

Первым строителям Санкт-Петербурга, памятник

Адрес: Большой Сампсониевский пр., 41, сквер у Сампсониевского собора Скульптор: Шемякин Михаил Михайлович (род. 1946) Архитектор: Бухаев Вячеслав Борисович (род. 1946) Открыт 17 октября 1995 г
Источник: Памятники Санкт-Петербурга. Справочник.

Петергоф, дворцово-парковый ансамбль

ПЕТЕРГОФ, дворцово-парковый ансамбль в Петродворце, до 1917 летняя имп. резиденция на юж. берегу Финского зал. Стр-во П. велось с 1709 по повелению царя Петра I. В 1714-25 на берегу залива построен дворец Монплезир. С 1715 на сев
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Петергофская дорога

ПЕТЕРГОФСКАЯ ДОРОГА (Петергофская першпектива), назв. в 18 в. части Нарвской дороги на отрезке от СПб. до Петергофа, проходившей вдоль юж. берега Финского зал. (ныне трасса Старо-Петергофского проспекта, Стачек проспекта и Петергофского ш.)
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Разумовского дворец

РАЗУМОВСКОГО ДВОРЕЦ (наб. р. Мойки, 48), пам. архитектуры. Сооружен для графа К. Г. Разумовского (см. Разумовские) в 1762-66 в стиле, переходном от барокко к классицизму (арх. А. Ф. Кокоринов, Ж. Б. Валлен-Деламот) на месте дерев
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Растрелли Б.К. (1675-1744), скульп.

РАСТРЕЛЛИ (Rastrelli) Бартоломео (1675-1744), скульптор, архитектор, резчик, представитель барокко. Выходец из Италии. Учился во Флоренции. С 1698 работал в Риме, с 1700 - в Париже. В 1716 прибыл в СПб
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Растрелли Ф. Б., памятник

Растрелли Франческо Бартоломео (1700-1771). Архитектор, художник-декоратор, крупнейший представитель стиля барокко в русской архитектуре. Адрес: г. Пушкин, Комсомольская ул
Источник: Памятники Санкт-Петербурга. Справочник.

Ротари (Rotari), де Пьетро Антонио, граф (1707–1762), итальянский живописец

РОТАРИ (ROTARI), де Пьетро Антонио, граф (30.09.1707, Верона – 03.09.1762, С.-Петербург). Итальянский живописец, представитель рококо, один из первых преподавателей С.-Петербургской АХ. Учился в Италии у Р.Ауденарде, А. Балестры и Ф. Солимены
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Русский для представления трагедий и комедий театр

РУССКИЙ ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ТРАГЕДИЙ И КОМЕДИЙ ТЕАТР (Головкинский дом), первый рос. гос. постоянный проф. публ. театр. Создан по указу имп. Елизаветы Петровны от 30.8.1756. Размещался на углу 3-й линии В. О. и наб. Б. Невы в доме опального графа М. Г
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Смольный собор (Государственный концертно-выставочный комплекс)

Основан в 1989 в здании Смольного собора (пл. Растрелли, 3/1; построен в 1748–1769 архитектором Ф.-Б. Растрелли, интерьеры выполнены в 1832–1835 архитектором В. П. Стасовым). Зам. директора по выставкам — Нина Силинская (до 2004)
Источник: Новый Художественный Петербург

Смольный, арх. ансамбль

СМОЛЬНЫЙ, архит. ансамбль, создан в 18-20 вв. на излучине левого берега Невы, на месте Смоляного двора нач. 18 в. (отсюда назв.). Включает комплексы Смольного (Воскресенского Новодевичьего) мон
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Собор ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО всех учебных заведений (Смольный)

Сей величественный, устремленный ввысь собор – одно из самых совершенных творений знаменитого Б. Растрелли, шедевр русского барокко. Высокий купол и четыре боковые главки как бы слиты воедино и доминируют над ансамблем Новодевичьего Смольного
Источник: Святыни Петербурга

1 2